Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

Содержание

Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.docx

— 113.25 Кб (Скачать документ)
№ Д и\п п X

i

1. Й i 1 | I 1

1

«

2.

[оминирую-дий фактор в арактерие- Виды помощи семье  и детям   лужбы,          t ентры,           Я чреждения,      о пепиалисты     и [еобходимые окументы  для казания омощи
 
ике семьи [едостаточ-   1 ая              У

[СИХОЛОГО-      г

1едагогичес- 2 ;аи               1 рамотиость : водителей   ш ;смьи           1

Наблюдение  и  консультации^ чителя, психолога,  социального L

с

[едагога.

Помощь психотерапевта семье ит

с

1етям.

1 Проведение семинаров, бесед najL гемы     воспитания,     просмотре видеофильмов, фильмов.             kr \ Вовлечение детей в кружки, лудии,       центры       дневного пребывания, секции. 5. Постановка на учет в ОППН, УВД, к подростковому психиатру, наркологу.

(ру,      школа, t (ентр     защиты р емьи,     Дворец * ворчества,        ) портивная        1 цкола,    бальная с тудия, КДН и тл 1. Управление,

исунки    детей,

характеристика

?чителя,

юихолога,

юциального

тедагога

 
Жестокое обращение   к ребенку
1. Наблюдения  учителя, психолога образовательного       учреждения, социального педагога, социального работника.

2. Консультации     психолога, социального педагога, социального работника,   врача,   юриста   для родителей.

3. Психотерапевтическая  помощь родителям и детям.

4. Привлечение  к занятиям детско-родительской  группы.

6 Постановка  на учет в ОППН ИДН,     КДН,     к     наркологу  привлечение к работе семинаров  наркологу.

7. Привлечение  родителей к работ семинаров,   бесед   по   тематик воспитания в семье.

Педиатры, ДОУ, школы,  службы, центры,      КДН, ОППН

£

Заключение  врача,

направление, заявление, характеристика на ребенка

  Алкоголизм (оба родител пьют) 1. Наблюдения  и  консультаци яцихолога         образователыюг

учреждения     (для     детей подростков).

2. Оказание  психиатрической  наркологической   помощи   семь или ее отдельным членам.

3. Дополнительные   занятия ребенком по оказанию  помощи учебе.

^МТостановка семьи на учет.

и ДОУ,      школ о центры, детски и дом,        прию

кризисный цент исоциальная ,е гостиница,

органы евдравоохране-вния,         врач

службы, учитех

кдаущн_____

1,Акт   жилищных й условий, ^характеристика р, семьи, заявление,

ходатайство

учителя,

воспитателя;

Ходатайство, и, медицинское [я, заключение,

заявление, _|


 
 
    5. Вовлечение  ребенка в систем дополнительного       образован и (кружки, секции и т. д.).

6. Постановка  семьи на учет.

7. Консультация  подростка у врача психиатра,  нарколога и т. д.

8. Консультирование  ребенка н< ПМПК и определение  программь обучения.

9. Перевод   ребенка   в   класс компенсирующего   обучения,   вс вспомогательную   школу,   Центр социально-трудовой     адаптации вечернюю школу, ПТУ и т. д.

10. Работа     с     родителями специалистов     наркологической психиатрической    помощи    (по необходимости).

11. Возбуждение  дела о лишении родительских    прав    (в   случае необходимости)

у я

1 i

) )

характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело      ребенка, заявление-ходатайство    на лишение родительских прав,  справка с места жительства родителей        и ребенка, решение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав
4. Состояние развода   или  после развода

j (

( 1

(

) с

с

г

i

1

г

Г

F

1. Наблюдения  и  консультации психолога          образовательного учреждения, социального  педагога, учителя.

2. Консультативная     помощь психолога и психотерапевта.

3. Привлечение  ребенка в кружки, секции, клубы,  студии и т. д.

4. Дополнительная   помощь   в выполнении домашних  заданий, в учебе.

5. Постановка  ребенка на учет (при необходимости)    к    наркологу, психиатру,  невропатологу.

5.  Привлечение   к  деятельности

шасса родителей ребенка.

7. Помощь ребенку  со стороны его

жружения.

1. Помощь ребенку со стороны сверстников   (по   рекомендации учителя).

).    Привлечение    родителей    к семинарам        по        вопросам  юихологии   детей,   перенесших равму.

0.                      Использование видеоматериалов   для   работы   с юдителями              (последствия шводов).

ДОУ,      школа,

Центры, службы,

консультация

психотерапевта,

родительский

клуб.

1 i

1 (

Педагогическая  характеристика из

образовательного

учреждения,

направление, акт

состояния

жилищно-

бытовых условий

семьи,

гемограмма

Злижайшего

окружения,

ходатайства   

юстановке     на

^чет в ИДН,  у

юихиатра,

шрколога        с

оказанием

сонкретных

фактов)

5. I

с

1еполная      3 емья           р . Привлечение  полной семьи для  } >аботы с ребенком и его семьей.    l }ОУ,       школа,] центры, службы, i Характеристика  гз

 
 
    2. Привлечение  ближайших родственников к воспитанию  ребёнка.

3. Привлечение  неполной семьи к занятиям  детско-родительской группы.

4. Наблюдения  и консультации психолога, социального  педагога.

5. Активная деятельность  классного руководителя или учителя  по вовлечению ребенка в систему  дополнительного образования.

б.Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)

7. Обучение одного  из родителей навыкам воспитания  детей при отсутствии второго  родителя. 8.Постановка на учет  в учреждения и органы социальной  защиты. 9.Привлечение общественных  организаций к воспитанию.

кризисные

центры,

родственники,

дома творчества

органы

социальной

защиты.

образовательного  учреждения, ходатайство    на постановку      в органы

соцзащиты      и другие.

6 Отчужденность родителей из-за

занятости

1 .Сопровождение          ребенка социальным педагогом.

2. Наблюдение  и консультация психолога       образовательного учреждения.

3. Консультативная    помощь психолога, психотерапевта  и др.

4. Привлечение    ребенка    к посещению   Центра   дневного пребывания.

5. Привлечение   родителей   к занятиям      по      психологии подростка.

6. Помощь ребенку  в умении планировать    свое    свободное время (соц. педагог,  классный руководитель).

7. Помощь родителям  с детьми в Центре защиты  семьи.

Центры, ДОУ, образовательн ые учреждения, Дворец творчества. Карта      семь?

рекомендации

для родителей,

ходатайство об

устройстве     в

центр,

заявление

родителей,

приглашение

родителей     в

центр.

7. Полная  семья, один из

родителей пьет

1. Наблюдения  и консультация психолога за  ребенком.

2. Беседа                психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.

3. Вовлечение  ребенка в систему дополнительного  воспитания и образования.

4. Дополнительная        помощь ребенку в учебе со  стороны

ДОУ,

образовательн ые учреждения, Центры социально-педагогической и        медико-психологическ ой

реабилитации,

Психологическ ая

характеристика, педагогическая характеристика, выписка       от участкового педиатра, представление  на ребенка на

    учителей. психолого- ПМПК,
    5. Привлечение  здорового члена медико- школьные
    семьи и  ребенка к занятиям педагогические тетради,
    детско-родительской группы. комиссии, дневник,
    6. Работа                 классного детский      или рисунки детей,
    руководителя,     воспитателя, подростковый направление
    психолога школы с пьющим психиатр. детского
    родителем о необходимости управление психиатра,
    лечения     от     алкогольной здравоохранен заявление-
    зависимости. ия,   инспекция ходатайство
    7. Индивидуальная         работа по         делам  
    социального     педагога     с несовершеннол  
    каждым   из   родителей   по егн их,    Центр  
    изменению    отношений    в защиты  семьи,  
    семье. психолого-  
    8. При  асоциальном поведении медико-  
    ребенка         (агрессивность, педагогический  
    депрессивность, консилиум  
    суицидальность    и   т.    п.) образовательно  
    обследование   подростка   у го учреждения,  
    детского  психиатра. наркологическ  
    9. При  хроническом неусвоении ий   диспансер,  
    школьной            программы Клубы          и  
    направление     ребенка     на Дворцы  
    психолого-медико- творчества  для  
    педагогическую     комиссию детей           и  
    для определения  программы подростков  
    обучения          и          типа    
    образовательного    
    учреждения.    
8. Неполная 1. Беседы                классного Центр  защиты Психологическ
  семья, руководителя,     социального семьи,   школа, ая
  родитель- педагога,      психолога      с ДОУ,       дома характеристика.
  алкоголик пьющим      родителем      о творчества, Педагогическая
  (одинокая необходимости   лечения   от ПМПК,   КДН, характеристика.
  мать- алкогольной зависимости. клубы        для Направление
  алкоголич- 2. Наблюдения  и консультации детей           и образовательно
  ка        или школьного психолога. подростков, го учреждения.
  отец) 3. Вовлечение        социальным органы Заявление-
    педагогом    или    классным здравоохранен ходатайство по
    руководителем    ребенка    в ия форме.
    кружки, секции, библиотеки.   Выписка      из
    4. Информирование      органов   медицинской
    опеки   и   попечительства  о   карты          от
    наличии в такой семье детей с   участкового
    целью постановки вопроса об   педиатра.
    ограничении или о лишении   Направление
    родителя-алкоголика   психиатра. Акт
    родительских  прав.   обследования
    5. Направление            ребенка   жилищных
    образовательным   условий       по
    учреждением на психолого-   форме.

 
      медико-педагогическую   Тетради,
      консультацию               для   дневник.
      определения    уровня    его    
      развития     и     программы    
      обучения.    
    6. При нарушении  подростком    
      правил и  норм общественной    
      жизни,      хулиганстве      и    
      правонарушениях    
      возбуждение                дела    
      образовательным    
      учреждением о  возможности    
      направления в  спецшколу.    
9. Опекунские 1. Вовлечение       детей       и ДОУ,   школы, Направление,
  семьи:   подростков           учителем, специалист  по психологичес-
  престаре-   социальным    педагогом    в охране     прав кая
  лые;   кружки,    секции,    студии, детей, Центры, характеристика,
  употребляю   клубы. ПМПК, педагогическая
  щие 2. Консультации        психолога районный характеристика,
  алкоголь;   образовательного  учреждения психиатр   или тетради,
  педагогичес   для опекунов. невропатолог, дневник,
  ки 3. Индивидуальная         работа ИДН, КДН рисунки,
  несостоя-   психолога с  ребенком.   выписка       из
  тельные 4. Помощь учителей ребенку в   медицинской
      учебе.   карты          от
    5. Консультация  психиатра.   участкового
    6. Возбуждение   педиатра,
      образовательным   направление
      учреждением      ходатайства   невропатолога,
      перед   органами   опеки   и   психиатра
      попечительства   о   лишении    
      опекунов прав на опеку с    
      последующей        передачей    
      ребенка    (новые    опекуны,    
      приемная семья, детский дом,    
      приют и т. д.)    
    7. Направление    
      образовательным    
      учреждением    ребенка    на    
      медико-психолого-    
      педагогическую     комиссию    
      для определения  уровня его    
      развития     и     программы    
      обучения.    
    ос Консультация                   у    
      невропатолога или психиатра.    
10. Родители 1. Наблюдение    и    патронаж ДОУ,    школа, Запросы,
  лишены   семьи социальным педагогом. детский    дом, заполнение
  родительск 2. Сбор информации о семье и приют, бланков       на
  их      прав,   всех              родственниках кризисный всероссийский
  дети   социальным         педагогом, центр,   школа- розыск.
  находятся в   воспитателем. интернат, ходатайства   в

государственных учреждениях

И.

Родители  лишены родительских   прав, но       дети проживают вместе      с ними

3. Восстановление  родственных отношений ребенка  и семьи социальным педагогом.

4. Организация  встреч родителей и детей руководителями  учреждения.

5. Беседы, переписка,  подготовка     родителей     к встрече         с детьми администрацией государственного  учреждения.

6. Помощь со стороны окружения семьи.

7. Привлечение  родителей к совместной деятельности  с детьми в гос. учреждениях.

S. Организация воспитателями переписки детей и родителей.

ЗАГС, ЖЭК, МВД, КДН, ИДН

12.

Случаи  выявления детей,_

1. Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником.

2. Консультации  психолога образовательного учреждения  для родителей и ребенка.

3. Занятия родителей  и детей в семейных группах.

4. Оказание материальной  помощи детям организациями социальной  защиты.

5. Вовлечение  педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т. д.

6. Оказание учителями  помощи ребенку в учебе.

7. Направление  ребенка на психолого-медико-педагогическую  комиссию для определения уровня  развития и программы обучения  образовательным учреждением.

8. Организация  социальным педагогом посещения  ребенком нормальной семьи.

9. Восстановление  родственных связей ребенка.

10. Организация  социальным педагогом пребывания  ребенка в семье выходного дня.

1. 02 -- милиция.

2. Телефон приюта.

3. Телефон отдела по охране и

ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки и попечительства на посещение государственно го учреждения

ДОУ,   школы, Карта
Центр  защиты неблагополучн
семьи,     отдел ой семьи, план
социальной работы          с
защиты, неблагополучн
Психолого- ой       семьей,
медико- направление на
педагогическая психолого-
комиссия, медико-
родственники, психологичес-
друзья  семьи кую
  консультацию,
  акт
  обследования
  жилищных
  условий,
  ходатайство   в
  органы
  социальной
  защиты,
  тетради.
  дневники,
  направление
  психиатра,
  ходатайство   о
  выделении
  материальных
  средств   семье,
  принимающей
  ребенка
  Заявление      о
  нахождении

Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними