Механизмы реабилитации проблемных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение и анализ наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с регулированием механизмов реабилитации проблемных территорий. Поставленная цель определила следующие задачи:
Задачи проекта:
1. Рассмотреть виды депрессивных территорий.
2. Проанализировать механизмы реабилитации проблемных территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития
1.1 Сущность и типы проблемных территорий…………………...….5
1.2 Антикризисные механизмы региональной политики………...…13
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий……………………………………………………………………….24
2.1. Механизмы бюджетно-налогового выравнивания проблемных территорий……………………………………………………………………….26
2.2 Механизмы программно-целевой реабилитации проблемных территорий………………………………………………………………….……35
Глава 3. Способы реабилитации депрессивных регионов на примере Калининградской области.
3.1 Антикризисные меры, реализованные и запланированные на 2010-2011 г………………………………………………………………………..…...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Механизмы реабилитации проблемных территорий.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)


 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему: «МЕХАНИЗМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

 

 

 

Выполнил: студентка   ГМУ-08-1                                           Бодунова В.А.___________

                                          специальность   курс     группа                   подпись                                                И.О.Фамилия

 

Проверил:              к.э.н., доцент                                          __________                            И.А.Острина

                                                                                                       подпись

 

                            к.э.н., доцент                                          __________                            И.В.Милькина

                                                                                                        подпись

Москва, 2010

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития

1.1                           Сущность и типы проблемных территорий…………………...….5

1.2                           Антикризисные механизмы региональной политики………...…13

Глава 2.  Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий……………………………………………………………………….24

2.1.              Механизмы бюджетно-налогового выравнивания проблемных территорий……………………………………………………………………….26

2.2                Механизмы программно-целевой реабилитации проблемных территорий………………………………………………………………….……35

Глава 3. Способы реабилитации депрессивных регионов на примере Калининградской области.

              3.1 Антикризисные меры, реализованные и запланированные  на 2010-2011 г………………………………………………………………………..…...52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание стабильного общества и развитие экономики государства невозможно без решения вопроса межрегиональных различий и отставания в развитии отдельных регионов. Из-за этого особенно актуальной становится задача стабилизации экономики регионов, состояние которых оценивается как критическое, и определения путей перехода к стабильному состоянию их экономики.

Впервые в истории Российской федерации проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоила правительство в 1992 г, однако комплексный подход, который помог бы данным территориям усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особенно остро.

В 1998г было узаконено понятие депрессивных регионов России, а в федеральном бюджете была предусмотрена поддержка таких регионов. Впоследствии была сделана попытка наметить структуру законопроекта о государственной поддержке регионов. Уточнялись понятия депрессивных территорий как объектов специальной государственной поддержки, намечались цели и принципы предоставления этой поддержки, отрабатывались механизмы её предоставления тем, чьё состояние оценивалось как кризисное и не способное к стабилизации или улучшению. К 2001 г. был разработан проект федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации", однако далее второго чтения проект не продвинулся, в то время как многочисленные проблемы экономического развития российских регионов говорят о необходимости выработки новой стратегии региональной стабилизации.

 

Актуальность исследования.

В настоящее время на территории Российской Федерации много регионов, которым требуется поддержка.

Цель исследования – изучение и анализ наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с регулированием механизмов реабилитации проблемных территорий. Поставленная цель определила следующие задачи:

Задачи проекта:

1.      Рассмотреть виды депрессивных территорий.

2.      Проанализировать механизмы реабилитации проблемных территорий.

3.      Рассмотреть на примере Калининградской области механизмы антикризисной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития

1.1                           Сущность и типы проблемных территорий

В течение последнего десятилетия появлялось немало определений и классификаций территорий, которые в целом можно определить общим понятием — проблемные. Естественно, что у любой территории всегда есть какие-либо проблемы. Территорий без проблем не бывает, если толь­ко это не территория библейского рая.

Таким образом, категория «проблемности» всегда носит относитель­ный характер. Отсюда, говоря о том или ином типе проблемных террито­рий, важно сопоставлять их не только с некими усредненными (в целом по группе стран, по стране, по группе регионов) показателями, но и с терри­ториями аналогичного типа.

Эксперт Европейского Союза Д. Сепик, работавший в России, под­черкивая, что типология региона влияет на стратегию, темпы развития и, таким образом, конкурентоспособность региона, рассматривал следую­щие варианты:

•   Реконверсионные территории, где заканчиваются природные ресур­сы, а также пропадают соответствующие ноу-хау и коллективная память.

•   Территории, где доминирует значительная группа фирм, специализи­рующихся в определенном технологическом сегменте, где малые и средние предприятия выступают как субподрядчики.

•   Территории, где доминируют услуги и занятость в сфере государст­венной службы.

•   Депрессивные сельскохозяйственные территории.

•   Сельскохозяйственные территории с агропромышленным комплексом.

•   Космополитические агломерации и др.

С политической точки зрения совокупность даже многочисленных центров легче поддается контролю, чем «рассредоточенное» сельское населе­ние.

Доктор экономических наук Л. А. Иванченко, возглавлявший до 2001 г. комитет Государственной думы России по делам Федерации и региональной политики, классифицируя регионы по принципам одно­родности факторов, обусловивших глубину кризисных явлений в эконо­мике и перспектив дальнейшего развития, выделяет восемь групп субъ­ектов Федерации:

•   с достаточно диверсифицированной структурой производства, обла­давших к началу 90-х гг. высоким производственным потенциалом и имевших наименьший спад производства в 1991-1996 гг. (республики Башкортостан, Татарстан, области Белгородская, Вологодская, Ли­пецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская);

•   со сравнительно высоким уровнем показателей производства, но бази­рующемся главным образом на выгодной текущей конъюнктуре миро­вых цен на экспортную продукцию данных регионов (Республики Ко­ми, Саха, Хакасия, Краснодарский край, Иркутская, Кемеровская, Ма­гаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области);

•   с высоким в прошлом производственным потенциалом, продукция которых была в основном ориентирована на внутренний рынок (гра­жданское машиностроение, легкая промышленность), но оказавшихся в трудном положении из-за глубоких изменений в структуре внутреннего потребления и импорта аналогичной продукции в Россию (Вла­димирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области);

• с характеристиками, находящимися на относительно среднем для России уровне и имеющими неплохие возможности для саморазвития (Республика Карелия, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Пермская, Ря­занская, Сахалинская, Тверская области и город Санкт-Петербург);

• крупнейшие аграрные регионы (Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область);

• ориентированные преимущественно на производство продукции во­енного назначения, испытывающие значительные проблемы в резуль­тате так называемой конверсии (Республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Хабаровский край, Брянская, Кировская, Курган­ская, Псковская и Саратовская области);

•              относительно отсталые территории, испытавшие значительный спад производства (Республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тува, Алтай­ский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Калининградская, Тамбовская и Читинская области);

• наиболее отсталые территории (Республики Адыгея, Дагестан, Кабар­дино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Северная Осетия — Алания).

К концу XX в. было принято выделять среди проблемных территорий три основных типа: депрессивные, отсталые и кризисные. Но и здесь раз­личными авторами предлагались разнообразные вариации.

Так, группа ученых — авторов монографии «Государственно-терри­ториальное устройство Россию) — под руководством А. Г. Гранберга счи­тает целесообразным (с учетом территориальной дифференциации соци­ально-экономического положения) проводить региональную политику применительно к группам достаточно выраженных проблемных регионов России. В их числе назывались: развитые, депрессивные, слаборазвитые, особые, нового освоения и стратегические промышленные.

При этом авторы полагают, что «основной типологией является трех­членная группировка регионов по уровням экономического и социального развития (выше среднего, среднего и ниже среднего уровня), которая обобщает особенности их дифференциации и корреспондирует с ней».[13]

Тип депрессивных регионов характеризуется ими сравнительно вы­соким уровнем экономического потенциала, значительной долей промыш­ленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяй­ства, повышенной квалификации местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей или переориентации стратеги­ческого курса эти регионы отличаются глубоким экономическим спадом, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестици­онной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченно­сти и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением.

К середине 90-х гг., по мнению упомянутых выше авторов, «депрес­сивными стали 1/4 субъектов РФ (Архангельская, Ивановская, Кировская, Курганская, Читинская обл. и т. д.)»[13]

К слаборазвитым (экономически отсталым) эти авторы относят «регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяй­ственной деятельности, однобокой, "недиверсифицированной" структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию про­изводственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, наибольшей среди субъ­ектов РФ дотационностыо территориальных бюджетов».

С. С. Артоболевский выделяет три типа территорий: депрессивные, отсталые (слаборазвитые) и особо нуждающиеся (наиболее кризисные).[10]

Процессы депрессивности и отсталости оказались в 1990-е г. в цен­тре обсуждения как ученых, так и политиков. Появилось немалое число публикаций (см., например, работы А. Трейвиша, Е. Нефедовой, А. Петро­ва и др.). Под руководством Л. В. Смирнягина готовились материалы для обсуждения на заседании Комиссии по региональным проблемам России при Президентском Совете.

Говоря  о различных типах проблемных территорий, многие исследователи обращают внимание на различные их уровни. Так, С.А. Булгадаева, исследуя вопросы управления социально-экономическим развитием депрессивных регионов, выделяет таксоны трех уровней:

      зональный (межрегиональный), объединяющий совокупность субъектов РФ, выступающих при определенных условиях как единый депрессивный регион; иногда пограничные, смежные районы субъектов Федерации оценивается как единый депрессивный регион;

      региональный (субъектный);

      местный (локальный), охватывающий в основном внутренние низовые административные районы, районы отдельных городов и их проблемы.[17]

Далее изложим классификацию проблемных территорий по четырем основным характеристикам: генезису, административно-правовому признаку, масштабу и степени проблемности.

В зависимости от генезиса мы предлагаем выделять четыре базовые группы: депрессивные, отсталые, кризисные и иные (прочие) территории. При этом депрессивные территории характеризуются как территории, относительно развитые в недалеком прошлом, в основной отрасли (основ­ных отраслях) экономики которых имел (имеет) место значительный спад производства, вызывающий появление серьезных социально-экономиче­ских проблем.

Под отсталыми территориями мы понимаем те, которые в течение продолжительного времени и практически непрерывно находились на низком уровне социально-экономического развития, т. е. постоянно отста­вали в развитии от других территорий. В определенном смысле отсталые территории были проблемными на протяжении всей современной истории своего развития.

К кризисным территориям предлагается относить территории, кото­рые либо превратились в проблемные в результате глубокого острого кризи­са (вызванного действием мощного внешнего или внутреннего процесса в течение относительно короткого периода), либо проблемы которых приняли под воздействием кризиса особо обостренный характер. В частности, при­чиной появления кризисной территории могут быть боевые действия (Чеч­ня), мощная техногенная катастрофа (авария на Чернобыльской АЭС) и т. п.

Информация о работе Механизмы реабилитации проблемных территорий