Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:25, контрольная работа
Субъекты экономических отношений должны располагать высококвалифицированным персоналом, способным быстрее и эффективнее реагировать на изменения во внешней среде, принимать необходимые решения в сложных, кризисных ситуациях, в условиях дефицита времени. Поэтому одной из приоритетных задач для российских предприятий является создание эффективной системы обучения кадров, переподготовки специалистов, повышения их квалификации, в том числе и осуществление мер по обучению и повышению квалификации руководящих кадров предприятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Контрольная работа № 1
1. Антикризисные характеристики управления персоналом……………...5
2. Основные функции руководителя………………………………………..9
3. Система антикризисного управления персоналом……………………..12
4. Антикризисная политика в управлении персоналом…………………..16
5. Принципы антикризисного управления персоналом…………………..20
6. Система планирования персонала предприятия………………………..29
Контрольная работа № 2………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….45
Принцип командного единства. Команда — это тщательно подобранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, в полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Функции каждого члена команды достаточно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники команды сохраняют свою самостоятельность и самобытность. Управление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем организации.
Принцип
горизонтального
Обычная
вертикально ориентированная
В
ряде крупных международных
Эту же задачу решает модернизация информационных сетей компании. Например, практически все сотрудники IВМ имеют доступ к совместным терминалам и большинство из них работает на собственных терминалах, что обеспечивает связь всех ее работников по всему миру. Это, безусловно, укрепляет горизонтальные связи.
Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип предполагает строгое соблюдение и исполнение Конституции РФ, законов и основанных на них других правовых актов. Он также предусматривает знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норм административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может отрицательно сказаться на обеспечении защиты прав сотрудников, привести к конфликтам с ними в процессе операций по найму и увольнению и в других ситуациях.8
На
практическую реализацию этого принципа
оказывает отрицательное
Рассмотрим частные принципы, которые могут применяться преимущественно в условиях конкретных ситуаций. К этой группе можно отнести следующие основные принципы: учет долгосрочной перспективы организации; интеграция и сплоченность коллектива; участие сотрудников в принятии решений; опора на профессиональное ядро кадрового потенциала; соблюдение баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников; сотрудничество с профсоюзами и общественностью.
Принцип
учета долгосрочной перспективы
организации. Реализация требований этого
принципа предполагает осуществление
стратегического
Стратегическое
прогнозирование и планирование
будут эффективными, если включить
их в общую систему
Принцип
интеграции и сплоченности коллектива.
Реализация этого принципа возможна
при воспитании коллектива в духе
корпоративной, солидарной ответственности
и понимания того факта, что личная
судьба каждого зависит от выживания
организации, от правильно выбранной
стратегии развития. При ее реорганизации
не следует увлекаться механическим
сокращением рабочих мест, свертывать
программы по обучению персонала
и повышению квалификации. Такого
рода меры могут вызвать у работников
стрессовые ситуации, недовольство ее
руководством. Наоборот, необходимо делать
все возможное, чтобы сотрудники
стремились к повышению квалификации,
к саморазвитию, готовились к переориентации
предприятия для производства новых
видов продукции. Важно поддерживать
доверительные отношения
Принцип участия сотрудников в принятии решений. В преуспевающих международных компаниях многие важные решения принимаются на особых заседаниях, открытых для широкого круга работников. Обычно все, кто имеет отношение к выполнению принятых решений (а не только управляющие) бывают на заседаниях. Они участвуют в обсуждении предполагаемых вариантов решений, высказывают свои рекомендации и вносят предложения по совершенствованию того или иного варианта. Такое участие предупреждает сопротивление персонала организационным и технологическим нововведениям, способствует не только взаимопониманию менеджеров и рядовых работников, но и повышает производительность труда.
Принцип
опоры на профессиональное ядро кадрового
потенциала. Ядро кадрового потенциала
представляет собой совокупность способностей
работников организации, которые обеспечивают
ей стратегическое преимущество на рынках
товаров, услуг и знаний. Ценность
этих преимуществ состоит в том,
что конкуренты оказываются неспособными
производить аналогичные по качеству
продукты и услуги или запаздывают
с внедрением нововведений. Эти способности
присущи организационной
Принцип
соблюдения баланса интересов
Принципы сотрудничества с профсоюзами и общественностью. По мнению зарубежных исследователей, роль профсоюзов в странах с развитой рыночной экономикой будет постепенно снижаться. Это связано с изменениями в ряде корпораций политики в отношении заработной платы. Профсоюзы вряд ли смогут добиться единых ставок заработной платы. В японских корпорациях профсоюзы, например, часто интегрированы в институты корпорации и представляют своеобразные отделы социальной работы в рамках руководства. Но сбрасывать их со счетов нельзя. Особенно это относится к России, где профсоюзы и выполняют функции защиты экономических интересов сотрудников, и активно добиваются соблюдения их законных прав в области трудовых отношений. Поэтому менеджерам и предпринимателям необходимо активно сотрудничать с профсоюзами, добиваться установления партнерских отношений, строго выполнять заключенные соглашения, более того, при возникновении производственных конфликтов использовать их возможности и авторитет.
Традиционно
российские предприниматели активно
занимались благотворительной
В современных условиях отечественные и зарубежные предприниматели продолжают эту традицию, выделяя средства на развитие искусства, физкультуры и спорта, оказывают помощь детским и лечебным учреждениям. Некоторые предприниматели считают, что особенно перспективно выделять средства на развитие системы образования как высшего, так и среднетехнического.
Менеджеры и предприниматели ведущих фирм стремятся к установлению отношений сотрудничества с местным сообществом, учитывают их справедливые требования, откликаются на их просьбы, строго соблюдают законы и правовые акты.
Принципы
действуют эффективно тогда, когда
они взаимодействуют и
6. Система
планирования персонала
Основная задача планирования и подготовки персонала предприятия, заключается в определении оптимальной численности, состава и структуры работающих с целью повышения производительности труда, снижения затрат на производство продукции.
Планирование персонала в условиях кризисного предприятия включает:
1. Подсистему планирования требований к конкретным рабочим местам. Основной принцип планирования при этом таков: не рабочее место создается под работника с его квалификационными и личностными характеристиками, а работник нанимается на рабочее место с заранее определенными профессиональными и личностными требованиями.
На предприятии должен быть разработан перечень требований квалификационных, личностных по каждой специальности, по каждому уровню руководителя (бригадир, мастер, начальник цеха и т. д.).
В этом перечне выделяют четыре группы требований:
- обязательные квалификационные и личностные требования;
- желательные дополнительные требования;
- нежелательные, но терпимые требования, например самоуверенность;
- недопустимые качества работника, например, пьет на рабочем месте.
2. Подсистему планирования конкретной потребности предприятия в специалистах, руководителях, в которую входит:
Традиционный способ — по знакомству: берут на работу человека, связанного родственными или приятельскими отношениями с кем-то из знакомых руководителя предприятия, то есть кто-то может поручиться за его порядочность и определенный уровень компетентности. Однако предприятие рискует заполучить «кота в мешке» и потребуется время, чтобы определить его профессионализм, кроме того, сработается ли он с коллективом — неизвестно. А вот расстаться с ним предприятию будет непросто, так как, отвергнув его, можно обидеть рекомендателя, добрые отношения с которым кризисному предприятию необходимы. Кстати, через такого специалиста возможна утечка производственных тайн сначала в кругу знакомых, а затем и дальше.
Другой способ — дать рекламное объявление, что позволит избежать значительных расходов, но надо быть готовым к тому, что руководителя предприятия (или начальника отдела кадров) станут одолевать звонки самых шустрых, но не самых подходящих кандидатов. Вполне может статься, что «тот самый» звонок будет тогда, когда руководитель потеряет терпение и отключит телефон.
Третий способ — обратиться к кадровым агентствам. Их услуги обойдутся кризисному предприятию в среднем в 2—6 окладов специалиста. При этом агентству должны быть представлены перечень формальных требований к будущему специалисту: возраст, пол, образование, опыт работы, внешность, почерк, пять-шесть личностных качеств типа коммуникабельности и педантичности.
Технология
подбора специалиста кадровым агентством
обычно обеспечивает 80%-ную точность
подбора кандидата, тогда как
подбор путем собственного собеседования
руководителя в зависимости от его
опыта, составляет 10—30%. Вместе с тем,
заполучив специалиста через
кадровое агентство, следует учитывать,
что принятый работник может уповать
на свое особое положение на предприятии:
прошел «чистилище» в агентстве
и уже только поэтому руководство
предприятия не может сомневаться
в его квалификации, не может так
просто расстаться с ним хотя бы
по причине затрат на соответствующие
услуги кадрового агентства, а это
«расхолаживающий» фактор. На эффективность
работы агентства могут влиять и
некоторые психологические
Информация о работе Антикризисное управление персоналом организации