Механизмы реабилитации проблемных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение и анализ наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с регулированием механизмов реабилитации проблемных территорий. Поставленная цель определила следующие задачи:
Задачи проекта:
1. Рассмотреть виды депрессивных территорий.
2. Проанализировать механизмы реабилитации проблемных территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития
1.1 Сущность и типы проблемных территорий…………………...….5
1.2 Антикризисные механизмы региональной политики………...…13
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий……………………………………………………………………….24
2.1. Механизмы бюджетно-налогового выравнивания проблемных территорий……………………………………………………………………….26
2.2 Механизмы программно-целевой реабилитации проблемных территорий………………………………………………………………….……35
Глава 3. Способы реабилитации депрессивных регионов на примере Калининградской области.
3.1 Антикризисные меры, реализованные и запланированные на 2010-2011 г………………………………………………………………………..…...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Механизмы реабилитации проблемных территорий.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

•   выравнивание социальных и экономических условий развития ре­гионов.

В указе главы государства, определявшем важнейшие положения ре­гиональной политики страны, серьезное внимание уделялось сокращению чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического разви­тия регионов, поэтапному созданию условий для укрепления в них собст­венной экономической базы повышения благосостояния населения.

Кроме описанных выше ФЦП и различных нормативных актов, на­правленных на решение вопросов региональной политики в стране, при­нимались и особые законы индивидуального характера. Так, в рамках раз­вития законодательства но развитию свободных экономических зон был принят Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калинин­градской области». [8]

Данный закон позволял компенсировать дополнительные затраты по доставке продукции на остальную территорию России, которые несут производители товаров, расположенные в пределах области. Применен­ный в законе механизм льготных таможенных тарифов на импорт должен был стимулировать снижение розничных цен для населения области.

Нельзя не сказать о еще одном важном нормативном акте, имеющем статус федерального конституционного закона и прямо связанном с воз­можностями эксклюзивных механизмов территориальной реабилитации — «О Правительстве Российской Федерации» (1997).[5]

Закон устанавливал, что правительство в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Федерации и ее субъектов по пред­метам совместного ведения координирует деятельность органов исполни­тельной власти субъектов Федерации. При этом в ст. 44 указанного закона предусматривается возможность для правительства в разрешении споров и устранении разногласий между федеральными и региональными органами исполнительной власти путем создания согласительной комиссии.

Практически указанный механизм сочетался с заключением догово­ров и соглашений между центральными и региональными властями, в том числе и для снижения диспропорций в развитии территорий.

Среди одного из действенных способов выравнивания условий соци­ально-экономического развития российских регионов применяется госу­дарственное регулирование цен, обусловленное федеральными норматив­но-правовыми актами по тарифам на услуги естественных монополий. С этим тесно связан такой метод ценовой политики, как регулирование уров­ня дотаций жизненно важных предприятий с низким уровнем рентабель­ности (из бюджетов всех уровней) и регулирование цен на продукцию так называемых предприятий отраслей естественных монополий.

В этой связи уместно вспомнить еще один нормативный акт — Феде­ральный закон «О естественных монополиях». Его действие распростра­няется на отношения, возникающие на товарных рынках РФ, в которых участвуют не только субъекты естественных монополий и потребители, а также органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы власти местного самоуправления. Названный документ определяет ценовое регу­лирование, осуществляемое посредством определения цен и тарифов или их предельного уровня в качестве одного из основных методов регулиро­вания деятельности субъектов естественных монополий.

С точки зрения региональной политики вообще и реабилитации про­блемных территорий в частности немаловажно государственное регулиро­вание цен в отраслях — естественных монополиях (энергетика, трубопро­водный и железнодорожный транспорт, связь и т. п.). Именно эти отрасли во многом определяют уровень затрат в других отраслях народного хозяй­ства, особенно в регионах, где высок уровень транспортных затрат.

Отметим, что в качестве основания для принятия государственными ор­ганами регулирования деятельностью естественных монополий решений о применении методов регулирования должны были бы учитываться такие фак­торы, как удаленность различных групп потребителей от места производства товаров, уровень дотаций и другие меры государственной поддержки.

Наличие большого количества регламентных норм отраслевого, об­щероссийского характера в совокупности с законотворчеством в сфере региональной политики субъектов Федерации объективно затрудняет раз­работку и реализацию общих принципов, обеспечивающих единую стра­тегию социально-экономического развития регионов страны в целом и применение механизмов программно-целевой реабилитации проблемных территорий в частности. На наш взгляд, для изменения сложившегося по­ложения уже давно следовало бы принять законопроекты, подготовленные Комитетом по делам Федерации и региональной политике и принятые Госдумой в двух чтениях еще в 2003 г.

Так, законопроект «Об основах государственного регулирования ре­гионального развития в Российской Федерации» (проект № 8259-3), оп­ределяя основы региональной политики, вводил основные понятия, не­обходимые для регулирования процессов в этой сфере. В законопроекте устанавливались основные задачи государственного регулирования реги­онального развития. Среди них: обеспечение условий для повышения уровня жизни населения и сокращения различий в социально-экономи­ческом развитии регионов; формирование единого социального, эконо­мического и правового пространства с учетом интересов и приоритетов регионального развития; создание условий устойчивого и сбалансиро­ванного развития регионов; создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов при решении федеральных и региональных проблем.

Законопроект определял принципы государственного регулирования регионального развития. В их числе: согласование интересов Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти; учет интересов ассоциа­ций экономического взаимодействия регионов и т. п. Особое внимание в данном документе уделялось федеральным целевым программам регио­нального развития и программам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Законопроект предусматривал необходимость ежегодного государст­венного доклада о региональном развитии в рамках доклада «Предвари­тельные итоги социально-экономического развития Российской Федера­ции» в Государственной думе.

Отдельный законопроект был посвящен федеральным программам регионального развития (он также прошел два чтения в Государственной думе, но в дальнейшем был заблокирован из-за позиции Правительства РФ). В числе подготовленных, но не принятых в третьем чтении феде­ральных законов был и описанный ранее законопроект, предложенный автором этой книги («Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ»).

Помимо принятия специальных федеральных законов, полагаю, было бы полезным обновить Указ Президента России, формулирующий основы региональной политики с учетом новых реалий, целей и задач'. Десять лет, прошедших с момента принятия действующего указа, — срок более чем достаточный для выработки нового документа. Особенно с учетом значи­тельных перемен в государстве, обществе, регионах. В свою очередь, сами субъекты Федерации вправе и должны, на наш взгляд, законодательно за­крепить собственные стратегии развития подведомственных территорий не только па уровне соответствующих программ социально-экономического развития, но и путем принятия специальных законов, прямо посвященных региональной политике применительно к конкретному субъекту Федерации.


 

Глава 3. Способы реабилитации депрессивных регионов на примере Калининградской области

3.1.           Антикризисные меры,  реализованные и запланированные  на

2010-2011 г.

 

В настоящее время в Министерстве экономике Калининградской области разрабатывается пакет мер по преодолению кризисных явлений на

2010-2011 гг.

Укрепление доходной базы консолидированного бюджета КО
 

      Мобилизация налогов на капитал при сокращении налогов на доходы

Доходы консолидированного бюджета снизятся в 2009 году до 7,0 млрд. рублей (на 22,4%), в том числе областной бюджет на 5,5 млрд. рублей (на 25,8%)

      Переоценка кадастровой стоимости земель

      Содействие оформлению земельных участков и постановке на учет в УФНС

      Выявление ненадлежащего использования земель

      Налогообложение земель под многоквартирными домами

      Работа с должниками - взыскание недоимок и штрафов

      Контроль за «серыми» схемами выплат заработной платы

      Работа с предприятиями, допускающими задолженность по заработной плате

2. Сокращение текущих расходов бюджета
 

      Проведена инвентаризация расходов бюджета и мероприятий областных целевых программ. Общее сокращение расходов – 20% + 25%

      отмена индексации с 1 апреля 2009 года социальных выплат, пособий, заработной платы работников бюджетной сферы и нормативов финансирования

      при неисполнении доходной части бюджета по итогам первого полугодия 2009 года не индексировать социальные выплаты и заработную плату с 1 октября 2009 года

      отменена индексация денежного содержания государственных служащих в 2009 году

      сокращены наименее приоритетные мероприятия областных целевых программ

      муниципальным образованиям рекомендовано не индексировать социальные выплаты и заработную плату работников муниципальных учреждений с 1 апреля 2009 года

      внедрение энергосбережения в бюджетном секторе

 
3. Формирование инфраструктуры для будущего развития

 

      подписано соглашение о строительстве АЭС

      софинансирование из областного бюджета ФЦП «Развития Калининградской области до 2014 года» в полном объеме

      софинансирование из областного бюджета инфраструктурных программ (дороги, газификация) в полном объеме

      проведение торгов по разработке концепции игорной зоны «Янтарный берег»

      развитие аэропорта Храброво

      подписано соглашение о строительстве порта и яхтенной марины в г. Пионерском

      приоритетные расходы бюджета – программы развития малого предпринимательства, янтарной отрасли, туристической инфраструктуры


4. Поддержка приоритетных отраслей экономики и стимулирование потребительского спроса

      проведение конкурса на создание промышленной зоны «Гурьевская»

      создан Гарантийный фонд для поддержки малых предприятий

      субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий

      субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей

      гарантии бюджета по кредитам предприятий под залог активов

      развитие микрофинансирования (4 центра в сельской местности)

      консультационная поддержка малых предпринимателей

      субсидирование процентной ставки по ипотечным программам для всех категорий населения


5. Смягчение воздействия кризиса на население

      повышение уровня минимальной зарплаты до 6000 рублей

      индексация наиболее социально-значимых пособий, в том числе на детей, воспитывающихся в замещающих семьях

      профессиональная переподготовка работников, потерявших работу, за счет бюджета и во взаимодействии с бизнесом

      консультации «Как открыть свое дело», в том числе для потерявших работу

      мониторинг использования предприятиями иностранной рабочей силы

      мониторинг конкурентной ситуации на рынках социально-значимых товаров (продукты питания, топливо)

      общественные работы

Помимо всего перечисленного, Калининградская область выиграла 100 млн. руб на поддержку малых предприятий-экспортеров. Из федерального бюджета выделена вышеуказанная сумма на субсидии для данного региона  на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, производящих или реализующих товары, предназначенные на экспорт.

Фонд поддержки предпринимательства проводит конкурс по отбору кредитных организаций       

Государственное автономное учреждение Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства" проводит с 25 ноября 2010 года по 24 декабря 2010 года открытый конкурс по отбору кредитных организаций на право заключения соглашений о сотрудничестве по программе предоставления поручительств государственного автономного учреждения Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, хочется особо подчеркнуть тот факт, что проблемные территории в большинстве своем возникают как одно из закономерных следствий пространственного развития общества, как производное от неравномерности этого развития. 

Несмотря на видимую скромность ожидаемых результатов от инвестиций в проблемные ареалы, там следует, в частности, создавать при федеральной и региональной (межрегиональной, межмуниципальной) поддержке диверсифицированную структуру экономики, содействовать развитии мелкого и среднего бизнеса, т.е. использованию внутренних ресурсов. Важнейшее значение при этом имеет обоснованная избирательность и разумная концентрация сил и средств. Следует концентрировать средства на приоритетных направлениях в отраслевом аспекте, исходя из особенностей конкретных территорий.

Наличие большого количества регламентных норм отраслевого, общероссийского характера в совокупности с законотворчеством в сфере региональной политики субъектов Федерации объективно затрудняет стратегию социально-экономического развития регионов страны в целом и применение механизмов программно-целевой реабилитации проблемных  территорий в частности. Для изменения сложившейся ситуации давно следовало бы принять законно проекты, подготовленные Комитетом по делам Федерации и региональной политике и принятые Госдумой в двух чтениях еще в 2003 году.

Помимо принятия специальных федеральных законов, было бы полезным обновить Указ Президента России, формулирующий основы региональной политики с учетом новых реалий, целей и задач.

В свою очередь, сами субъекты Федерации вправе и должны законодательно закрепить собственные стратегии развития подведомственных территорий не только на уровне соответствующих программ социально-экономического развития, но и путем принятий специальных законов прямо посвященных региональной политике применительно к конкретному субъекту Федерации.

Информация о работе Механизмы реабилитации проблемных территорий