Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является:
анализ понятия конкурентоспособности организации;
анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них;
общее освещение вопросов касающихся конкурентоспособности организации.
Введение
1. Конкурентоспособность организации
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации
1.2 Факторы конкурентоспособности организации
1.3 Резервы конкурентоспособности организации
2. Оценка конкурентоспособности организации
2.1 Оценка конкурентоспособности организации на основе измерения конкурентного потенциала
2.1.1 Оценка внутренней конкурентоспособности организации
2.1.2 Оценка внешней конкурентоспособности организации
2.2 Оценка конкурентной позиции организации на рынке
Заключение
Список использованных источников
Разновидностью четвертого подхода является метод, предложенный Фатхутдиновым Р.А., который предлагает оценивать конкурентоспособность организации как взвешенную сумму конкурентоспособностей основных товаров предприятия на различных рынках с учетом значимости рынков.
Пятая группа авторов
предлагает подход, основанный на взвешенной
оценке факторов конкурентоспособности
организации. Представителями этого
подхода являются Максимов И., Моисеева
Н.К., Конышева М.В.. Интегральный показатель
конкурентоспособности
Разные авторы в зависимости от области маркетинговых исследований, и исходя из своих научных взглядов, обосновывают различные группы факторов, которые необходимо включить в интегральный показатель. Кроме того, предлагаются разные способы осуществления экспертных оценок.
В данной курсовой работе будет рассмотрен метод оценки конкурентоспособности, предложенный Яшевой Г.А. Данный метод был выбран, т.к. он имеет ряд преимуществ по сравнению с другими:
данный метод
оценки конкурентоспособности
обоснована ресурсная составляющая конкурентного потенциала организации – выделены основные компоненты, при этом в разряд наиболее важных отнесен маркетинг, поскольку он имеет первостепенное значение для любой организации, на любом этапе ее развития;
предложена методика оценки частного потенциала «Менеджмент». За счет разделения управленческого блока на компоненты (планирование, организация, стимулирование) отражается последовательность стратегического планирования и управления как организацией в целом, так и отдельными функциональными областями, что позволяет дать адекватную оценку этому важному потенциалу;
разработана методика оценки частного потенциала «Маркетинг», предусматривающая независимую экспертизу управления маркетингом на предприятии и оценку его эффективности;
разработанная методика
позволяет руководителю оценить
уровень развития каждого частного
потенциала организации и выявить
конкурентные преимущества и проблемы.
Благодаря этому будет
предложенная методика позволяет рассчитать внутреннюю и внешнюю конкурентоспособности организации, а также абсолютную, относительную и сравнительную внутреннюю конкурентоспособности организации. Многосторонний подход к изучаемой проблеме позволит дать наиболее точную оценку конкурентоспособности и получить представительную информацию для принятия решений по управлению конкурентоспособностью;
методический подход к оценке конкурентоспособности позволяет принять стратегические решения по выходу на внешний рынок;
разработанный Яшевой Г.А. алгоритм поможет специалистам организаций без труда использовать методику оценки конкурентоспособности организации в экономической практике.
2.1 Оценка
конкурентоспособности
2.1.1 Оценка
внутренней
Внутренняя
Структура конкурентного
потенциала организации включает такие
частные потенциалы как маркетинг,
менеджмент, финансы, производство, инновации,
кадры. Частные потенциалы соответствуют
функциональной области управления
организацией, которые в организационной
структуре управления находят выражение
в соответствующих целевых
Частный потенциал
«Маркетинг» характеризуется
Потенциал в области
менеджмента оценивается
Потенциал в области финансов оценивается показателями: доля собственных средств, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность производства.
Потенциал в области производства – коэффициент использования производственных мощностей, доля сертифицированной продукции, износ основных производственных фондов, рост производительности труда, качество и цены поставляемых материалов.
Инновационный потенциал
оценивается следующими показателями:
использование Интернет-
Потенциал в области кадров – коэффициент текучести кадров, коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате.
Значимость частных потенциалов в общей оценке конкурентного потенциала организации соответствует значимости факторов конкурентных преимуществ. Оценка значимости показателей по каждому частному потенциалу определена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Значимость
показателей конкурентного
Частные потенциалы организации |
Показатели |
Значимость, баллы |
1. Маркетинг |
средневзвешенная конкурентоспособность товара |
20 |
эффективность маркетинга |
10 | |
доля нереализованной продукции |
10 | |
Итого: |
40 | |
2. Менеджмент |
качество планирования |
5 |
качество управления |
5 | |
система мотивации работников |
5 | |
Итого: |
15 | |
3. Финансы |
доля собственных средств |
3 |
коэффициент текущей ликвидности |
3 | |
рентабельность производства |
3 | |
Итого: |
9 | |
4. Производство |
коэффициент использования производственных мощностей |
3 |
доля сертифицированной продукции |
3 | |
износ основных производственных фондов |
3 | |
рост производительности труда |
3 | |
качество и цены поставляемых материалов |
3 | |
Итого: |
15 | |
5. Инновации |
использование Интернет-технологий |
5 |
доля инновационных товаров |
5 | |
количество авторских патентов, «ноу-хау», поданных изобретателями, премий дизайнерам на конкурсах |
5 | |
Итого: |
15 | |
6. Кадры |
коэффициент текучести кадров |
3 |
коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате |
3 | |
Итого: |
6 | |
Всего максимальная оценка значимости: |
100 |
На основе данной системы показателей оценки конкурентоспособности организации и их значимости, осуществляется расчет, который включает следующие этапы:
Оценка единичных
показателей частных
Сравнительная оценка
единичных показателей частных
потенциалов с лидером в
Расчет показателя
«внутренняя
Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.
Этап 1: оценка единичных
показателей частных
В целях оценки эффективности
управления маркетингом, была разработана
анкета, содержащая ряд вопросов, по
которым оценивается выполнение
функций маркетинга по следующим
направлениям: маркетинговые исследования,
сегментирование рынка и
Таблица 2.3 – Шкала оценки эффективности маркетинга
Баллы |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
15-19 |
20-25 |
26-31 |
Оценка уровня |
Низкий |
Не эффективный |
Удовлетво-рительный |
Хороший |
Очень хороший |
Эффективный |
Для оценки качественных показателей потенциала «Менеджмент» также предлагается использовать метод экспертной оценки. В качестве экспертов должен выступать руководящий состав организации. В этих целях была разработана анкета, по которой оцениваются следующие показатели частного потенциала «Менеджмент»: качество планирования, качество управления, система мотивации работников (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Система оценки частного потенциала «Менеджмент»
Вопрос |
Ответ |
Оценка |
Вопрос |
Ответ |
Оценка |
1 |
А Б В |
2 1 0 |
5 |
А Б В |
2 1 0 |
2 |
А Б В |
0 1 2 |
6 |
А Б В |
2 1 0 |
3 |
А Б В |
2 1 0 |
7 |
А Б В |
2 1 0 |
4 |
А Б В |
2 1 0 |
8 |
А Б В |
0 1 2 |
Качественный показатель «Использование Интернет-технологий» предлагается оценивать с помощью экспертного метода в баллах по шкале оценок, приведенной в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Шкала
оценки уровня использования Интернет-
Величина оценки, баллы |
Критерии оценки |
0 |
Не используется ни один ресурс Интернет |
1 |
Создан web-сайт организации |
2 |
Создан web-сайт организации и проводятся маркетинговые исследования в Интернет с использованием следующих средств: Usenet (электронные доски объявлений), Listserv (почтовые реестры в электронной почте), Voice mail (голосовая связь), Video conferencing (проведение видео конференций), MUDS (многопользовательский диалог), IRC – Internet Relay Chat (ретрансляция беседы в Интернете) |
3 |
Тоже и осуществляется реклама в Интернет с использованием следующих средств: E-mail (электронная почта), размещение рекламы на тематических и общеинформационных сайтах, создание каталогов и брошюр, баннерные сети, обмен ссылками, партнерские и спонсорские программы |
4 |
Тоже и организуется сбыт для корпоративных клиентов |
5 |
Тоже и открыт
магазин для розничных |
Информация о работе Анализ конкурентноспособности организации