Анализ и управление затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ системы учета и управления затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб»
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
определить затраты предприятия как управляемую экономическую категорию;
рассмотреть основы управления затратами;
проанализировать основные приемы и методы управления затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб»;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа и управления затратами. 5
1.1 Затраты как управляемая экономическая категория 5
1.2 Анализ как основа управления затратами предприятия 8
Глава 2 Анализ и управление затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб» 12
2.1 Характеристика объекта исследования 12
2.2 Учет затрат предприятии ООО «Закамск хлеб» 15
2.3 Анализ и управление затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб».. 18
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРС.раб. Анализ и управление затратами.docx

— 79.42 Кб (Скачать документ)

     Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что  помимо оценки операционного рычага, анализа безубыточности к операционному  анализу можно также отнести  различные методы маржинально анализа; метод предельных затрат, изучающий  изменение общей суммы затрат, полученное в результате увеличения выпуска продукции на одно изделие  при неизменных общих факторах. [19, с.101]

     Важнейшей составляющей операционного анализа  является разделение затрат на переменные и постоянные.

     Переменные  затраты меняются в целом прямо  пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг). К  ним относятся затраты на сырье  и основные материалы, технологическое  топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих  и т.п.

     К постоянным относятся затраты, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это затраты на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.

     Рассматривая  поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный  период: структура издержек неизменна  лишь в определенном периоде и  при определенном количестве продаж.

     Однако, следует заметить, что такое деление издержек лишь на два вида иногда оказывается недостаточным для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены. Неточность возникает из-за того, что в практике случаются ситуации, когда с вводом в производство нового вида продукции или при увеличении объемов выпуска существующих изделий может потребоваться увеличение части постоянных затрат. Указанная погрешность сокращается при делении затрат на прямые и косвенные с последующим расчетом промежуточной маржи как результата от реализации, полученного после вычитания из выручки прямых переменных и прямых постоянных затрат.

     При этом прямыми называют издержки, которые  относятся непосредственно к  данному изделию. Косвенные постоянные издержки – это постоянные затраты всего предприятия (кроме прямых), например управленческие расходы различных служб предприятия на аренду, содержание административных зданий, их амортизацию, расходы на научные исследования и др. Косвенные затраты трудно отнести к конкретным видам продукции, поэтому во многих случаях их относят на то или иное изделие пропорционально доле этого изделия в стоимости общего объема производства. [10, с.182]

     Следует отметить, что на выбор наилучшей  структуры издержек влияют многие факторы, включая долговременную стратегию  продаж, ежегодные колебания выручки, отношение менеджмента к риску. Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции могут  служить следующие показатели:

  • валовая маржа на единицу продукции;
  • доля валовой маржи в цене единицы продукции;
  • валовая маржа на единицу ограничивающего фактора.

     Под ограничивающим фактором подразумевается  производственный фактор (оборудование, трудовые ресурсы), который определяет технологические пределы изменения  ассортимента выпускаемой продукции.

     Расчет  валовой маржи основан на использовании  методов калькулирования по сокращенным затратам (в первую очередь – директ-костинг). Эти методы позволяют включать в себестоимость продукции только те затраты, которые непосредственно связаны с производством конкретных видов продукции (прямые или переменные в зависимости от выбранного метода калькулирования). Остальные же списываются на финансовые результаты без распределения по отдельным видам продукции.

     Следует отметить, что выбор того или иного  метода расчета финансового результата может привести к значительным изменениям в ассортименте производимой продукции  и, как следствие, к снижению или  повышению суммарной прибыли предприятия. [2, с.12]

     Анализ  структуры стоимости позволяет  принимать и более глобальные решения. Наиболее простым и широко используемым в мировой практике подходом к анализу структуры  стоимости является так называемое «правило 50 процентов». Это правило находит свое применение в управлении ассортиментом продукции предприятия и сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента – это дает большее увеличение доли валовой маржи.

       При использовании данного приема  в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение «правила 50 процентов», эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет. [2, с.32]

  1. Анализ  и управление затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб»
    1. Характеристика объекта исследования

     Объектом  исследования является производственное малое предприятие «Закамск хлеб». Организационно-правовая форма собственности данного предприятия - частная. Основной вид деятельности ООО «Закамск хлеб» - производство хлеба и хлебобулочных изделий. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера.

     Предприятие ООО «Закамск хлеб» - одно из перспективных малых предприятий и существует на рынке уже более десяти лет. Его продукция реализуется в основном в правобережной части города через розничные магазины и рынки, а также отпускается прямо с предприятия юридическим лицам и предпринимателям по предварительным заявкам.

     В организации применяется простой (попроцессный) метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Затраты на производство собираются за весь процесс производства без деления его на технологические переделы. Далее собранные затраты подразделяются на прямые (затраты на сырье и основные материалы) и расходы по обслуживанию производства и управлению.

     Материальные  затраты списываются прямо на себестоимость конкретных видов  продукции, а накладные распределятся  пропорционально прямым материальным затратам.

     На  предприятии сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному  варианту. Затраты учитываются по месту их возникновения до выпуска  продукции в целом по цеху, фактическая  себестоимость полуфабрикатов не исчисляется.

     Технология  производства хлебобулочных изделий  состоит из следующих этапов: подготовки сырья и основных материалов, замеса теста, формовки, расстойки и выпечки изделий.

     Каждый  вид производимой продукции состоит  из 7 и более компонентов сырья  и основных материалов. Прямые материальные затраты по окончании месяца на основании  отчета о списании сырья на отдельные  виды продукции списываются на соответствующий  вид продукции на счет основного  производства (вид деятельности - производство), а итоговая сумма расходов на управление производством списывается прямо  на себестоимость реализованной  продукции.

     Для планирования, учета и анализа  затраты малого предприятия ООО  «Закамск хлеб» объединяются в однородные группы по многим признакам.

     1. По видам расходов. Группировка  по видам расходов является  в экономике общепринятой и  включает в себя две классификации: 

     - по экономическим элементам затрат 

     - по калькуляционным статьям расходов.

     Первая  из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости  на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

     - материальные затраты; 

     - затраты на оплату труда; 

     - отчисления на социальные нужды; 

     - амортизация основных фондов;

     - прочие затраты.

     Вторая  группа затрат (по калькуляционным  статьям) используется при составлении  калькуляций (расчет себестоимости  единицы продукции, позволяющих  определить, во что обходится предприятию  единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов  работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции на любом уровне.

     2. По характеру участия в создании  продукции. Выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.

     3. По изменяемости в зависимости  от объемов хозяйствования. Затраты,  которые изменяются (увеличиваются  или сокращаются) пропорционально  изменению объема продукции, называют  условно-переменными. Затраты, которые  остаются неизменными, и величина  их не связана с ростом сокращения  выработки продукции, называют  условно-постоянными. Данная классификация  затрат необходима при планировании  производства, а также при анализе  финансово- хозяйственной деятельности  предприятия.

     4. По способу отнесения на себестоимость.  Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции , и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

     При планировании себестоимости (затрат) важное значение имеет правильность стоимостной оценки приобретенных материальных ценностей и порядок списания их на себестоимость затрат. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу “Материальные затраты” формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости услуг брокерам, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

     Однако  существует особенность планирования материальных затрат для предприятий-производителей продукции , которая освобождена от уплаты НДС. В этом случае НДС учитывается в стоимости материалов и в дальнейшем списывается на себестоимость продукции. Подобный механизм формирования стоимости материальных затрат требует раздельного учета по продукции, освобожденных от НДС, и продукции , которая от НДС не освобождена.

    1. Учет  затрат предприятии ООО «Закамск хлеб»

     ООО «Закамск хлеб» является субъектом малого предпринимательства и ведет учет по упрощенной форме. Но, кроме того, на предприятии имеется укомплектованная ПЭВМ (монитор, системный блок, принтер и т.д.), и поэтому бухгалтерский учет ведется с использованием компьютера.

     Учет  затрат хозяйственной деятельности осуществляется с использованием только балансового счета №20 «Основное  производство». Однако, торговые предприятия  все свои затраты могут собирать на счете №44 «Издержки обращения».

     Затраты в бухгалтерском учете группируют по экономическому содержанию. Их принято  подразделять на следующие:

     1) материальные затраты, которые  можно представить, например бухгалтерскими  проводками:

     Д20,44-К 10, 21, где: счет 10 «Материалы», счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»,

Информация о работе Анализ и управление затратами на предприятии ООО «Закамск хлеб»