Анализ финансовых результатов и оценка эффективности функционирования организации на материалах ОАО "Брестский электромеханический за

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основании экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по повышению эффективности управления предприятием с целью оптимизации показателя прибыли.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: рассмотрена сущность и значение прибыли и рентабельности деятельности предприятия; произведен анализ прибыли от реализации продукции, чистой прибыли организации и рентабельности деятельности предприятия; выявлены неиспользованные возможности повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал реально и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации
1.1 Экономическая сущность и значение прибыли и рентабельности деятельности организации
1.2 Источники информации и методика анализа финансовых результатов деятельности организации
1.3 Финансово-экономическая характеристика организации
2. Анализ прибыли и рентабельности деятельности организации
2.1 Анализ прибыли от реализации продукции
2.2 Анализ чистой прибыли организации
2.3 Анализ рентабельности деятельности организации
2.4 Выявление неиспользованных возможностей и экономическое обоснование резервов повышения прибыли и рентабельности деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

света.doc

— 638.00 Кб (Скачать документ)

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости за­трат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализ распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы увеличения прибыли.

Очень часто руководители мелких, средних, а зачастую и крупных предприятий уделяют мало времени контролю расходов на своем предприятии. В подавляющем большинстве предприятий затраты можно уменьшить от 10 до 50%, увеличив таким образом чистую прибыль. Уменьшение расходов самый простой и эффективный способ заработать больше.

Одним из факторов уменьшения расходов является систематизация и улучшение порядка оплаты труда персонала, введение прогрессивных методов поощрения и контроля сотрудников. Введение правил и норм, контроль их выполнения на первых этапах внедрения.

Эффективность работы компании и ее прибыль сильно зависят от работы каждого сотрудника компании, начиная от директора и закачивания низшими звеньями. Рядовые сотрудники, зачастую, могут влиять на плодотворность работы больше, чем руководящие сотрудники. Таким образом,  увеличение эффективности работы сотрудников компании - это прямое увеличение прибыли. Росту  прибыли  предприятия также содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением оборачиваемости; 2) уменьшением массы затрат; 3) увеличением нормы прибыли путем повышения цен.

Это самые основные переменные. Вместе с тем фирмы, успешно функционирующие на западном рынке, считают, что долгосрочная прибыльность компаний (фирм) зависит от значительно большего числа факторов (более 30), характеризующих состоя­ние конкурентной ситуации, ситуации на рынке производители, рыночной ситуации. И поэтому важно в процессе разработки стратегического плана управления прибылью не упустить из виду и ряд других важных факторов (капиталоемкость, отно­сительное качество продукции (торговых услуг), относительную долю предприятия (компании) на рынке, производитель­ность труда).

Между целями развития предприятия и факторами, их опреде­ляющими, существует тесная связь. Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами вы­ступают  структура реализации товаров и услуг, уровень торговых  надбавок,  цены реализации, объем, структура  и  эффективность использования ресурсного потенциала, размер прибыли.

Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими ее дости­жение, становятся объем собственных и привлеченных оборот­ных средств и эффективность их использования, размер при­были.

Если предприятия в качестве первоочередной цели опреде­ляют обеспечение социального потребления и социального раз­вития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают затраты на производство и реализацию продукции, численность и состав используемых трудовых ре­сурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормати­вы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер прибыли.

Все вышеназванные цели и факторы сами находятся в тес­ной взаимосвязи и взаимообусловленности. Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при использовании всех возможностей), спо­собствовали достижению важнейших целей развития предприятия (фирмы)   (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Схема   формирования   стратегического   плана   управления   прибылью

Примечание - Источник: [22, c. 263]

В практике работы предприятия имеются большие резервы роста прибыли. Они носят характер традиционных (рост выручки от реализации, снижение себестоимости и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращива­ния прибыли не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:

–             новая философия взаимоотношений с контрагентами;

–             использование возможностей рисковой деятельности;

–             инновационная политика;

–             оптимальные масштабы предприятия;

–             использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;

–             выгодное размещение денежных ресурсов и др.

 

1.2                 Источники информации и методика анализа финансовых результатов деятельности организации

 

Основным источником информации для анализа финансовых результатов деятельности организации является бухгалтерская отчетность. Отчетность организаций базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим организации с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности организации.  Цель бухгалтерской отчетности – предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия.

Отчетность содержит десятки показателей, представляющих огромный интерес для аналитиков. Проверка финансового состояния немыслима без тщательного анализа финансовых показателей.

