Внедрение инноваций в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание

Целью работы является внедрение инноваций в кризисных условиях в ООО «Торговый дизайн».
На основании цели были поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность понятия «инноваций»;
-провести организационно-экономическую характеристику предприятия;
-осуществить финансовую диагностику хозяйствующей организации и диагностику банкротства;
-раскрыть сущность предлагаемой инновации;
-разработать инновационный проект и оценить его эффективность;

Работа состоит из  1 файл

введ.docx

— 166.28 Кб (Скачать документ)

     Инновационная стратегия тесно связана с  принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах—способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих навыков, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы [2].

     Различают два основных типа инновационной  стратегии:

     ·              адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;

     ·              конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

     Адаптивную  стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов.

     Конкурентная  стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем [10].

     Инновационная деятельность крупных компаний, успешно  действующих на рынке, развивается, как правило, широким фронтом и распространяется на соответствующие организационные подразделения.

     Уровень инновационного потенциала предприятия  во многом зависит от всего предшествующего  опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фактором здесь является то, как усваивается управленческий опыт, какие уроки извлекаются из прошлого. Специалисты выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта.

     1.                 Уровень внешнего окружения – условия, конкуренты, потребители и т.п.

     2.           Уровень собственных действий организации (менеджера) – инновационная стратегия, процедуры и методы управления и т.д.

     3.           Уровень процессов и методов выявления, определения и решения проблем, применяемых организацией (менеджером), например культура, уровень знаний, функциональная специализация;

     4.           Уровень организационного сознания, объединяющий первые три.

     Адаптивные  организации рассматривают в  каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.

     Организации, нацеленные на использование всех уровней  организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности – системное мышление, открывающее возможности для творчества.

     Таким образом, инновационный потенциал  организации, помимо качеств НИОКР и технологического производственного уровня развития организации, зависит от уровня организационного сознания управленческого персонала. 
 

    1.3 Роль инноваций в антикризисном управлении 

     Любая социально-экономическая система  достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства [13].

     Наибольший  вклад в развитие теории инновации  принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

  1. изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям;
  2. внедрение нового, т.е. неизвестного метода (способа) производства;
  3. освоение нового рынка сбыта;
  4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

     Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации- изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Инновации обычно несут принципиальные новшества, они отличаются  наличием широкого спектра изменений.

     «Существует множество видов инноваций. Но для  антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации»[4].

     Процессные  преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:

  1. в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
  2. в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);
  3. в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
  4. технологические - в процессах производства продукта, услуги и др.;
  5. организационные - в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.;

     Процессные  инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность процессных преобразований - краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

     Продуктовые инновации - это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию - путем покупки изобретения, или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.

     При разработке продуктовых инноваций  в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость  выбора таких инноваций, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости [9].

     Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для  предприятия и рынка, так и  по другим критериям.

     По  жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые инновации:

  1. с длительным жизненным циклом;
  2. с коротким жизненным циклом;
  3. инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-  технического задела;
  4. капиталоемкие;
  5. некапиталоемкие;
  6. с коротким сроком окупаемости;
  7. с длительным сроком окупаемости.

     Данные  виды инноваций, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных  ситуациях антикризисного управления.

     Продуктовые инновации имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.

     Ресурсные инновации- это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:

  1. реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования- управление, организация производства, работа с персоналом и др.;
  2. перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;
  3. перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

     «Ресурсные  инновации  непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости».

     В то же время ресурсные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления [1].

     Различные виды инноваций в зависимости  от их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций можно ранжировать следующим образом:

  1. наиболее доступные и оперативные - процессные новшества;
  2. продуктовые инновации являются среднесрочными и среднекапиталоемкими, а ресурсные - самыми долгосрочными и дорогостоящими.

     Это расположение инноваций остается таким  же, если ранжировать их в зависимости  от вероятности рисков.  В совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие.

     Таким образом, ресурсные нововведения в  антикризисном управлении играют различную  роль в зависимости от состояния  фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ТОРГОВЫЙ ДИЗАЙН» 

      2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый Дизайн» 

     Полное  фирменное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дизайн». Сокращенное фирменное наименование: ООО «Торговый Дизайн».

     Место нахождения предприятия: 241025, г. Брянск, ул. Орджоникидзе, д. 54. Учредительным  документом предприятия является устав. ООО «Торговый Дизайн» обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке.

     Общество  имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Объект  вправе в установленном порядке  открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать со своим фирменным наименованием на русском языке и указанием на место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

     Общество  имеет гражданские права и  несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Информация о работе Внедрение инноваций в антикризисном управлении