Меры по выходу из финансово-экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание

Вопреки ожиданиям рыночные реформы в России оказались не совсем успешными. Ежегодный спад составляет 10-20% - один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция “съела” сбережения населения и разрушила средний класс - основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, создала потенциал социально-политической нестабильности и, вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типу авторитарного режима.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1 История российской экономики на примере циклов и кризисов………..….3

1.Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………………..8

1.1 Экономические реформы в России……………………………………...…11

1.1.1 Кредитно-денежная политика………………………………………....….11

1.1.2 Налоговая система……………………………………………...…………13

1.1.3 Приватизация………………………………………………………...……14

1.2 Структурный кризис в российской экономике………………………....…15

1.2.1 Проблема организации рынка……………………………………………17

1.2.2 Межотраслевое и внутриотраслевое рассогласование цен………...…..17

1.2.3 Утрата предприятиями оборотных средств…………………………......17

1.2.4 Социальная политика государства……………………………………....17

1.2.5 Долгосрочное государственное регулирования экономики России…..19

2. Меры по выходу из финансово-экономического кризиса…………...……20

2.1 «Программа Грефа»………………………………………………………...20

2.2 Основные черты российской экономики………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………...…24

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Куриленко Лариса Васильевна_Экономическая теория.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на столь значительный спад, уже  в1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста, а ВВП России в период с 1999 по 2005 годы увеличивался в среднем на 6,7% ежегодно, опираясь на высокие цены на нефть, «слабый рубль», рост производства и сферы услуг.

     Стабильный  экономический рост в последние  годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.

     В то же время экономика России продолжает быть зависимой от экспорта сырья, в  частности нефти, природного газа, металлов и древесины, которые составляют около 80% экспорта. В последние годы, однако, в России произошел существенный рост потребления - в среднем на 12,6% ежегодно, что стало причиной укрепления внутреннего рынка.

     Экономическое развитие страны крайне неравномерно: Москва и Московская область примерно треть ВВП страны, при этом численность населения в регионе составляет десятую часть от общероссийского.

     В настоящее время, в связи с  наставшим мировым финансовым кризисом Всемирный банк напророчил России в 2009 году массу экономических проблем, на основании которых сделал оптимистический вывод: кризис может, наконец, заставить российские власти провести долгожданные структурные реформы в экономике.

     Большие золотовалютные резервы и бюджетный  профицит помогли России избежать кризисов таких масштабов, какие настигли другие страны. «Вплоть до середины года инвесторы воспринимали Россию как пиковую даму мирового рынка», -- заявил главный экономист представительства Всемирного банка в России Желько Богетич, представляя очередной доклад Банка по экономике России. Однако выйти совсем без потерь не удастся. По прогнозам ВБ, на следующий год Россию ожидает двукратное падение темпов экономического роста, высокая инфляция и отток капитала. Правда, прогнозы нефтяных цен международных экспертов намного оптимистичнее российских. По их оценкам, средняя цена нефти в 2009 году составит 74,5 долл. за баррель. Российское же Министерство финансов прогнозирует лишь 50, при том, что бюджет на 2008 год пока исходит из цены 95 долл. за баррель.

     Рост  реального ВВП в 2008 году, по оценке Всемирного банка, составит 6% вместо ожидавшихся  до кризиса 6,8%. Уже в четвертом  квартале снижение темпов роста составит порядка 2%. На 2009 год замедление будет  гораздо более значительным -- рост в 3% вместо ожидавшихся ранее 6,5%. Но и тут ВБ оказался оптимистичнее российских властей. Источник в правительстве сообщил вчера журналистам, что рост ВВП в 2009 году ожидается на уровне 2% и ниже. Впрочем, рост мирового производства в 2009 году прогнозируется ниже одного процента.

     Чистый  отток капитала из России по итогам 2008 года, по оценке ВБ, составит порядка 50 млрд долл., а на следующий год -- уже более 100 млрд. Иностранные инвесторы  в условиях глобального кризиса  покидают все развивающиеся рынки, в том числе и Россию.

     Неутешительны прогнозы банка для России и по инфляции. К концу 2008 года они ожидают 13,5% при официальном прогнозе 11,8%. Однако сходные прогнозы давало и  большинство российских экспертов. Более серьезным является вывод  ВБ о том, что и на 2009 год рост цен существенно не замедлится. «Снижение инфляции до уровня ниже 12% в 2009 году будет сложной задачей», -- убежден г-н Богетич.

     По  совокупности всех этих факторов Всемирный  банк ожидает ослабления рубля в  краткосрочной перспективе. «Ослабление  цен на нефть, отток капитала, снижение сальдо платежного баланса -- влияние этих факторов продолжится в краткосрочной перспективе», -- полагает г-н Богетич. Тем не менее, даже остающихся пока в распоряжении властей 475 млрд долл. международных резервов "более чем достаточно" для поддержания стабильности рубля. В принципе, по мнению г-на Богетича, для выполнения этой задачи будут достаточны резервы в размере 350 млрд. долл.

     России, с точки зрения экспертов Всемирного банка, пока не хватает стабильности. «Несмотря на хорошие макроэкономические показатели, структурные недостатки банковского сектора и недостаточно широкая экономическая база делают Россию уязвимой к многочисленным внешним шокам, связанным с падением цен на нефть, резкой переменой направления потока капитала, а также изменениями настроения инвесторов и падением фондового рынка», -- говорится в отчете ВБ.

     По  гражданам ударит не только рост цен, но и ухудшение ситуации на рынке  труда. Банк ожидает умеренный рост безработицы -- с 5,3% в начале 2008 года до 5,9% к концу. В 2009 году ожидается дальнейший рост до 6,6%. Эксперты Всемирного банка стали первыми, кто официально заявил: ухудшение мировой экономической ситуации так или иначе коснется каждого россиянина. По данным банка, в период 2000--2007 годов реальный ВВП на душу населения в среднем рос приблизительно на 7% в год. При этом доля бедных снизилась с 29% в 2000 году до 13,4% в 2007 году. Это означает, что за период 2000--2007 годов порядка 30 млн человек вышли из категории бедного населения. Но финансовый кризис меняет ситуацию. В соответствии с докризисным сценарием реальный ВВП на душу населения должен был вырасти на 6,8% в 2008 году и на 6,5% в 2009 году. В этом случае доля бедных сократилась бы до 10,2% в 2008 году и до 8,6% в 2009 году, то есть на 5,7 млн.человек.

     По  кризисному сценарию, прогнозируемая доля бедного населения увеличится по сравнению с докризисным сценарием  до 10,4% в 2008 году и 9,5% в 2009 году, то есть в период 2007--2009 годов категорию  бедных покинет примерно на 1,3 млн  .россиян меньше, чем было бы без кризиса.

     Впрочем, полагают в банке, нет худа без  добра: именно сейчас правительство  могло бы заняться проведением структурных  реформ в целях диверсификации экономики, которые власти год за годом откладывали, упиваясь макроэкономической стабильностью. «Кризис может стать катализатором структурных реформ, нацеленных на повышение производительности и улучшение делового климата, а также налоговых реформ, направленных на укрепление нефтяной налоговой базы экономики», - полагают эксперты Всемирного банка.

     Дальнейшее  продвижение России вперед может  быть обеспечено за счет диверсификации при обеспечении большей открытости экономики. Кроме того, это может  обеспечить рост макроэкономической стабильности, наращивание импорта, расширение использования новейших технологий, увеличение прямых иностранных инвестиций, а также построение более здоровой и сильной банковской системы, говорится в докладе Всемирного банка. То есть кризис может даже сыграть на руку российским властям.

     Кроме того, эксперты советуют продолжить интеграцию России в мировую экономику, в том числе ускорив процедуру ее вступления во Всемирную торговую организацию. ВБ также советует пристально следить за проблемой неплатежей, а главное, быть готовыми принять еще один комплекс «своевременных и взвешенных мер» по поддержке отдельных секторов экономики. «В 2009 году углубление рецессии может потребовать введения пакета мер бюджетного стимулирования», -- предупреждает главный экономист представительства Всемирного банка в России Желько Богетич.  

                                       Заключение 

     Некоторые уроки, вытекающие из сегодняшней экономики  России, в отношении того, как  следует осуществлять переход от социалистической к рыночной экономике.

     Первый  шаг - создание рыночных институтов, на которых зиждется такая экономика (права собственности, юридическая система, банки, торговый кодекс, система бухгалтерского учета, страхование, финансовая система, реклама и т.д.).

     Второй  шаг - сначала создание новых конкурирующих  предприятий, а затем трансформация старых предприятий в жизнеспособные прибыльные фирмы с компетентными менеджерами, эффективно работающими рабочими, современными фондами и технологией, надежными источниками производственных факторов и рынками сбыта и т.д. Эти компании могут быть государственными или частными.

     Третий  шаг - приватизация государственных  предприятий, т.е. перевод их в частный  сектор. Если отложить приватизацию до этого момента, то предприятия (включая  вновь созданные государственные) станут жизнеспособными, так как  будут использовать институты рыночной экономики, в том числе банки, финансовую систему, страхование и другие, которые могут облегчить подобный переход.

     Для успешного осуществления перехода к рынку требуется более активная политика правительства, чем та, которая осуществляется в России после распада Советского Союза. Целью преобразований должна была бы быть не нерегулируемая система, а скорее смешанная экономика с крепким государственным сектором, связанным с центральным правительством и местными органами власти. Такой государственный сектор должен служить не для возрождения прежней системы централизованного планирования, а скорее для реализации важных инициатив, которые не ориентированы полностью на частный сектор. В частности, это позволило бы обеспечивать средства для финансирования трансакций между компаниями и рынками промежуточных товаров. Необходимо также ввести в действие свод законов, согласно которым наказывалось бы разбазаривание фондов, монополизация рынков, вымогательство и прочие уголовные деяния. Вводить в действие эти законы следует тщательно, чтобы предотвратить криминализацию экономики. Роль государства при переходе к рыночной экономике должна быть ведущей, так как трудно осуществить такой переход в отсутствии сильных и активно действующих органов власти.

     Частные рынки капитала готовы предоставлять  финансовые средства, если существуют разумные перспективы получения  прибыли при приемлемом уровне риска. Действительно, рыночным показателем  успеха реформ является именно наличие  такого капитала независимо от его происхождения - отечественного или иностранного.  

                       

                             Список используемой литературы: 
 

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.  и дополненное.: Норма, 2005г.

2. Белокрылова  О.С. Теория переходной экономики. - Ростов н/Д: Феникс, 2002г.

3. Богомолов  О.Т. Раздумья о былом и насущном. - М.: Институт экономических стратегий, 2007г. - 424 с.

4. Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. - М.: Наука, 2006г. -235с.

5. Естигнеев Р.Н. Безмолвное знание (Воспоминание экономиста). М., Н.П.// Вопросы экономики, 2006. - 288с.

6. Хейфец Б.А. Деловая политика России. - Научный эксперт, ЗАО «Издательство экономика», 2007г. - 104с.

7. Бессонов В, Воскобойников И. Динамика основных фондов и инвестиций в российской переходной экономике. - М.: ИЭПП, 2006Г. -65С.

8. Пономоренко С. Финансовый сектор и издержки инфляции в странах с переходной экономикой. М.: ИЭПП. - 2005г. - 82с.

9. Дадишев В.И. О путях России в будущее (Какая модель общественного развития нужна России) - М.: ИЭРАН. 2008 - 34С.

10. Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики 1998 №10.

11. Морозов В. Анатомия кризиса-политика "отсрочной инфляции". // Вопросы экономики, 1998 №9.

12. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист, 1998 №9.

13. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис. // Вопросы экономики 1998 №11-12.

14. Д. Медведев, А. Кудрин, С. Иванов, В. Мау, С. Степашин, Г. Колодко, Е. Гайдар, Е. Ясин, А. Жуков, Я. Уринсон. Экономическая политика. ИЭПП. 2006Г. - №2.

15. Аренд Р. Экономика после стабилизации: спад, кризис.// Обзор экономики России, 1999г. №2

16. Басс А.Я. Антиинвестиции и переходная экономика // ЭКО. - 2006. - N 7. - С.3-29.

Информация о работе Меры по выходу из финансово-экономического кризиса