Годовая бухгалтерская отчетность содержит наиболее полную информацию о деятельности предприятия. Она позволяет всесторонне и глубоко провести анализ деятельности предприятия, вскрыть имеющиеся резервы ее улучшения, правильно оценить положительные и отрицательные тенденции в развитии производства и финансовом положении предприятия.

Финансовое положение характеризует бухгалтерский баланс; результаты деятельности показываются в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; изменения в финансах отражает «Отчет о движении денежных средств».

На современном этапе развития назрела необходимость приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета в условиях планируемой экономики, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих и финансовых органов.

В условиях рыночной экономики финансовая отчетность интересует в первую очередь инвесторов. Информация должна представлять объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Именно в целях изменения такого положения дел разработана программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Анализ финансовых результатов деятельности организации на этапе анализа финансовых отчетов начинается с «чтения» бухгалтерского баланса.

А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности:

1. Формируется ряд показателей, в которых проявляются финансовые результаты организации». При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток от продаж и прочей внерализационной деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например по отношению прибыли к выручке от продажи – по рентабельности продаж.

3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.

4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.

5. Изучается качество прибыли – обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.

6. Проводится анализ рентабельности активов предприятия.

7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.

Н. Н. Селезнева рекомендует проводить анализ финансовых результатов и рентабельности организации в следующей последовательности:

1. Дается классификация прибыли, которая рассматривается как показатель эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:

- по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;

- по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества, внереализационная прибыль;

- по видам деятельности: прибыль от обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;

-по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;

-по характеру использования: прибыль, направленная на дивиденды (потребленная), прибыль капитализированная (нераспределенная) прибыль.

Одновременно с этим ею выделяются следующие цели управления прибылью: максимизация прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и условиями рыночной конъюнктуры; достижение оптимального соотношения между максимально возможным уровнем прибыли и риском ее получения; высокое качество прибыли; обеспечение соответствующего уровня выплаты дивидендов собственникам; обеспечение достаточного объема инвестиций за счет нераспределенной прибыли; увеличение рыночной стоимости предприятия; обеспечение эффективных программ участия персонала в распределении прибыли.

2. Формируются показатели прибыли, раскрываются основы их расчета и раскрываются взаимосвязи между ними.

3. Перечисляются экономические факторы, влияющие на величину прибыли, проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.

4. Рекомендуется при анализе учитывать влияние инфляции на финансовые результаты.

5. Проводится анализ «качества» прибыли, под которым понимается «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации». Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения объема выпуска и продаж в натуральных показателях. Кроме этого, качество прибыли характеризуется: состоянием расчетов с кредиторами, чем меньше просроченной кредиторской задолженности, тем выше качество прибыли; уровнем рентабельности продаж; коэффициентом достаточности прибыли; структурой рентабельности по видам продукции.

6. Рассматриваются денежные потоки организации в целях выяснения степени достаточности поступлений денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия. Предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.

7. Осуществляется анализ финансовых результатов по финансовой отчетности предприятия, т. е. изучаются их уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках) и структура (вертикальный анализ).

8. Предложена схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.

9. Изменение прибыли от реализации продукции находится под воздействием факторов двух групп. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, экономией от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги, изменением цен на один рубль продукции.

Недостаток данной методики состоит в том, что при раскрытии состава факторов, влияющих на изменение прибыли, допущена методологическая ошибка, заключающаяся в том, что рекомендуется дважды учитывать влияние одного и того же фактора на изменение прибыли, а именно структурный сдвиг в ассортименте продукции учитывается одновременно в двух группах факторов. Можно отметить, что вызывает вопрос предлагаемая классификация факторов и ее разделение на две группы.

10. Затем рекомендуется проводить анализ использования прибыли на основе отчета о прибылях и убытках, рассматривая основные направления использования чистой прибыли. Автором предлагается в ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли рассчитывать коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли. При этом под коэффициентом капитализации прибыли понимается удельный вес в общей величине чистой прибыли средств, направленных в резервные фонды и фонд накопления, под коэффициентом потребления - удельный вес средств из чистой прибыли, направленных на потребление (фонд потребления, фонд социальной сферы, дивиденды, на благотворительные и прочие цели) в общей величине чистой прибыли. Темп устойчивого роста собственного капитала представляет собой отношение между разностью чистой и потребленной прибыли и величиной собственного капитала в среднем за анализируемый период.

Информация о работе Анализ финансовых результатов и оценка эффективности функционирования организации на материалах ОАО "Брестский электромеханический за