Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – на основании экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по повышению эффективности управления предприятием с целью оптимизации показателя прибыли.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: рассмотрена сущность и значение прибыли и рентабельности деятельности предприятия; произведен анализ прибыли от реализации продукции, чистой прибыли организации и рентабельности деятельности предприятия; выявлены неиспользованные возможности повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал реально и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации
1.1 Экономическая сущность и значение прибыли и рентабельности деятельности организации
1.2 Источники информации и методика анализа финансовых результатов деятельности организации
1.3 Финансово-экономическая характеристика организации
2. Анализ прибыли и рентабельности деятельности организации
2.1 Анализ прибыли от реализации продукции
2.2 Анализ чистой прибыли организации
2.3 Анализ рентабельности деятельности организации
2.4 Выявление неиспользованных возможностей и экономическое обоснование резервов повышения прибыли и рентабельности деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Примечание – Источник: собственная разработка
Как мы видим из таблицы 2.1, прибыль от реализации продукции ОАО «Брестский электромеханический завод» в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 4247 млн. руб., это произошло за счет увеличения выручки на 48130 млн. рублей, полной себестоимости на 43883 млн. рублей. В том числе и за счет увеличения себестоимости реализации продукции на 43801 млн. рублей, а за счет роста расходов на реализацию на 82 млн. рублей.
За период с 2009 года по 2010год прибыль от реализации возросла на 4977 млн. рублей и в 2010 году составила 10762 млн. рублей, хотя выручка от реализации уменьшилась на 52 млн. рублей. И так же снизилась полная себестоимость на 43883 млн. рублей.
Сравнение итогов изменения объема реализации, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости отчетного года с предыдущим показало, что прибыль от реализации продукции увеличилась в 2010 году 1,86 раза (10762/5785).
Проведем факторный анализ прибыли ОАО «Брестский электромеханический завод». На изменение суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют в основном три фактора: изменение объема реализации продукции, изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Таким образом:
^П=^П1+^П2+^П3,
где, ^П1-изменение прибыли от реализации за счет изменения объема реализованной продукции; ^П2-изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции; ^П3- изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции.
^П1=По(k1-1),
где, По-прибыль 2008, 2009г..; k1-коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.
k1=C1/Cо,
где, C1,Со-полная себестоимость реализованной продукции за 2010г.,2009г.
^П1(2009)=1538*(92749/48866-1)
^П1(2010)=5785*(87720/92749-1)
^П2=По(k2-k1),
где, k2-коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.
k2=В1/Во,
где, В1, Во-выручка от реализации продукции за 2009,2010г.г.
^П2(2009)=1538*(98534/50404-92
^П2(2010)=5785*(98482/98534-
^П3=В1(Со/Во-С1/В1),
^П3(2009)=98534(48866/50404-92
^П3(2010)=98482(92749/98534-87
^П(2009)=1381+88+2778 =4277
^П(2010)=(-313)+310+4980=4977
Результаты факторного анализа обобщим в таблице (2.2).
Таблица 2.2 –Обобщение результатов факторного анализа прибыли от реализации продукции
Факторы | Сумма прибыли, млн.руб. | Удельный вес, % | ||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |
1.изменение объема реализации продукции | 1381 | -313 | 32,5 | -6,3 |
2. изменение структуры и ассортимента | 88 | 310 | 2,1 | 6,2 |
3. изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции | 2778 | 4980 | 65,4 | 100,1 |
Итого | 4247 | 4977 | 100 | 100 |
Примечание – Источник: собственная разработка
. В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1381 млн. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль выросла на 88 млн. рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия увеличилась на 2778 млн. рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции выросла в 2009 году на 4247 млн. рублей.
В 2010 году в результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 313 млн. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации возросла на 310 млн. рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль товарной продукции прибыль выросла на 4980 млн. рублей. В целом прибыль от реализации продукции увеличилась на 4977 млн. рублей.
Таким образом, анализируя таблицу 2.2 можно сделать вывод, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:
1.затраты на 1 рубль реализованной продукции на 34,7%;
2.структура и ассортимент реализованной продукции на 4,1%
3.объем реализации в натуральном выражении на (-38,8%).
2.2 Анализ чистой прибыли организации
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия.
Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли [15, с. 304].
Таблица 2.3 - Определение суммы чистой прибыли предприятия за 2008-2010 годы
Показатели | Период | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Налогооблагаемая прибыль, млн. руб. | 2214 | 2161 | 11046 |
Налоги и сборы из прибыли, млн. руб. | 994 | 933 | 3385 |
Расходы из прибыли, млн. руб. | 193 |
| 6 |
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | 1027 | 1228 | 7655 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Расходы, произведенные из прибыли в 2008 году в размере 193 млн. руб. значительно повлияли на величину чистой прибыли предприятия. В 2009 году предприятием не производились расходы из прибыли, а в 2010 году они составили 6 млн.рублей..
Данные табл. 2.4 показывают, что сумма чистой прибыли увеличилась в 2009 году в сравнении с 2008 годом на 201 млн. руб., а в 2010 году выросла по сравнению с 2009 годом на 6427 млн. рублей.
Таблица 2.4 - Динамика показателя чистой прибыли предприятия
Показатели | Отклонение | Темп роста, % | ||
2009 к 2008 | 2010 к 2009 | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | |
Налогооблагаемая прибыль, млн. руб. | -53 | 8885 | 97,6 | 511,2 |
Налоги и сборы из прибыли, млн. руб. | -61 | 2452 | 93,9 | 362,8 |
Расходы из прибыли, млн. руб. | -193 | 6 |
|
|
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | 201 | 6427 | 119,6 | 623,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видим по данным табл. 2.3 и табл. 2.4 показатель чистой прибыли имеет положительное значение в течение всего анализируемого периода.
2.3 Анализ рентабельности деятельности организации
Как было отмечено в первой части дипломной работы показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
– показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
– показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
– показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).
Для расчета показателей рентабельности сгруппируем сведения, о показателях, необходимых для расчета в отдельных таблицах (таблицы 2.5-2.7).
Таблица 2.5 – Основные показатели для расчета рентабельности предприятия
Показатели | Период | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 1376 | 5541 | 10479 |
Себестоимость, млн. руб. | 48866 | 92749 | 87720 |
Прибыль отчетного периода, млн. руб. | 1027 | 1228 | 7655 |
Выручка, млн. руб. | 50404 | 98534 | 98482 |
Среднегодовая стоимость совокупных активов, млн. руб. | 62883 | 66067 | 88662 |