Аудит кредитных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов по теме банковского аудита и изучение аудита кредитных операций как основного его элемента.
На основании предложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и особенности банковского аудита;
2. Рассмотреть особенности составления аудиторского заключения по итогам проверки кредитной организации;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность и организация банковского аудита………………..5
1.1. Цели и задачи банковского аудита. Внутренний и внешний аудит…………………………………………………………………………...…5
1.2. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ. Методы и приемы банковского аудита ……………………...…12
1.3. Аудиторское заключение по итогам проверки кредитной организации………...............................................................................................18
Глава 2. Аудит кредитных операций банка………………………...….24
2.1. Планирование аудита кредитных операций банка.……………….24
2.2. Методика аудита кредитных операций банка. Типичные ошибки……………………………………………..…………..…………………32
2.3. Проблемы аудита кредитных операций………………….……..…40
Заключение………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….…..50

Работа состоит из  1 файл

начало.docx

— 88.35 Кб (Скачать документ)

       Положением  ЦБ РФ предусматривается, что классификация  данных ссуд и оценка кредитных рисков должны производиться в независимости от:

  1. финансового состояния заемщика, оцененного с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике;
  2. возможностей заемщика по погашению основной суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей (т.е. от качества обслуживания долга).

       Оценка  финансового состояния заемщика является существенным элементом оценки кредитного риска. Оценка финансового  состояния осуществляется банком на основании мотивированного суждения исходя из результатов анализа финансовой отчетности заемщика и иных сведений, признанных банком существенными для  оценки риска. [34, стр.289]

       В частности, для вынесения мотивированного  суждения об уровне риска по кредитным  требованиям заемщика банк может  использовать такие данные, как общее  состояние отрасли, к которой  относится заемщик и его конкурентное положение в ней; значимость заемщика в масштабах региона и его  деловая репутация; самостоятельность  бизнеса, степень зависимости от аффилированных лиц, от поставщиков  и заказчиков; перспективы развития бизнеса заемщика; наличие положительной (отрицательной) кредитной истории; вовлеченность заемщика в судебные разбирательства; другие обстоятельства деятельности.

       С 2004 г. ЦБ РФ в качестве критериев  оценок финансового состояния заемщика рекомендует использовать следующие  показатели и их прогнозы:

  • финансовая устойчивость;
  • ликвидность (платежеспособность);
  • деловая активность;
  • рентабельность.

       Аудитор должен дать оценку разработанной и  действующей в банке методике по анализу финансового состояния  заемщиков и оценке связанного с  ним кредитного риска на предмет  соответствия ее требованиям Положения  ЦБ РФ «О порядке формирования резерва  на возможные потери по ссудам, ссудной  и приравненной к ней задолженности» от 26. 03.2004 № 254-П.

       Финансовое  состояние заемщика должно быть оценено  как очень хорошее, среднее и  плохое исходя из характеристик, изложенных в п. 3.3, 3.4 названного Положения.

       В зависимости от качества обслуживания долга кредита требования должны быть отнесены банком в одну из трех категорий (Приложение № 5).

  Руководствуясь оценкой финансового состояния заемщика (на основе анализа его баланса и расчета коэффициентов кредитоспособности), а также оценкой качества обслуживания долга по данным Приложения № 5), аудитор должен проверить правильность отнесения кредитного требования к одной из пяти групп кредитного риска, используя для этого матричную таблицу, предложенную ранее названном Положении ЦБ РФ. ( Приложение № 6) [11]

        Аудитору следует учесть, что при окончательной классификации ссудной и приравненной к ней задолженности банк должен принять во внимание ряд факторов, которые препятствуют внесению кредитных требований в группу риска, указанную в Приложении № 6, исходя из формализованных критериев. Так, в частности если по заемщику в течение периода более одного квартала отсутствует финансовая и другая, предусмотренная Положением 254-П информация, то ссуда классифицируется не выше чем категорию качества с формированием резерва в размере не менее 20%. Если по заемщику указанная информация отсутствует в течение периода более двух кварталов, то ссуда классифицируется не выше чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50%.

       Не  выше чем в III категорию качества (сомнительные) классифицируются ссуды:

  • предоставленные юридическим лицам, кроме кредитных организаций, сроком «до востребования» (включая векселя к предъявлению), которые находятся на балансе кредитной организации свыше 20 календарных дней;
  • предоставленные связанным с кредитной организацией лицам при отсутствии информации о финансовом положении заемщика в течение периода более одного квартала;
  • предоставленные кредитной организацией заемщикам прямо или косвенно и направленные этими заемщиками на погашение обязательств других заемщиков банка;
  • предоставленные кредитной организацией заемщикам для приобретения у кредитной организации имущества, полученного ею в результате прекращения обязательств заемщиков по ранее предоставленным ссудам предоставлением отступного;

     В ходе аудиторской проверки правильности и полноты формирования РВПС необходимо обратить внимание на характер и качество обеспечительных обязательств, так  как если в залоге у банка по оформленным кредитным требованиям, отнесенным ко 2-5-й группам риска, имеются высоколиквидные ценные бумаги, а также поручительства и  гарантии особо надежных юридических  лиц, соответствующие обеспечению I категории качества, или же обеспечению II категории качества, а именно залогу:

  • сырья, материалов, готовой продукции, товаров;
  • земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества и (или) оборудования;
  • ценных бумаг эмитентов ценных бумаг, допущенных к обращению на открытом ОРЦБ РФ, а также на рынках стран, входящих в группу развитых стран и др.;

       Аудитор должен также обратить внимание на оценочную стоимость залога в  случаях истечения 180-дневного срока  с момента возникновения основания  для обращения взыскания на залог.

       Поскольку по 2-4-й группам кредитного риска  размер резерва на возможные потери в процентах к балансовой стоимости  кредитного требования находится в  соответствии с Положением ЦБ РФ в  определенном диапазоне, то во внутренних документах банка, регламентирующих порядок оценки кредитного риска и формирования под него резерва, должна быть дана градация этих процентов внутри названных групп риска и описание обстоятельств у заемщика с этим связанных. Аудитор должен проверить наличие данной позиции во внутренних документах банка и обоснованность градации процентов для формирования резерва по ссудной задолженности. В том случае если внутренними нормативными документами банка предусмотрено формирование РВПС не только по каждой ссуде в отдельности, но и по портфелям однородных ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, то аудитор должен убедиться в том, что последнее соответствует требованиям гл.5 Положения № 254-П. [25]

       Во  время аудиторской проверки правильности формирования РВПС аудитор руководствуется  не только положением № 254-П, но и внутренними документами банка, разработанными в соответствии с требованиями названного Положения, и в которых кредитная организация должна отразить:

  • систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды по категориям качества, предусмотренным Положением № 254-П, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено Положением ЦБ РФ;
  • порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;
  • процедуры принятия и исполнения решений по формированию резерва;
  • процедуры принятия и исполнения решений по списанию с баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в отношении которых кредитной организацией приняты все необходимые и достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю), и проведение дальнейших действий по взысканию ссуды;
  • порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
  • порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога и др.;

       Аудиторы  должны обратить особое внимание на наличие  и качество этой документации. [33, стр.157]

       Также проблемой аудита кредитных операций является правомерность списания с  баланса банка безнадежных и/или нереальных к взысканию ссуд.

 Правомерность списания с баланса банка безнадежных и/или нереальных к взысканию ссуд можно установить, проверяя кредитно-юридические досье заемщиков, просроченная задолженность которых в проверяемом периоде была отнесена на внебалансовые счета 91801 и 91802.

     Аудиторами  проверяется также и правильность отражения в бухгалтерском учете  операций по списанию за счет резерва  ссудной задолженности за баланс и последующих операций по погашению  ее в течение следующих 5 лет, если оно имело место. Следует заметить, что в определенной степени объем  и время списания за баланс банком безнадежной к взысканию ссудной задолженности зависит от организации и содержания его работы с проблемными кредитами.

