Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:00, реферат
Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.
1.2. Цель учебной дисциплины «Организационное поведение» - дать студентам знания и навыки, необ
аименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины ............
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт 3
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины 3
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 3
1.4. Тематический план учебной дисциплины 5
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 5
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса 24
2.2. Рекомендации по работе с литературой 24
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса 24
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами 27
2.5. Советы по подготовке к экзамену 28
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций 28
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 31
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 34
Экзамен является формой заключительного контроля знаний по курсу, его цель заключается в объективной оценке реально достигнутого уровня усвоения материала курса. При подготовке к зачету следует уделить основное внимание таким аспектам, как:
РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Тест «Входной контроль знаний»
1. Организационное поведение — это:
2. Какие факторы наиболее полно определяют организационное поведение:
3. Какие из перечисленных ниже блоков входят в курс «Организационное поведение»:
4. Какие подструктуры не включает внутренняя структура личности:
5. Какова цель создания организации:
6. Что включает термин «внешняя среда»? Укажите то, что считаете верным:
7. Какой из методов стимулирования является наиболее эффективным:
8. Определите последовательность стадий развития коллектива:
9. В силу, каких причин менеджеры создают свою команду? Выберите необходимые причины:
10. Должен ли руководитель находить индивидуальный подход к каждому работнику:
1) да;
2) нет.
Задание 1 «Социальная система»
Опишите основные черты социальной системы организации, в которой вы работаете или учитесь. Покажите, как социальная система влияет на вас и ваши трудовые качества?
Задание 2 «Ситуационное усиление поведения»
Выберите один из типов ситуационного усиления (подкрепления) поведения и опишите факты и события из своей жизни, когда к вам применялся данный тип усиления.
Задание 3 «Наблюдаемые изменения в организации»
Из своего жизненного опыта приведите примеры организационных изменений, которые вам лично приходилось наблюдать или в которых вы непосредственно участвовали. Используйте форму 4.1.
Организационные изменения
Изменения
в организации в области… |
Факты и события из личной жизни |
…целей | |
…стратегий | |
…технологии | |
…ролей и задач | |
…структуры | |
…персонала | |
…культуры |
РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Артефакт - искусственно сделанное, не присущее природе изделие, продукт цивилизации, культуры. Артефакт культурным - воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре информационном сообщении или оценочном суждении.
Вертикальная коммуникация - формальные каналы коммуникации с направлением вверх или вниз, узаконенные иерархической структурой организации. Большая часть информационных потоков при производственном общении направлена сверху вниз: от высшего административного состава к низшему уровню исполнителей.
«Виноградная лоза» - неформальные каналы коммуникации, возникающие в организации в обход ее иерархической структуре. Сообщения, передаваемые по этим каналам, затрагивают скорее личные и социальные, чем организационные или производственные темы.
Власть — возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей
Влияние — асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого.
Горизонтальная коммуникация - формальные, закрепленные иерархической структурой организации каналы коммуникации, нацеленные на обмeн дeлoвoй инфopмaцией между сотрудниками, занимающими равное положение в организации как внутри одного отдела, так и между отделами.
Готовность последователей — способность последователей выполнять указания лидера, определяющаяся тремя основными факторами: их способностью выполнить задание, желанием это сделать и уверенностью в своих силах.
Групповая социализация — процесс приобщения индивидуума к групповой культуре: внушение идеи и насаждение принцип по мере усвоения основных ценностей и, поведенческих норм группы.
Делегирование — передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента.
Дистанция власти — степень готовности общества принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях, учреждениях, организациях. Выражается в том, как общество относится к людям, наделенным властью, и тем, кто ее лишен. Например, в культурах с высокой дистанцией власти подчиненные готовы к неравномерному распределению власти в организации
Заменители лидерства — характеристики индивидуума, задания или организации, позволяющие биться высоких результатов в отсутствие лидерства.
Когнитивный стиль — предпочтительный способ получения и обработки информации индивидуумом.
Коммуникативные сети — каналы передачи сообщения от oдного члена организации другому.
Конвергенция — процесс сближения и интернационализации бизнеса, происходящий в современном мире благодаря индустриализации на основе последних достижении науки и развития современных технологий. Цель конвергенции - интеграция мировой экономики в предположении, что национальные организации развиваются в одном направлении с применением универсальных методов управления. Решая одинаковые проблемы одинаковыми способами, организации всего мира все более уподобляются друг другу.
Консенсус — метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет; против него принципиальные возражения.
Контркультура – субкультура, ценности которой вступают в конфликт и открыто противоречат доминирующим ценностям организации.
Конфликт — процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп.
Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.
Корпоративная культура— комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация.
Культура — совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций, моделей человеческого поведения, общения и самовыражения), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени.
Культурный шок - реакция индивида на его столкновение с иной культурной реальностью, на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком, повседневными практиками и ценностями, языком, нормами и повседневными практиками, характерными для новой среды, в которой он оказался.
Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, возникшие в результате индивидуальной инициативы его членов.
Мозговой штурм — структурированная форма групповой деятельности, направленная на генерацию идей и основанная на синергетическом эффекте, возникающем совместной творческой деятельности людей.
Нормы групповые — правила регулирования поведения членов группы, основанные на представлении о должном, одобряемом, желательном.
Организационная коммуникация — обмен сообщениями для достижения понимания внутри организации, между организациями, а также между организацией и окружающим миром.
Организация — форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильными уровнями упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сообщества.