Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:00, реферат
Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.
1.2. Цель учебной дисциплины «Организационное поведение» - дать студентам знания и навыки, необ
аименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины ............
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт 3
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины 3
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 3
1.4. Тематический план учебной дисциплины 5
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 5
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса 24
2.2. Рекомендации по работе с литературой 24
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса 24
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами 27
2.5. Советы по подготовке к экзамену 28
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций 28
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 31
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 34
Основные
понятия: социальная
система, социальное
управление, объект
и субъект управления,
социальные отношения,
управляемость социальной
системы, кибернетический,
синергетический подходы,
моделирование, планирование,
координация, субординация,
реординация, целеполагание,
управленческая деятельность,
структурная динамика,
структура управления,
управляющая и управляемая
системы, организационно-
Лекция 4. Социологическое измерение организационного пространства
Представление о социальном пространстве. Социологический анализ организационного пространства. Подходы Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, А. Шютца, А. Филиппова в понимании пространства. Социология «соседства». Теория Э. Гидденса: к вопросу о структурации пространства. Временные и пространственные характеристики организационной среды. Взаимодействие социальных полей: проблема управления. Субъект и объект управления в организационном пространстве. Роль управленца в конструировании организационного пространства. Передний и задний план управления: пространственные характеристики.
Основные
понятия: социальное
пространство, организационное
пространство, время,
теория структурации,
конструирование организационного
пространства, социальные
поля, передний и задний
план в управлении.
Лекция 5. Коммуникативные аспекты управления в организации
Типы и направленность коммуникационных процессов в организации. Функционально-ролевые коммуникационные процессы, способы управленческой коммуникации. Коммуникативные потребности людей. Проблемы коммуникации на работе. Обратная связь: важность, принципы, специфика применения. Речевое воздействие в процессе управления. Коммуникативно-речевые стратегии. Манипуляция в управлении. Понятие и виды коммуникационных барьеров. Компетенция и избирательное слушание. Внутригрупповой язык и различия статуса. Давление времени и коммуникационная перегрузка. Способы совершенствования коммуникаций в организациях.
Основные
понятия: коммуникация,
социальная коммуникация,
аспект, дискурс, субъект,
средства, предмет, эффекты
коммуникации, функционально-ролевая
коммуникация, формальные
коммуникации, неформальные
коммуникации, межличностные
коммуникации, межгрупповые
коммуникации, слухи,
межуровневые коммуникации,
персуазивная, суггестивная
коммуникации, коммуникационные
барьеры, различия статуса,
компетенция, коммуникационная
перегрузка.
Лекция 6. Конфликты в организации
Межличностные
и организационные конфликты.
Факторы возникновения
Методы профилактики конфликтов в организации. Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка как крайняя форма социально-трудового конфликта. стили конфликтного поведения. способы разрешения конфликтов. Методика урегулирования конфликтов. Ведение переговоров при конфликте. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Роль коллектива в преодолении конфликтов. Социальное партнерство. Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния. Технология управления процессом протекания конфликта. разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов. Образцы документов, применяемых при разрешении конфликтов. Роль руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.
Переговоры как форма разрешения конфликта. Специфика переговоров с посредником. Менеджер как посредник в организационном конфликте.
Основные
понятия: конфликт,
организационный конфликт,
динамика конфликта,
конфликтное поведение,
модели развития конфликта,
трудовой спор, стресс,
участник конфликта,
примирительные процедуры,
предупреждение конфликта,
прогнозирование конфликта,
прямые и косвенные
методы разрешения конфликта,
выход из конфликтной
ситуации, индивидуальный
трудовой спор, коллективный
трудовой спор, забастовка,
локаут, уклонение, приспособление,
конфронтация, сотрудничество,
компромисс, профилактика
конфликтов, третья
сторона конфликта,
посредник в конфликте,
нормы деловой этики,
переговоры.
Лекция 7. Свобода и ответственность в управлении. Лояльность персонала.
Особенности свободы в управлении. Свобода, самостоятельность и законность. Рационализация управления. Объективный характер Права человека и правовые нормы в контексте управленческой деятельности. Актуальные аспекты объективации управления. Комплексный характер результатов управления. Способ согласования интересов и обеспечение целостности организации. Организационные ценности, их иерархия. Формирование ценностей в процессе управления. Организационные нормы. Ценностно-нормативные противоречия между управляющей и управляемой системой. Социальная субъектность. Проблема лояльности в организационном поведении. Структура ценностных ориентаций управленца: социологический анализ.
Основные понятия:, долженствование, свобода, самостоятельность, законность, ответственность, юридическая ответственность, государственный интерес, права человека, объективация, компетенция, ценности, нормы, ментальность, социальная установка, идеал, социальная субъектность, управленческие концепции, доверие, лояльность, ценностные ориентации.
Тема 8. Организационное поведение в системе международного бизнеса
Система международного бизнеса в условиях глобализации экономики. Сравнительный анализ национальных организационных культур. Глобальная организационная структура. Коммуникации в международной среде. Мотивация в международной организации. Особенности руководства международными организациями. Группы и команды в международных организациях. Корпоративный имидж в системе международного бизнеса.
Основные
понятия: глобализация
экономики, «глобальная
деревня», организационная
культура, миссия организации,
функционально-ролевая
коммуникация, мотивация,
международные организации,
международный бизнес,
социальное партнерство,
группа, команда, стратегия
сотрудничества, корпоративный
менеджмент, корпоративный
имидж,
Семинарское занятие № 1.
Тема: Основные подходы к изучению организационного поведения
1. Организационное поведение как системная область групповой динамики.
2. Основные элементы организационного поведения.
3. Цели и формы организационного поведения.
4. Факторы, влияющие на организационное поведение.
5. Основные концепции организационного поведения.
Практическая работа:
1. Выполнение теста «Входной контроль знаний»
Рекомендуемая литература:
1. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х. Организация поведения, структура, процессы. Пер.с англ. 8-е изд.. – М.: ИНФРА-М, 2000
6. Молл
Е. Г. Организационное
7. Радугин, А. А., Радугин, К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. М., 1995.
8.Стивен П. Робинз, Основы организационного поведения, «Вильямс»,2006
9. Файоль.
А. Общее и промышленное управление. //
Управление это наука и искусство. М.,1992
Темы докладов и рефератов
Семинарское занятие № 2.
Практическая работа:
Разбор
конкретных ситуаций, диагностика рабочих
отношений. Применение методик исследования
удовлетворенности трудом.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеенок А. А. Социальное управление. Орел: ОРАГС, 2007
2. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006.
3. Бабосов, Е.М. Социология управления. Минск. 2000.
4. Галкин, Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.
Темы докладов и рефератов
Семинарское занятие № 3.
Рекомендуемая литература:
5. Зотова,
З. М. Оптимизация
6. Лысенко
Г. В. Структурные и
7. Полякова, Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. – М., 2004.
8. Филиппов,
А. Социология пространства: общий
замысел и классическая разработка
проблемы [Электронный ресурс] // Internet.
– http:/www.ruthenia.ru/logos/
9. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества; пер. с польск С. М. Червонной – М., 2005.
10. Шютц,
А. Смысловая структура
Семинарское занятие № 4.