Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – на основании экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по повышению эффективности управления предприятием с целью оптимизации показателя прибыли.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: рассмотрена сущность и значение прибыли и рентабельности деятельности предприятия; произведен анализ прибыли от реализации продукции, чистой прибыли организации и рентабельности деятельности предприятия; выявлены неиспользованные возможности повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал реально и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации
1.1 Экономическая сущность и значение прибыли и рентабельности деятельности организации
1.2 Источники информации и методика анализа финансовых результатов деятельности организации
1.3 Финансово-экономическая характеристика организации
2. Анализ прибыли и рентабельности деятельности организации
2.1 Анализ прибыли от реализации продукции
2.2 Анализ чистой прибыли организации
2.3 Анализ рентабельности деятельности организации
2.4 Выявление неиспользованных возможностей и экономическое обоснование резервов повышения прибыли и рентабельности деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
При изучении финансовых результатов деятельности предприятия и порядка их учета необходимо рассмотреть прибыль как экономическую категорию, выявить её экономическую сущность. Под общим понятием прибыли понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых понятий.
Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
В экономической теории существует теория К. Маркса о трудовом происхождении прибыли. Марксистская теория исходит из того, что прибыль представляет собой не что иное, как превращенную форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала [12, с.48].
Созданный на предприятии общественный продукт по своему экономическому содержанию состоит из перенесённой стоимости потреблённых средств производства, стоимости продукта, созданного прибавочным трудом. Прибыль представляет собой денежную форму стоимости прибавочного продукта, выступает как разница между продажной ценой товара и затратами капитала на его производство. Её колебания обусловлены в основном двумя факторами. Первый фактор - это норма прибавочной стоимости, второй - органическое строение капитала.
Как экономическая категория прибыль в обобщённом виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществлённого труда. Она создаётся в процессе материального производства, а выявляется в процессе реализации как часть денежной выручки от реализации продукции, работ и услуг. Современная западная экономическая теория трактует прибыль как доход от использования факторов производства - труда, земли, капитала и предпринимательства [4, с.284].
Вопрос определения финансового результата предприятия - один из фундаментальных и наиболее сложных вопросов, стоящих перед бухгалтерским учетом. Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как бухгалтерская и экономическая прибыль. Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета, и указывается в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток - их уменьшением. Разница между общим доходом (выручкой) и экономическими издержками представляет собой экономическую прибыль. Она является ориентиром для предпринимателей. Экономическая прибыль есть результат предпринимательской деятельности субъекта, его умения оптимально скомбинировать имеющиеся факторы производства, найти им лучшее применение. Сущность экономической прибыли можно объяснить и новаторством предпринимателя, применением им инновационных решений в хозяйственной деятельности, то есть видно, что природа экономической прибыли связана с риском предпринимателя, его готовностью нести ответственность за принимаемые решения.
Оригинальный подход к понятию «прибыль» изложен и в книге «Теория бухгалтерского учета» М.Р. Мэтьюса и М.Х.Б. Переры. По мнению авторов, прибыль также рассматривается в двух аспектах: бухгалтерском и экономическом. Прибыль, с точки зрения экономики, определяется как степень улучшения благосостояния хозяйствующего субъекта за данный период времени, т.е. прибыль той или иной фирмы можно определить как максимальную сумму, которую она может истратить в течение определенного периода с условием, что состояние её к концу этого периода не уменьшится по сравнению с началом [13, с. 134].
Мэтьюс отмечает предложение западных экономистов выделить 4 типа прибыли:
1) текущую прибыль от хозяйственной деятельности - превышение выручки от реализации над текущей стоимостью затрат на производство и себестоимостью реализованной продукции;
2) реализуемую экономию затрат - рост цен имеющихся в наличии активов в течение отчетного периода;
3) реализованную экономию затрат - разница между себестоимостью и текущими покупными ценами реализованной продукции;
4) реализованные выигрыши по капитальным активам - разность выручки от реализации и исторической себестоимости при ликвидации долгосрочных активов [13, с. 140].
Мэтьюс утверждает, что сведение об этих четырех видах прибыли служили бы лучшим показателем "благосостояния" и предоставляли бы пользователям больше информации для анализа результатов деятельности предприятия. Также Мэтьюс отмечает, что важность широкого подхода к прибыли признана и Советом по стандартам бухгалтерского учета, который определяет полную прибыль следующим образом: полная прибыль - это изменение собственного капитала (чистых активов) хозяйствующего субъекта за отчетный период, являющееся результатом хозяйственных операций и событий, не связанных с личным капиталом собственников фирмы. Она включает все изменения собственного капитала, произошедшие за период, за исключением тех, что являются следствием вкладов собственников и выплат собственникам.