       Проблемными кредитами считаются такие, в  отношении которых у банка  возникли сомнения в отношении его  субъекта, объекта и обеспечения. В банках должен быть создан специальный  отдел по работе с проблемными  кредитами, который должен ее строить  в соответствии с разработанным  «Положением о работе с проблемными  кредитами». В нем должны быть прописаны: критерии выявления проблемных кредитов; способы установления причин возникновения у заемщиков проблем в погашении ссуд и процентов за них и т.д. Аудитор должен дать оценку своевременности, полноты и качества проведенной спецотделом по проблемным кредитам и юридической службой банка работы по минимизации кредитных рисков, а следовательно, и по снижению финансовых потерь от списания безнадежных долгов с баланса банка. [40, стр.119] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Банковский  аудит является одним из видов контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществляемым наряду с проверками со стороны Центрального банка Российской Федерации и других государственных органов и проверками службой внутреннего контроля банка. Однако в отличие от них аудиторы работают как внешние независимые эксперты, привлекаемые клиентами на договорной, партнерской основе, и их главной целью является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций во всех существенных аспектах. Законодательство Российской Федерации предъявляет определенные требования к  начальному уровню  квалификации банковских аудиторов и повышению их квалификации, устанавливает более жесткие нормы в отношении обязательного аудита кредитных организаций в сравнении с обязательным общим, страховым и  инвестиционным аудитом. В отличие от других экономических субъектов в отношении кредитных организаций существует требование о подготовке ими годовой финансовой отчетности по МСФО. Подтверждение достоверности финансовой отчетности по МСФО предполагает знание аудиторами МСФО и международных стандартов аудита.

       Такое положение настоятельно требует  от банковских аудиторов обширных познаний в сфере законодательства РФ, нормативной  базы Банка России, Министерства финансов Российской Федерации и др., а  также в области международных  стандартов финансовой отчетности и  аудита. Государственная политика в  сфере аудиторской деятельности России предполагает объединение аттестатов аудиторов и, соответственно, делает необходимым освоение банковскими аудиторами других областей аудита. В связи с этим аудиторы должны постоянно поддерживать свои навыки и опыт на высоком профессиональном уровне.

       Во  всех странах кредитные организации  играют важную роль. Аккумулируя и  перенаправляя финансовые потоки, кредитные  организации в целом и банки  в частности оказывают существенное влияние на развитие национальных экономик. Деятельность кредитных организаций  затрагивает финансовые интересы широких  слоев населения в любой развитой стране (вкладчики, заемщики). По этой причине  деятельность банков влияет также и  на социальный климат в обществе. С  учетом этой специфической роли кредитных  организаций, практически во всех странах  мира банковская сфера относится  к числу наиболее регулируемых. В  Российской Федерации по состоянию  на сегодняшний день зарегистрировано более тысячи кредитных организаций. Ясно, что регулирование и контроль деятельности столь большого числа  организация – задача сложная. Одной из форм контроля кредитных учреждений является аудит их финансового состояния.

     Подводя итоги проделанной нами работы, можно  сделать вывод о том, что в  процессе работы были выполнены все  поставленные задачи, раскрыты основные понятия и содержание наиболее важных моментов, касающихся аудита кредитных  организаций и изучен аудит кредитных операций как главная доходная статья банковской деятельности, за счет которой формируется прибыль банка. 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон по «Бухгалтерскому учету» от 21.11.1996г. № 129- ФЗ. М., 1996 г.;
  4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12. 1990 г. № 395-1 (ред. от 06. 12. 2011 г.);
  5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральным закон «Об аудиторской деятельности» от 01.07.2010 № 136-ФЗ;
  7. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10. 07. 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30. 12. 2008 г.);
  8. Указание Банка России от 14.04.2003 N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп";
  9.   Методические рекомендации Банка России от 24.11.2011 N 169-Т "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности";
  10. Положения «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки  деятельности кредитной организации за год» 25.12.97 г. № 57;
  11. Инструкцией Банка России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» (Инструкция 62а) от 30 июня 1997г.;
  12. Инструкция Банка России «О порядке регулирования деятельности банков» (Инструкция №1) от 1 октября 1997 г.;
  13. Положение Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 г.;
  14. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (ФПСАД №1);
  15. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (ФПСАД №2);
  16. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (ФПСАД №3);
  17. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность в аудите» (ФПСАД №4);
  18. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» (ФПСАД №5);
  19. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» (ФПСАД №16);
  20. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (ФСАД 1/2010);
  21. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Дополнительная информация в аудиторском заключении» (ФСАД 3/2010);
  22. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» (ФСАД 5/2010);
  23. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» (ФСАД 6/2010);
  24. Положение ЦБ РФ № 302-П от 26.03.2007 «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;
  25. Положение ЦБ РФ № 342-П от 07.08.2009 «Об обязательных резервах

Информация о работе Аудит кредитных учреждений