Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа
Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.
Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы
Растущая
личность - многопланово используемый
в гуманистической психологии и педагогике
термин. Это основополагающий показатель
успешности решения социальным педагогом
многочисленных проблем развития личности
- ее потенциальной устремленности к своему
росту, непрерывному развертыванию жизненного
опыта.
Рефлексия
- процесс самоосознания социальным педагогом
логики своих состояний, мыслей и действий
в ходе воспитания детей.
Системное реагирование - один из основополагающих принципов теории и методики эффективной организации профессиональной деятельности социального педагога. Означает необходимость осуществления системного противодействия возникшей у индивида (или конкретной социальной группы) проблемы.
Социализация - предельно сложный противоречивый процесс вхождения индивида в социум. Это, с одной стороны, усвоение индивидом определенной системы ценностей (норм, образцов поведения, знаний, представлений), а с другой стороны, - выработка индивидуально неповторимого отношения к ценностям, лежащим в основе личностного роста и развития.
Социальная ситуация развития личности. Вхождение личности в систему сложившихся в социуме отношений осложнено необходимостью выстраивания иерархии мотивов вокруг доминирующего мотива, определяющего стратегический план развития личности. Любая жизненная ситуация становится инструментом развития мотивации либо ее ограничения в развитии. Создание социальной ситуации развития личности, предупреждение эффекта "обратного развития" (Л. С. Выготский) - ключевая оценка качества работы социального педагога.
Стереотип социальный - упрощенное, зачастую одностороннее, искаженное знание о людях, принадлежащих той или иной социально-демографической группе. Стереотипные понятия, оценки, категории, закрепленные в общественном сознании, возникают, как правило, на основе ограниченного, одностороннего опыта. Особенно распространенными являются этнические стереотипы. В их основе лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представлениях какой-либо национальной группы. Исходя из них, люди могут строить предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к данной этнической общности. Социальный стереотип включает в себя единство двух начал: знания и отношения. Из них преобладающим являются отношения.
Технология - алгоритмизированная последовательность педагогических действий, гарантирующих, при соблюдении заранее оговоренных принципов и условий, получение необходимого педагогического результата.
Тренинг социально-психологический - прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой групповые методы формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.
Уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той или иной степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязания личности может быть адекватным, т.е. соответствовать реальным возможностям индивида, в частности ребенка. Может быть неадекватным (завышенным, заниженным). Завышенный УПЛ может стать источником аффекта неадекватности. В педагогическом плане показаны общие методы воспитания, диагностика и работа с семьей, именно здесь зачастую кроется источник неадекватного уровня притязаний личности, особенно ребенка. Часто имеем дело с деструктивным влиянием родителей, завышающих социальные ожидания от ребенка, которые он принимает. Часто успехи на конкурсах влекут за собой эффект неадекватности притязаний. В просторечье это - звездная болезнь.
Установка социальная - ценностное отношение личности как субъекта активности к тому или иному социальному объекту; выражается в фиксированной (на сознательном и бессознательном уровне) готовности определенным образом реагировать на него.
Учебная программа для социального педагога - документ, отражающий, прежде всего, целевые установки, содержательную основу учебного курса по соответствующему предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий, форм и методов обучения, способов контроля достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности
Учебно-воспитательный процесс - процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве.
Целевая задача - задача, непосредственным образом «работающая» на достижение поставленной цели. Специфика целевых задач обнаруживает себя при их сопоставлении с задачами косвенного типа, опосредованно решающими данную цель.
Ценностные ориентации растущей личности - предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистически ориентированную систему - один из элементов качественно организованной работы социального педагога.
Эмпатия - в переводе с греческого означает сопереживание. Особо важная способность, выражающаяся в умении постичь эмоциональное состояние другого человека, в особенности ребенка, проникнуть в мир его чувств и, принимая их во внимание, организовать оптимальным образом процесс социализации ребенка.
28
Приложение
|
2. Стиль семейного воспитания
Авторитарный
Демократический
Либеральный
3, Микроклимат семьи
|
4. Структура семьи
В | А | В + Х | В+С |А+С | А + В + С | А + В |
А - мать, В - отец, С - бабушка (дедушка), X - отчим (мачеха)
5. Условия воспитания
Неудовлетворительные | Удовлетворительные | Хорошие | |||||||||
6. Недостатки семейного воспитания | |||||||||||
Невы | Гипе | Эмоц | Неве | Идеа | Пере | Лиги | Безна | Низк | Незн | Отсу | Небл |
ПОЛИ | рпрот | ио | рие в | лизац | оцен | педаг | дзорн | ая | ание | тстви | агопо |
ение | екция | нальн | его | ия | ка | огиче | ость, | псих | псих | е | лучие |
реко | ое | си | ребен | восп | ские | псих | олого | ологи | един | само | |
менд | отвер | лы | ка | итате | меры | ическ | - | чески | ых | й | |
аций | жени | льны | возде | ая | педаг | X | требо | семь | |||
педаг | е | X | йстви | депр | огиче | особе | вани | и (ми | |||
огов | ребен | возм | я | ивац | екая | нност | й | крокл | |||
ка | ожно стей | ия
ребен ка |
культ ура | ей
ребен ка |
родит елей | имат, здоро вьс) |
риложение 3
Памятка-алгоритм по проведению консультативной работы специалиста
по работе с семьей
Этапы консультирования | Основные задачи | Рекомендации специалисту по работе с семьей |
1
этап. Первичная контактно- |
1. Установление
эмоционально-содержательного
контакта с родителями.
2. Разъяснение
родителям задач и форм 3. Формирование у родителей реалистической установки на сотрудничество. 4. Оказание родителям личностио-психологической поддержки. |
Предупреждать возможность формирования у родителей установки на получение готового рецепта, легкости в разрешении различных трудностей. |
2
этап. Системно-целевая беседа - |
1. Отработка
истории развития ребенка.
2. Получение информации о состоянии здоровья ребенка. 3. Сбор информации о социальной обстановке жизни ребенка. 4. Обсуждение
особенностей поведения, |
1. Рассматривать
данную информацию как
этап консультирования
и обучения родителей,
навыкам системно-целевого 2. Не забыть выразить родителям уважение и признательность в связи с непростой аналитической работой, которую они смогли осуществить. |
3
этап.
Совместный анализ выявленной проблемы |
1. Анализ
чувств и переживаний ребенка,
мотивов его поступков, |
Итог работы - рекомендации по анализу поступка, возникшей проблемной ситуации. |
4
этап.
Итогово- проекционная заключительная беседа. |
1. Подведение
итогов обследования.
2. Определение
сущности и причин 3. Совместная
разработка системы Обсуждение перспектив развития личности ребёнка вследствие предпринятой программы действий. |
1. Необходимо
помочь близким ребенка снять чувство
тревоги, сориентировать их на практические
действия.
2. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями. 3. Оговорить
необходимость посещения 4. Школьников
необходимо рассматривать как
активных участников 5. Спроектировать
их участие в планируемом |
30
Приложение
31
АНКЕТА
(заполняется
при посещении семьи
Дата визита______
Имя ребенка ______
Члены семьи, присутствующие во время визита_
Отсутствующие члены семьи__
Причины отсутствия членов семьи__
Описание дома, квартиры, обстановки квартиры_
Отношение к семье соседей (беседа с соседями)_
Проблемы семьи с точки зрения самой семьи и причины прихода социального
педагога___________
Как долго развивались проблемы?___
Что предпринимала семья или ее члены, чтобы справиться с
проблемами?____
Помогали ли семье? Да_
Нет___
В какой степени? _
Какие службы и организации необходимо привлечь для оказания помощи
семье?___
Определение роли каждого члена семьи
Кто принимает решения в семье?_
Кто все рассказывает?__
Кто оказывает давление и на кого?_________
Кто снимает напряжение в семье?_______
Кто устанавливает правила?_______
Кто призывает к порядку?______
Отношение членов семьи друг к другу (кто к кому относится положительно
или отрицательно)____
Дальние родственники или друзья, с которыми семья общается
Какое влияние на семью или отдельных её членов они оказывают
(положительное, отрицательное и на кого)?________
Существует ли в семье финансовая проблема?_________
Сильные стороны семьи____
Слабые стороны семьи____
Нерешенные вопросы социальным педагогом__
Рекомендации для посещения____
Предлагаемые
новые формы сопровождения
Вопросы, выносимые на обсуждение с коллегами по данной семье:
Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними