Роль маркетинга в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание

Цель маркетинга в антикризисном управлении – обеспечить в первую очередь производство и продажу таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносят предприятию основную массу прибыли. Наиболее полно и лучше, чем конкуренты, удовлетворять запросы потребителей возможно, если в выбранных направлениях деятельности предприятие имеет или может иметь сильные и устойчивые конкурентные преимущества, основанные на стержневых компетенциях предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава1. Роль маркетинга в антикризисном управлении 6
1.1 Антикризисное управление и регулирование 6
1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии 11
1.3 Типы антикризисных маркетинговых стратегий 17
Глава 2. Построение антикризисных маркетинговых программ в ООО «Стил» 27
2.1 Возможные варианты антикризисных маркетинговых стратегий 27
2.2 Выбор эффективной маркетинговой стратегии в ООО «Стил» …..29
2.3 Расчет экономического эффекта …………………………………………...35
Заключение ……………………………………………………………………...40
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

кур раб печать.docx

— 89.48 Кб (Скачать документ)

     Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами [3,с.78]:

     - гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

     - склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

     - диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

     - снижение централизма для обеспечения  своевременного ситуационного реагирования  на возникающие проблемы;

     - усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

     Антикризисное управление имеет особенности и  в части его технологий:

     - мобильность и динамичность в  использовании ресурсов, проведении  изменений и преобразований, реализации  инновационных программ;

     - осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

     - повышенная чувствительность к  фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;

     - усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих  решений и выбору альтернатив  поведения и деятельности;

     - использование антикризисного критерия  качества управленческих решений  при их разработке и реализации.

     Механизм  управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия  дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

     В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

     - мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

     - установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

     - интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

     - инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

     - корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

     Все это в совокупности должно найти  отражение в стиле управления, который надо понимать не только как  характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться  профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии

 

     Разработка  маркетинговой стратегии для  антикризисного управления – сложная  и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления рассматривается  в условиях рыночных отношений как  мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная  организация противостоит изменяющимся условиям, прежде всего, внешней среды.

     Стратегия управления представляет собой хозяйственную  политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера  и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.

     Стратегия в маркетинге – более устойчивый инструмент, чем цели, так как  служит условием, обеспечивающим реализацию идей и миссии организации. Цели же маркетинга более динамичны и  подвержены корректировке в зависимости  не только от стадий антикризисного управления, но и от изменяющейся конъюнктуры  рыночного спроса, цен, инфляции и  других процессов.

     Учитывая  комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом  цикле, любая маркетинговая стратегия  рассматривается как многоаспектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности. В качестве примера в табл. 1 приведены основные антикризисные управленческие решения по укрупненным видам маркетинговой деятельности.

     Выделены  типичные для маркетингового цикла  четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и  реализация маркетинговых программ.

     Маркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая  информация к принятию антикризисных  управленческих решений, направленных на стабилизацию и выход организации  из кризиса.

     Таблица 1 – Направления антикризисных  управленческих решений [1, с. 168]

Виды  маркетинговой деятельности Виды решений
1. Анализ  и оценка рыночных и маркетинговых  возможностей организации - оценка и  ранжирование факторов маркетинговой  среды, тормозящих функционирование  организации, их нейтрализация

- экспертная  оценка риска работы на конкретных  рынках, определение границы риска  и условий неопределенности

- оценка  возможных преимуществ организации  в функционировании на реальных  рынках

2. Отбор  целевых рынков - оценка спроса  и вероятности освоения рынка

- формирование  потребности в продукте на  новых сегментах рынка

- оценка  негативных и позитивных факторов, влияющих на формирование целевых  сегментов и условия их освоения

 

Продолжение табл. 1

3. Разработка  комплекса маркетинга - выбор критериев  инновационных решений по профилирующей  продукции (услугам)

- выбор  методов оценки уровня цен

- выбор  средств и методов управления  процессом выведения товаров  (услуг) на рынки и их продвижение  к потребителю

- выбор  средств и методов управления  сбытом продукции (услуг)

- выбор  средств и методов предоставления  фирменных услуг (сервиса)

- оценка  эффективности коммуникаций, средств  и методов рекламной кампании

4. Разработка  и реализация маркетинговых программ - обоснование  антикризисных программ организации,  стратегических и тактических  планов, бизнес-плана
 

     В таблице 1 приводится «поле» решений, на основе которых менеджер строит логику модели формирования стратегии поведения организации на рынке, выбирает главное направление концентрации усилий организации по выходу из кризиса за счет маркетинговых возможностей – ключевую маркетинговую стратегию.

     Все другие стратегии ранжируются и  могут служить направлением тактических  действий на более коротких промежутках  времени. Чаще всего в кризисных  условиях разрабатывается среднесрочная  стратегия до трех лет. Любая стратегия  маркетинговой деятельности реализуется  в конкретной программе.

     Маркетинговые программы включают мероприятия, которые  следует выполнить организации  для стабилизации ситуации на рынке  и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности). Маркетинговые антикризисные программы  могут быть частью стратегического  и тактического плана организации  по выходу из кризиса или антикризисного бизнес-плана. Приоритетными в антикризисном  маркетинге являются стратегии продвижения  товаров на новые рынки, упрочнения положения на старых рынках, диверсификация.

     При выборе маркетинговой стратегии  существенную помощь менеджеру может  оказать выделение признаков  и классификация стратегий (таб. 2).

     Особенность данной классификации – в выделении  признаков, комплексно характеризующих  не только будущее положение организации  на рынке, но и пути его достижения.

     Таблица 2 – Классификация маркетинговых  стратегий в антикризисном управлении [1, с. 169]

Признак Виды стратегий
1. Маркетинговая  среда Интеграционные  стратегии:

- макроэкономическая,

- внешнеэкономическая,

- региональная,

- производственной  сферы и непроизводственной сферы,

- межотраслевая  и отраслевая

2. Функциональное  значение Стратегии факторов производства:

- производственных,

- инвестиционных,

- инновационных,

-финансовых,

- трудовых,

- информационных

3. Развитие  организации Антикризисная стратегия:

- предотвращение  несостоятельности,

- выход  из кризиса,

- ликвидация  его последствий

4. Вид  и масштаб рынка Рыночная стратегия:

- расширение  рынка,

- проникновение  вглубь рынка,

- продвижение  товара на новые рынки,

- конкурентные  преимущества

5. Приоритет  средств маркетинга Товарная стратегия:

- дифференциация  профилирующего товара, диверсификация

Ценовая стратегия:

- повышение/понижение  цен,

- ценовая  конъюнктура

Фирменная стратегия:

- фирменного  товара,

- имиджа,

- сервиса,

- стиля,

- дизайна

Рекламная стратегия:

- информирование  о преимуществах товара,

- убеждение,

- мотивация,

- напоминание

 
 

Продолжение табл. 2

6. Рыночная  конъюнктура Стратегия спроса и предложения:

- стимулирующая,

- креативная,

- поддерживающая,

- противодействующая

7. Рыночное  поведение Стратегия мелких организации:

- копирование  продуктов ведущих фирм,

- приспособление  к потребностям,

- интеграция  с более крупными организациями

Стратегия средних организаций:

- патентная – рыночных ниш,

- инновационная,

- интенсивного  маркетинга

Стратегия крупных фирм:

- широкое  проникновение,

- «снятие  сливок»

    1.3Типы антикризисных маркетинговых стратегий

 

     Маркетинговая стратегия вместе с тактическим  решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий –  производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности. [11, с. 18]

     Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана  управления предприятием. Эта стратегия  должна быть нацелена на поддержание  и развитие продаж, совершенствование  производства в соответствии с запросами  покупателей, развитие интеллектуального  потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых  рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся  с жизненным циклом товаров и  самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии.

Информация о работе Роль маркетинга в антикризисном управлении