Аудит кредитных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов по теме банковского аудита и изучение аудита кредитных операций как основного его элемента.
На основании предложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и особенности банковского аудита;
2. Рассмотреть особенности составления аудиторского заключения по итогам проверки кредитной организации;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность и организация банковского аудита………………..5
1.1. Цели и задачи банковского аудита. Внутренний и внешний аудит…………………………………………………………………………...…5
1.2. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ. Методы и приемы банковского аудита ……………………...…12
1.3. Аудиторское заключение по итогам проверки кредитной организации………...............................................................................................18
Глава 2. Аудит кредитных операций банка………………………...….24
2.1. Планирование аудита кредитных операций банка.……………….24
2.2. Методика аудита кредитных операций банка. Типичные ошибки……………………………………………..…………..…………………32
2.3. Проблемы аудита кредитных операций………………….……..…40
Заключение………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….…..50

Работа состоит из  1 файл

начало.docx

— 88.35 Кб (Скачать документ)

       Необходимо оценить квалификацию сотрудников кредитного подразделения с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок. Получить необходимые сведения аудитор может путем изучения документации отдела по работе с персоналом и устного опроса сотрудников.

       Этап  предварительного планирования следует  завершить изучением отчетов  службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок, проверок Главного территориального управления Банка  России и других контролирующих структур. [44, стр.109]

       Изучение  системы бухгалтерского учета кредитных  операций предполагает изучение и оценку основных принципов организации  бухгалтерского учета кредитных  операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики и  в иных внутрибанковских инструкциях, роли средств вычислительной техники  в ведении учета, организационной  структуры подразделений, ответственных  за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно  выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по кредитным  операциями и установить фактическое  наличие и правильность оформления первичных документов, на основании  которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

       На  этапе оценки системы внутреннего  контроля аудитор должен собрать  достаточный объем аудиторских  доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы  и принять решение о том, в  какой мере он в своей работе может  на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего  контроля является создание основы для  определения времени, видов и  объема аудиторских процедур. Система  внутреннего контроля может считаться  эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении  недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также  выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы  внутреннего контроля, - выработка  конструктивных предложений по ее совершенствованию.

       Оценка  системы внутреннего контроля на этапе планирования предусматривает  два этапа:

  1. общее знакомство с системой внутреннего контроля;
  2. выполнение первичной оценки надежности системы внутреннего контроля. [49]

       На  первом этапе аудитор должен получить общее представление о подходах руководства к организации внутреннего  контроля за кредитными операциями, организационной  структуре внутреннего контроля, наличии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений  руководства на уровне исполнителей, методах распределения функций  и ответственности, процедурах внутреннего  контроля, доступе к ресурсам и  кредитной документации, функциях внутренних аудиторов, возможных видах ошибок. Полученную информацию о системе  внутреннего контроля целесообразно  документировать в виде блок-схемы, содержащей информацию о разделении обязанностей, санкционировании операций, процедурах учета и контроля. Документирование системы внутреннего контроля позволяет  аудитору предварительно установить сильные  и слабые стороны контроля, что  является важным для дальнейшего  исследования.

       Уже по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля аудитор должен принять решение о том, может  ли он в своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего  контроля. Если аудитор считает это  невозможным, то дальнейший аудит планируется  таким образом, чтобы аудиторское  мнение не основывалось на доверии  к этой системе. Если аудитор принимает  решение о том, что на систему  внутреннего контроля положиться можно, то проводится первичная оценка ее надежности.

       В задачу первичной оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяснение того, что предпринимается  в банке для предотвращения, выявления  и исправления ошибок и искажений  информации. Предлагаемая методика первичной  оценки надежности системы внутреннего  контроля основана на тестировании. Вопросы  теста представлены в пяти разделах (Приложение № 1). Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов.

       Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего  контроля (Приложение № 2) и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая".

       Если  по итогам первичной оценки надежность системы внутреннего контроля оценена  как "высокая" или "средняя", то аудитор должен учитывать это  при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе  абсолютно. Если надежность оценена  как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему  внутреннего контроля клиента. При  анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы.

       В данном случае полученный итог по результатам  тестирования (21 балл) позволяет дать высокую первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

       Этап  первичной оценки надежности системы  внутреннего контроля может считаться  завершенным, если аудитор выявил вероятность  того, что существующие в банке  политика и процедуры внутрибанковского  контроля помогут или не помогут  обнаружить существенные искажения  информации. На этапе знакомства и  оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских  доказательств аудитор применяет  опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов. Важным методом получения информации должно стать непосредственное наблюдение за сотрудниками, которые выполняют  учетную и контрольную работу. [45, стр.41]

       Установление  уровня существенности выполняется  на стадии планирования. Оценка аудитором  существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

       Для расчета уровня существенности выбирается базовая величина и доля ее в процентах, которая соответствует величине максимально допустимой ошибке. В аудите кредитных операций коммерческого банка для установления уровня существенности целесообразно выбирать в качестве базовой величины общую стоимость активов или доход коммерческого банка. Долю для расчета уровня существенности предлагается установить в размере 0,5 - 1% стоимости активов или 0,5 - 3% величины дохода.

       Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Можно представить следующие правила построения аудиторской выборки в аудите кредитных операций коммерческого банка.

       1. В качестве генеральной совокупности  следует рассматривать весь объем  ссудной и приравненной к ней  задолженности, отраженной на  балансе и за балансом на  дату подтверждения достоверности  бухгалтерского отчета.

       2. Для проведения стратификации  с целью снижения разброса  данных генеральная совокупность  разбивается на: межбанковские кредиты;  кредиты, выданные предприятиям  разных форм собственности; кредиты,  выданные физическим лицам-предпринимателям; потребительские кредиты и т.д.;

       3. Внутри каждой группы выделяются  так называемые "крупные" ссуды.  Критерии, в соответствии с которыми  кредит может быть отнесен  к "крупному", определяет Банк  России.

       4. Путем сопоставления данных балансового  и внебалансового учета выявляются  кредиты, не имеющие обеспечения.  Они должны быть подвергнуты  сплошной проверке.

       5. Для банков, имеющих большое количество выданных ссуд незначительного объема, выборка может быть уменьшена в случае, если аудитор сочтет возможным положиться на достоверность отчетов службы внутреннего контроля (или внутреннего аудита) по проверке состояния данных кредитов.

       6. Общий объем аудиторской выборки должен составлять не менее 70 - 80% общей суммы обязательств заемщиков перед банком на дату подтверждения бухгалтерской отчетности.

       9. В отдельных случаях может  применяться субъективный отбор  должников, например, если осуществлялся  пересмотр процентной ставки, указанной  изначально в кредитном договоре, в сторону ее уменьшения или  если значительные суммы кредитов  представлялись мелким компаниям. [49]

       Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный  уровень существенности, параметры  аудиторского риска, определены численность  и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и  соподчиненность; указаны сроки  проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета. (Приложение № 3)

       Программа аудита кредитных операций коммерческого  банка представляет собой детальный  перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств. Общая программа аудита кредитных операций представлена в Приложении № 4.

       Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей  группы в зависимости от целей  проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой  проверки и при значительном объеме кредитных операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить  на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться  из аудиторов, специализирующихся на проверках  кредитных операций банка. В рамках годового аудита при незначительном объеме кредитных операций в состав рабочей группы достаточно включить двух-трех аудиторов (специалистов в  кредитной сфере). Аудиторы должны иметь  достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических  основ кредитных операций, механизма  их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в банке или в сфере  банковского аудита.

       Обязанность подбора и распределения по участкам проверки аудиторов, ассистентов и  иных специалистов, привлекаемых к  проверке, должна быть возложена на руководителя аудиторской проверки. [45, стр.52]

       Таким образом, можно сказать, что практика аудита российских банков и последующий контроль за результатами их деятельности показали, что предлагаемая схема планирования аудита кредитных операций способствует подготовке аудитором качественной основы для эффективного проведения проверки. С помощью схемы возможно при значительном сокращении затрат рабочего времени собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания профессионального мнения как о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности кредитных операций, так и о качестве кредитной работы в банке и способности руководства осуществлять управление кредитными рисками. 

2.2 Методика аудита кредитных операций банка

       Кредитование  юридических и физических лиц, т.е. предоставление денежных средств во временное пользование на принципах  возвратности, платности и обеспеченности (наличия залога), является одной  из важнейших активных операций, проводимых кредитными организациями.

       При проведении операций по кредитованию, а также иных операций по размещению денежных средств банки руководствуются  следующими нормативными документами:

       1. Инструкцией Банка России «О  порядке формирования и использования  резерва на возможные потери  по ссудам» (Инструкция 62а) от 30 июня 1997г.

       2. Инструкцией Банка России «О  порядке регулирования деятельности  банков» (Инструкция №1) от 1 октября  1997 г.

       3. Положением Банка России «О  порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных  средств и их возврата (погашения)»  от 31 августа 1998 г.

       Банками также должны составляться внутренние нормативные документы:

  1. кредитная политика;
  2. положение о кредитовании;
  3. технический порядок учета кредитных операций юридических лиц;
  4. положение об организации кредитной работы в банке;
  5. политика банка по привлечению и размещению средств;
  6. положение банка о контроле за состоянием ликвидности. [27, стр.312]

       В настоящее время банками практикуются различные формы кредитования, некоторые  из них перечислены ниже:

  • разовые ссуды;
  • кредитные линии. По договору на предоставление кредитной линии кредит выдается несколькими суммами в разные сроки в пределах общей суммы договора независимо от возможного частичного погашения. Кредитование прекращается, когда общая сумма выданных кредитов становится равной сумме, предусмотренной договором;
  • кредит в форме овердрафта. Данная форма кредита обычно предусматривается договором банковского счета или дополнительным соглашением к нему. Банк берет на себя обязательство исполнять платежные поручения клиента при недостаточности или отсутствии средств на его расчетном счете в пределах суммы, установленной договором;
  • межбанковские кредиты. Эти кредиты выдаются коммерческими банками друг другу, как правило, на основании заключенных между ними генеральных соглашений.

Информация о работе Аудит кредитных учреждений