Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа
Средства, поступающие от дебиторов, являются одним из основных источников доходов производственных предприятий. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты покупателями счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Появление дебиторской задолженности приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность организации в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние. Это в свою очередь приводит к необходимости изменения расчетных отношений между организацией и покупателями, выработке рациональной политики предоставления кредитов и инкассации задолженностей.
Во-первых, с ее помощью можно полностью автоматизировать процесс предоставления клиентам кредитного лимита. В карточку покупателя заносятся данные о сроках и сумме лимита. В случае его превышения, документы на отгрузку данному клиенту просто невозможно будет выписать. Кроме ответственного сотрудника, имеющего права доступа на данную операцию, никто не может изменить кредитный лимит клиента.
Во-вторых, можно автоматически оповещать сотрудников отдела продаж о том, что срок оплаты по его сделке прошел, а деньги от клиента не поступили. В этом случае сотрудник может незамедлительно начинать работу с таким клиентом. Иначе: о том, что у клиента есть непогашенная задолженность сам клиент и работающий с ним сотрудник отдела продаж могут узнать только в момент, когда не смогут получить документы на отгрузку следующей партии товара из-за превышения кредитного лимита. А это может произойти через несколько недель, даже месяцев после того, как просроченная задолженность возникла.
В-третьих, возможности современных программ по учету позволяют получать большое количество всевозможных отчетов, в том числе отчетов о продажах в различных разрезах и отчетов о дебиторской задолженности. Таким образом, в любой момент времени сотрудники отдела продаж, финансовые специалисты и руководители компании могут получить отчет о состоянии дебиторской задолженности (как по отдельным клиентам, так и по компании в целом). Это позволяет держать ситуацию под постоянным контролем.
- Постоянный мониторинг и анализ дебиторской задолженности
Все вышеперечисленные мероприятия дадут только кратковременный эффект, если никто не будет постоянно анализировать текущую ситуацию с дебиторской задолженностью и принимать необходимые меры по ее улучшению. Мониторинг и анализ текущей ситуации, как правило, проводят сотрудники финансового отдела. Затем они доводят информацию в виде соответствующих отчетов до руководства компании.
Отчеты о состоянии дебиторской задолженности можно получать тем чаще, чем сложнее ситуация с денежным потоком. В обычном режиме отчеты, как правило, предоставляются раз в месяц, но их можно получать и каждую неделю, даже каждый день.
Какую именно информацию необходимо анализировать?
а) Общая сумма задолженности по компании (по группам клиентов, по отдельным клиентам).
б) Срок задолженности. Стандартные отчеты позволяют разбивать общую сумму задолженности на периоды до 30 дней, от 30 до 60, от 60 до 90 и т.д. Чем выше срок задолженности, тем больше вероятность того, что получить ее уже не удастся.
в) Оборачиваемость дебиторской задолженности. Это отношение суммы задолженности на конец периода к сумме продаж за этот период (выражается в днях и показывает, на сколько дней в среднем компания предоставляет кредит своим клиентам).
Эти данные можно анализировать как в целом по компании, так и по группам клиентов, и по отдельным клиентам. Необходимо сравнивать полученную информацию с данными за предыдущие периоды, чтобы оценить динамику происходящих процессов и эффективность мероприятий по улучшению ситуации. В случае резких или неожиданных отклонений данных по периодам или от запланированных стоит провести дополнительный анализ для выяснений причин таких отклонений.
Система управления дебиторской задолженностью состоит из пяти элементов, и может работать действительно эффективно только при наличии всех этих составляющих. Как правило, внедрение такой системы не требует значительных финансовых затрат при наличии в компании какой-либо программы по учету. А эффект от ее внедрения может быть весьма значительным и ощутимым.
Исходя из выше сказанного, ОАО «Уфанет», должно непрерывно контролировать дебиторскую задолженность и стремиться к ее минимизации, несмотря на то, что данный актив находится в хорошем состоянии. Это позволит организации не только сохранить текущее финансовое положение, но и постоянно его улучшать.
Средства, поступающие от дебиторов, являются одним из основных источников доходов производственных предприятий. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты покупателями счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Появление данного актива приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность организации в оборотных активах для финансирования текущей деятельности. Состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние организации.
Понятие дебиторской задолженности является многосторонним, и нет единого мнения в его определении. Разные ее определения раскрывают лишь одну из сторон дебиторской задолженности. Проанализировав различные мнения, я сделала вывод, что дебиторская задолженность является оборотным активом организации, который представляет собой документально оформленные обязательства юридических и физических лиц, возникающих в результате хозяйственной деятельности предприятия, по поводу оплаты товаров, работ, услуг, выданных авансов, расчетов с бюджетом, подотчетных сумм и других операций. Но в любом случае дебиторская задолженность рассматривается в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.
Кроме этого дебиторская задолженность воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств. Дебиторская задолженность имеет свой состав, который определяется дебитором и способом образования обязательств. Для более углубленного проведения анализа дебиторской задолженности и управления ею предусмотрена соответствующая классификация.
Организации имеют возможность продавать дебиторскую задолженность. Для этой цели создаются коллекторские агентства, которые покупают дебиторскую задолженность у предприятий по цене ниже самой задолженности.
Для рационального управления дебиторской задолженности нужно учитывать факторы, которые влияют на ее уровень. Правильная оценка видов дебиторской задолженности, их соотношение и минимизация просроченных долгов способствует улучшению финансового результата организации.
В отношении дебиторской задолженности имеется определенная нормативно-правовая база. Так, ПБУ 4/99 определяет место дебиторской задолженности и способы раскрытия ее статей в бухгалтерской отчетности организации. В Гражданском Кодексе закреплены операции с дебиторской задолженностью такие, как переуступка прав требований, взаимозачет требований, списание просроченной дебиторской задолженности. Между дебитором и кредитором возможны соглашение об отступном и соглашение новации, а также коммерческий кредит. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, а также Налоговым Кодексом предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам для покрытия просроченной дебиторской задолженности.
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 656 с.
2. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова, Н.Н. Хахонова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с. (Высшее образование).
3. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 525 с.
4. Глинистый В.Д. Практика бухгалтерского учета // Налоговый вестник. 2004. №7. С. 91 – 93.
5. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая.
6. Донцова А.В. Бухгалтерская отчетность и ее анализ. – М.: "Интер-Тех", 2003 г. – 112 с.
7. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие по ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – 3-е изд. испр. и. доп. – М.: Омега–Л, 2007, – 451с.
8. Звягин. С.А. Анализ дебиторской задолженности для целей бухгалтерской экспертизы // Бухгалтерский учет. – 2007. – №10. – С. 76 – 79.
9. Зубарева С.А. Основные принципы организации управленческой отчетности // Бухгалтерский учет. – 2003. – №12. – С. 57 – 60.
10. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 720 с.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 448 с.
12. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.; Под. Ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 470 с.
13. Мизиковский Е.А. Аудит дебиторской задолженности // Аудиторские ведомости. – 2004 – № 3. – С. 35 – 40.
14. Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб.-мет. пособие. – М.: Форум: Инфра-М, 2004. – 128 с.
15. Парушина, Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2002. – №4. – С.46 – 53.
16. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет. – 2004. – №9. – С. 42 – 47.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2001. – 688с.
18. Сысоева, И.А. Дебиторская и кредиторская задолженность // Бухгалтерский учет. – 2004. – №1. – С. 17 – 27.
47
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности