Меры по выходу из финансово-экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание

Вопреки ожиданиям рыночные реформы в России оказались не совсем успешными. Ежегодный спад составляет 10-20% - один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция “съела” сбережения населения и разрушила средний класс - основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, создала потенциал социально-политической нестабильности и, вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типу авторитарного режима.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1 История российской экономики на примере циклов и кризисов………..….3

1.Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………………..8

1.1 Экономические реформы в России……………………………………...…11

1.1.1 Кредитно-денежная политика………………………………………....….11

1.1.2 Налоговая система……………………………………………...…………13

1.1.3 Приватизация………………………………………………………...……14

1.2 Структурный кризис в российской экономике………………………....…15

1.2.1 Проблема организации рынка……………………………………………17

1.2.2 Межотраслевое и внутриотраслевое рассогласование цен………...…..17

1.2.3 Утрата предприятиями оборотных средств…………………………......17

1.2.4 Социальная политика государства……………………………………....17

1.2.5 Долгосрочное государственное регулирования экономики России…..19

2. Меры по выходу из финансово-экономического кризиса…………...……20

2.1 «Программа Грефа»………………………………………………………...20

2.2 Основные черты российской экономики………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………...…24

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Куриленко Лариса Васильевна_Экономическая теория.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

         Нижняя точка кризиса по валовым экономическим показателям была пройдена в 1998 г., а по социальным - в1999 г.На глубину кризиса 1990 - 1998(99) гг. оказал влияние сильнейший финансовый кризис 1998 г. Курс рубля по отношению к доллару составлял в этот период 6 руб. Доходность ГКО росла с 17 до 32%, затем - до 50%, а в мае 1998 г. произошло беспрецедентное повышение доходности ГКО до 150%. Курс же доллара был загнан в узкий коридор и, несмотря на имевшую место инфляцию, рос крайне незначительно. Требовалась девальвация рубля. Но правительство РФ поддерживало рубль, потратив за один год (1997 - 1998) 25 - 30 млрд. долл., что равно бюджету 1998 г. В августе 1998 г., не имея ресурсов для выполнения обязательств, государство объявило дефолт по внутреннему государственному долгу, отказавшись от финансовых обязательств по государственным ценным бумагам. Из-за нежелания планомерно девальвировать рубль Правительство РФ и Центральный банк РФ, в конце концов пустили дело на самотек, и произошла стихийная девальвация рубля в условиях острейшего дефицита валюты - сразу в 4 раза: с 6,2 руб. до примерно 25 руб. за 1 долл.

        Эта стихийная девальвация привела катастрофическим последствиям. Разразился банковский кризис: из 2800 банков и кредитных организаций в России осталось примерно 1300. Произошел резкий скачок потребительских цен, которые поднялись в 1998 г. на 84%, в 1999 г. - еще на 37%. Рухнули реальные доходы населения: в результате финансового кризиса они снизились на 250%. К тому же было подорвано доверие иностранных инвесторов. Все сказанное говорит о том, что при своевременных мерах государства этот кризис можно было бы смягчить.

        Некоторые позитивные сдвиги в состоянии российской экономики можно проследить лишь с 1999 г. Впервые за много лет в России начался подъем производства и увеличение рентабельности промышленных предприятий. Однако данную тенденцию едва ли можно считать долгосрочной, потому что она не обусловлена какими-либо коренными реформами экономики, а является следствием дефолта 1998 г., когда одномоментное четырехкратное удорожание доллара по отношению к рублю вынудило потребителей переключить свой спрос на продукцию отечественных предприятий.

       Еще одним крайне важным фактором при оценке сложившегося положения дел в российской экономике является массовый нелегальный отток капиталов за границу. Важность этого вопроса обусловлена тем, что он напрямую связан с объемами внутренних инвестиций. Общий объем «убежавшего» из нашей страны капитала за 1992 - 1998 гг., зарегистрированный в статистике платежного баланса, по данным журнала «Эксперт», достигает 70 млрд. долл. По оценкам же специалистов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, только по каналам занижения цен начиная с 1992 г. Россия теряла до 10 млрд. долл. в год, а с учетом всех прочих каналов - до 15 - 20 млрд.

     Таким образом, российский кризис 1990 -1998 гг. - это глубокий кризис особого вида, представляющий собой переплетение трансформационного спада с зарождающимся  циклическим кризисом. Особенность  российского кризиса выражается и в том, что он разворачивался в условиях перехода от большого цикла индустриального типа воспроизводства (понижательная длинная волна) к новому большому экономическому циклу постиндустриального типа воспроизводства (повышательная длинная волна).

     Общая кризисная ситуация в стране напрямую сказалась на положении промышленных предприятий. За последнее десятилетие произошла серьезная трансформация их экономических и социально-политических устоев. Это выразилось в нарушении, во-первых, целостности предприятии - основы его устойчивого существования в рыночной среде, а во-вторых, внутренних механизмов саморегулирования, таких как «производственный треугольник»: труд - капитал - продукт, а также функционально-управленческая цепочка: директор - собственники - менеджеры - работники.

       Основными факторами макросреды, провоцирующими кризисные процессы на предприятиях, являются непродуманность государственной политики в отношении государственных предприятий; несовершенство российской законодательно-правовой базы; коррумпированность чиновников всех уровней.

       Начавшееся с 1999 г. по производственным показателям оживление экономики постепенно перерастает в подъем (табл. 3)

     Глубина кризиса и путь, который нужно  преодолеть, чтобы из него выбраться, свидетельствует о том, что за четыре года (1999 - 2002) Россия прошла только около трети этого пути, две трети его еще предстоит пройти.

          

            1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике 

       Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы.

       Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.

     Это, однако, характерно для стран с  уже сформировавшейся рыночной экономикой. В странах, переходящих к рынку  или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией  понимается прежде всего преодоление  кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление - высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку - в России, странах СНГ, государствах Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии - наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты и спад производства. Причина таких явлений - гипертрофия государственного вмешательства в экономику.

          Часто можно встретиться с утверждением, что финансовая и кредитно-денежная система СССР была сбалансированной, а инфляция - это результат начатой в 1992 г. реформы. Однако инфляция может проявляться как в открытом, явном росте цен, так и быть подавленной. Подавленная инфляция выражается в дефиците, ухудшении качества товаров, очередях. Из-за постоянного дефицита товаров у населения появляются вынужденные сбережения, ввиду невозможности потратить деньги. Это способствует образования денежного навеса - избыточной денежной массы, что способствует инфляции. Таким образом, в январе 1992 г. , в связи с либерализацией цен инфляция в России перешла из подавленной формы в открытую.

         При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.

         Ортодоксальный сценарий стабилизации - совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».

           Согласно этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального «якоря». Номинальный «якорь» - это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег «номинальная денежная масса», номинальная заработная плата.

     Однако  ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это зависит  от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо рассмотреть  другой сценарий макроэкономической стабилизации.

          Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации - это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т. е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).

         При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация - переход государственного имущества в частный сектор экономики.

          В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора экономики, т. е. неэффективного распределения ресурсов при помощи государственного вмешательства. Приватизация Проходит только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).

            В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме государственной собственности - тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления: затратный характер материального производства; снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда; застой в развитии техники и технологии; иждивенчество, патернализм, как в сфере производственной деятельности, так и на уровне домашних хозяйств; разрастание теневой экономики.

     Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:

     Экономической (повышение эффективности функционирования хозяйства)

     Фискальной (увеличение доходов госбюджета за счет продажи государственных предприятий в частные руки)

     Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)

     При проведении приватизации в России выделяют два основных подхода: платная и  бесплатная приватизация.

     Бесплатная приватизация. Практическая реализация ее состоит в том, что каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками - «ваучерами».

     Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Главная идея - продажа государственного имущества на аукционах за деньги.

     В экономике России за годы господства командно-административной системы  Советского Союза произошли серьезные  структурные деформации: практически  полная монополизация всех отраслей предприятиями государственного сектора, вследствие чего многие из них неэффективны; милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии; отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавших невозможным процесс саморегуляции уровней спроса и предложение; административная система распределения инвестиционных и прочих ресурсов: застой сельского хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.

     Таким образом, реформирование экономики  осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов. Основные разногласия возникают, когда идет речь о методах реформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы, которые и без государственного вмешательства определят направление структурных реформ. Этот подход критикуют за то, что рыночные механизмы в переходной экономике весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы. Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышение эффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы, то это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду производства, массовой безработице, потере страной научного потенциала, криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.

     Согласно  второму подходу, государство должно принимать активное участие в  проведении структурных реформ. Оно  должно взять на себя разработку и  решительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам направленного характера. Являясь единственным мощным институтом в постсоветском обществе, государство должно принять ответственность по выполнению следующих задач: поддержание производства на жизнеспособных предприятиях, при этом одновременно должны свертываться заведомо нежизнеспособные предприятия; антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству; стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов в экономике; поддержание частных инвестиций и банковского инвестиционного кредита; содействие формированию внутренних инвесторов и привлечение иностранных инвестиций организация эффективного использования иностранных кредитов; постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен, а также активное продвижение отечественной продукции на мировой рынок; сохранение научно-технического потенциала и закладывание основ дальнейшего экономического роста.

Информация о работе Меры по выходу из финансово-экономического кризиса