Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:50, курсовая работа
Цель маркетинга в антикризисном управлении – обеспечить в первую очередь производство и продажу таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносят предприятию основную массу прибыли. Наиболее полно и лучше, чем конкуренты, удовлетворять запросы потребителей возможно, если в выбранных направлениях деятельности предприятие имеет или может иметь сильные и устойчивые конкурентные преимущества, основанные на стержневых компетенциях предприятия.
Введение 3
Глава1. Роль маркетинга в антикризисном управлении 6
1.1 Антикризисное управление и регулирование 6
1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии 11
1.3 Типы антикризисных маркетинговых стратегий 17
Глава 2. Построение антикризисных маркетинговых программ в ООО «Стил» 27
2.1 Возможные варианты антикризисных маркетинговых стратегий 27
2.2 Выбор эффективной маркетинговой стратегии в ООО «Стил» …..29
2.3 Расчет экономического эффекта …………………………………………...35
Заключение ……………………………………………………………………...40
Список литературы 42
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами [3,с.78]:
- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
- диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
-
снижение централизма для
- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
- осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
-
усиление внимания к
-
использование антикризисного
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
- интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;
- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления – сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям, прежде всего, внешней среды.
Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.
Стратегия в маркетинге – более устойчивый инструмент, чем цели, так как служит условием, обеспечивающим реализацию идей и миссии организации. Цели же маркетинга более динамичны и подвержены корректировке в зависимости не только от стадий антикризисного управления, но и от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса, цен, инфляции и других процессов.
Учитывая
комплексный характер средств маркетинга
и логическую последовательность их
использования в маркетинговом
цикле, любая маркетинговая стратегия
рассматривается как
Выделены типичные для маркетингового цикла четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ.
Маркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая информация к принятию антикризисных управленческих решений, направленных на стабилизацию и выход организации из кризиса.
Таблица 1 – Направления антикризисных управленческих решений [1, с. 168]
Виды маркетинговой деятельности | Виды решений |
1. Анализ
и оценка рыночных и |
- оценка и
ранжирование факторов - экспертная
оценка риска работы на - оценка
возможных преимуществ |
2. Отбор целевых рынков | - оценка спроса
и вероятности освоения рынка
- формирование потребности в продукте на новых сегментах рынка - оценка
негативных и позитивных |
Продолжение табл. 1
3. Разработка комплекса маркетинга | - выбор критериев
инновационных решений по - выбор методов оценки уровня цен - выбор
средств и методов управления
процессом выведения товаров
(услуг) на рынки и их - выбор средств и методов управления сбытом продукции (услуг) - выбор
средств и методов - оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной кампании |
4. Разработка
и реализация маркетинговых |
- обоснование
антикризисных программ |
В таблице 1 приводится «поле» решений, на основе которых менеджер строит логику модели формирования стратегии поведения организации на рынке, выбирает главное направление концентрации усилий организации по выходу из кризиса за счет маркетинговых возможностей – ключевую маркетинговую стратегию.
Все другие стратегии ранжируются и могут служить направлением тактических действий на более коротких промежутках времени. Чаще всего в кризисных условиях разрабатывается среднесрочная стратегия до трех лет. Любая стратегия маркетинговой деятельности реализуется в конкретной программе.
Маркетинговые
программы включают мероприятия, которые
следует выполнить организации
для стабилизации ситуации на рынке
и по выходу из кризиса неплатежеспособности
(неуправляемости, неконкурентоспособности).
Маркетинговые антикризисные
При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (таб. 2).
Особенность данной классификации – в выделении признаков, комплексно характеризующих не только будущее положение организации на рынке, но и пути его достижения.
Таблица
2 – Классификация маркетинговых
стратегий в антикризисном
Признак | Виды стратегий |
1. Маркетинговая среда | Интеграционные
стратегии:
- макроэкономическая, - внешнеэкономическая, - региональная, - производственной
сферы и непроизводственной - межотраслевая и отраслевая |
2. Функциональное значение | Стратегии факторов
производства:
- производственных, - инвестиционных, - инновационных, -финансовых, - трудовых, - информационных |
3. Развитие организации | Антикризисная
стратегия:
- предотвращение несостоятельности, - выход из кризиса, - ликвидация его последствий |
4. Вид и масштаб рынка | Рыночная стратегия:
- расширение рынка, - проникновение вглубь рынка, - продвижение товара на новые рынки, - конкурентные преимущества |
5. Приоритет средств маркетинга | Товарная стратегия:
- дифференциация профилирующего товара, диверсификация Ценовая стратегия: - повышение/понижение цен, - ценовая конъюнктура Фирменная стратегия: - фирменного товара, - имиджа, - сервиса, - стиля, - дизайна Рекламная стратегия: - информирование о преимуществах товара, - убеждение, - мотивация, - напоминание |
Продолжение табл. 2
6. Рыночная конъюнктура | Стратегия спроса
и предложения:
- стимулирующая, - креативная, - поддерживающая, - противодействующая |
7. Рыночное поведение | Стратегия мелких организации:
- копирование продуктов ведущих фирм, - приспособление к потребностям, - интеграция с более крупными организациями Стратегия средних организаций: - патентная – рыночных ниш, - инновационная, - интенсивного маркетинга Стратегия крупных фирм: - широкое проникновение, - «снятие сливок» |
Маркетинговая стратегия вместе с тактическим решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий – производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности. [11, с. 18]
Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии.
Информация о работе Роль маркетинга в антикризисном управлении