Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:50, дипломная работа
Цель данной работы - исследование прибыли и рентабельности как результатов, характеризующих деятельность предприятия, выявление проблем и факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности, а также определение путей решения выявленных проблем.
Для достижения цели в работе поставлен и решен ряд задач:
- изучена экономическая сущность прибыли, ее роль, значение в условиях рыночной экономики;
- исследовано формирование отчета о прибылях и убытках;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа прибыли и рентабельности 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли и рентабельности 6
1.2 Нормативное регулирование учета финансовых результатов деятельности предприятия 11
1.3 Значение отчета о прибылях и убытках и его место в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 15
1.4 Цель, задачи и методика анализа прибыли и рентабельности 24
Глава 2. Организация бухгалтерского учета прибыли в ООО «Кристалл-99» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Синтетический и аналитический учет и документальное оформление финансовых результатов 40
2.3 Анализ формирования отчета о прибылях и убытках 44
2.4 Основные направления совершенствования учета прибыли и рентабельности 49
Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Кристалл-99» 51
3.1 Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия 51
3.2 Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности 66
3.3 Анализ показателей рентабельности 71
3.4 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности и оценка их эффективности 75
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
Чистая прибыль - разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее6. Чем больше балансовая прибыль, тем больше чистая прибыль. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению. Оно может выделить часть прибыли на развитие производства (например, закупку более технологического оборудования), социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям.
Каких-либо утверждаемых «сверху» нормативов распределения прибыли не существует. Действует лишь государственное налоговое регулирование затрат на оплату труда основного персонала предприятия (рабочих, участвующий в производстве)7.
Оставшаяся часть нераспределенной прибыли может быть направлена на увеличение собственного капитала фирмы или может быть перераспределена на самострахование, т.е. в резервный фонд (на случай форс-мажорных обстоятельств: пожары, землетрясения, наводнения и иные бедствия), накопительный фонд (формирование средств для производственного развития), фонд потребления (средства для премирования сотрудников и т.п.), оказание материальной помощи, фонд соц. развития (на различные праздничные мероприятия) и иные цели, на которые руководитель захочет перечислить эти деньги8.
Из
прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия (чистой прибыли) в соответствии
с законодательством и
Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем.
Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы9.
Эта прибыль направляется на
капитальные вложения и
Под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие.
Под фондом потребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия (единовременное премирование, денежное поощрение и т.д.), приобретение проездных билетов, путевок в санатории и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия10.
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития.
Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия.
Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.
Для
повышения эффективности
Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования.
При этом, снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников (можно не брать кредиты с невыгодной для организации процентной ставкой, а просто вычислить на необходимые нужды организации денежные средства из собственного фонда накопления).
Значение прибыли обусловлено тем, что она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как является основным источником производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.
К первой группе документов относятся:
Так
же к документам первого уровня относится
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти.
К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [40 с.53].
В настоящее время выделяют следующие положения, касающиеся формирования финансового результата:
1.
Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика
2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое устанавливает состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В Положении приводится перечень документов, в которых раскрывается информация о доходах (выручке) и какая информация подлежит включению в них.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В Положении приводятся документы, в которых раскрывается информация о расходах, и какая информация подлежит включению в них.
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня.
К документам третьего уровня относятся:
1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н, составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов.
2. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.03.2000г. № 29н.
К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие нормативные документы касающиеся организации и ведения бухгалтерского учета.
Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику предприятия.
Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
На современном этапе финансовый результат деятельности организации - важнейший показатель, интересующий всех пользователей учетной информации хозяйствующего субъекта. Основным источником данных о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Потребность в формировании данной отчетной формы обусловлена необходимостью оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим большое внимание должно уделяться действиям бухгалтера, позволяющим повысить уровень интерпретируемости данных отчета о прибылях и убытках, чему, в свою очередь, будет способствовать четкость алгоритмов формирования показателей отчета о прибылях и убытках.