Существуют и другие подходы к определению экономической сущности прибыли. Сущность прибыли наиболее полно раскрывается в её функциях. Н..И. Базылев в книге "Экономическая теория" выделяет 3 функции прибыли:
1) учетную;
2) стимулирующую;
3) распределительную.
Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Основными показателями, раскрывающими эту функцию, являются масса и норма прибыли. Именно на основании этих показателей, а также на основе их сопоставления с показателями, характеризующими размер предприятия, судят о результатах хозяйственной деятельности, об её эффективности, о финансовом состоянии предприятия, принимаются управленческие решения.
Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, ведь на величину прибыли оказывают непосредственное влияние количество произведенной продукции, уровень производственных издержек, уровень производительности труда и другие факторы.
Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников. Она предопределяет финансовое положение предприятия, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, служит основным источником пополнения местных и республиканского бюджетов [5, с.232].
В настоящее время значительная часть экономической литературы посвящена насущным вопросам по использованию нового Плана счетов и перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (Воскресенская А.С., Михалкевич А.П., Чернов В.А. и др.)[10,с.57; 30,с.112; 50,с.109]
Анализ прибыли осуществляется преимущественно с целью выбора наиболее выгодного варианта получения прибыли на основе сопоставления различных путей. Среди аналитиков, уделяющим особое внимание анализу финансовых результатов, можно отметить Л.А. Богдановскую «Анализ издержек и финансовых результатов деятельности предприятий (фирмы) с учетом международного опыта», В.И Стражева «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности». Королёв Ю.Ю. в своей работе «Оценка и учет прибыли промышленного предприятия в инфляционной среде» [19, с.96] анализирует следующие основные определения экономической сущности прибыли: неоклассическое, рисковое, кейнсианское, институциональное и марксистское. Это свидетельствует о том, что нет единых подходов к определению экономической сущности прибыли, что имеются различные противоречивые суждения по данной проблеме. Критическое рассмотрение различных определений экономической сущности прибыли позволило автору сформулировать вывод о возможности рассмотрения прибыли как сложной экономической категории, представляющей собой выраженный в денежной форме чистый доход субъекта хозяйствования на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления хозяйственной деятельности, представляющий собой разницу между доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Такой подход к рассмотрению экономической сущности прибыли интегрирует взгляды, изложенные в рамках отдельных экономических теорий, и не противоречит им.
Особое место в оценке результатов деятельности предприятий занимают показатели рентабельности, характеризующие отношение прибыли к величине авансированных средств (все активы предприятия, инвестиционный и собственный капитал) [4, с. 54]. При этом в расчет принимается чистая прибыль (прибыль отчетного периода за вычетом налогов в бюджет). При моделировании этих показателей по факторным зависимостям устанавливается связь между рентабельностью активов и рентабельностью реализации, оборачиваемостью активов; между рентабельностью собственного капитала и изменением уровня рентабельности продукции, скорости оборота собственного капитала, соотношения собственного и заемного капитала.
Показатель рентабельности отдельных изделий, выполненных работ и услуг отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на их производство и определяется как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции, работ и услуг. Сравнение уровня доходности текущих затрат по отдельным видам продукции внутри отрасли и в межотраслевом разрезе позволяет определить причины колебаний в себестоимости и обосновать мероприятия по увеличению удельного веса специализированного производства, технологической замене дорогостоящего сырья, материалов, по ускорению внедрения и освоения новой техники и современных технологий, по улучшению качества продукции и другие.
Такие показатели отвечают интересам всех участников бизнеса. Предприятия заинтересованы в повышении уровня доходности всех активов, всего капитала, инвесторы и кредиторы - в увеличении отдачи на инвестируемый капитал, учредители и акционеры - в росте доходности акций.
Обоснованное определение конечных финансовых результатов и уровня доходности с различных позиций позволяет анализировать итоги хозяйствования на всех этапах деятельности предприятий и активизировать экономические рычаги воздействия на увеличение прибыли. К их числу относятся увеличение выручки от реализации, повышение уровня рентабельности отдельных изделий, видов работ и услуг, ускорение оборачиваемости активов и оптимизация расходов по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Таким образом, рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [15, с. 280].
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
– показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
– показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
– показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).
Указанные выше показатели рентабельности следует рассчитывать по прибыли от реализации товаров, прибыли отчетного периода и чистой прибыли, что позволяет изучить влияние составных частей прибыли и ее использования на рентабельность работы предприятия.
Рентабельность продукции (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп).
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Рентабельность операционной деятельности (Rод) рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к общей сумме затрат по операционной деятельности {Зод).
Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ).
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В). Она характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой стоимости операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе.
Рентабельность совокупных активов (ВЕР) определяется отношением общей суммы брутто-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов (EBIT) к среднегодовой сумме совокупного капитала (EBIT). Характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия.