Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 06:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие организации и технологии ведения бухгалтерского учета и аудита материально – производственных запасов, деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, аудит обеспечения материальными ресурсами предприятия, аудит использования материальных ресурсов.
Введение 3
1 Аудит учет производственных запасов 5
1.1 Понятие материально-производственных запасов и их
классификация 5
1.2 Задачи, объекты и источники информации проверки
операций с производственными запасами 13
1.3 Аудит операций по оприходованию материальных ресурсов 14
2 Аудиторская проверка материально-производственных запасов 17
2.1 Организация аудиторской проверки материально-
производственных запасов 17
2.2 Проверка состояния складского хозяйства 20
2.3 Проверка операций по оприходованию материальных ресурсов 22
2.4 Проверка операций по списанию материальных ценностей 26
2.5 Проверка проведения инвентаризации производственных
запасов и отражение ее результатов в учете 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 36
Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудиторской проверки материально-производственных запасов:
- отсутствие первичных приходно-расходных документом или оформление их с нарушением установленных требований;
- неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов;
- списание в расход неоприходованных материальных ценностей (не оформленных приходными документами);
- списание материалов на производство по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода, отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение;
- несоблюдение зафиксированного в учетной политике варианта учета материальных ценностей, списываемых на производство;
- арифметические ошибки при расчете реализованной торговой наценки.
2 Аудиторская проверка материально-производственных запасов
2.1 Организация аудиторской проверки материально-производственных запасов
Для успешного проведения аудиторской проверки разработаем программу аудита, представляющую собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о действующем учете МПЗ, также необходимо подписать письмо – обязательство о согласовании на проведение аудита на предприятии (Приложение А)
Таблица 2.1 – Программа проведения аудита производственных запасов
№ п/п | Наименование аудиторских процедур | Рабочие документы |
1 Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия | ||
1.1 | Изучение организации хранении материальных ценностей | Инструкция о приемке материалов, технические паспорта по весоизмери-тельными приборам |
1.2 | Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия | Книги регистрации пропусков |
1.3 | Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки | Таблицы сверки внутренних документов с документами поставщиков |
Продолжение таблицы 2.1
1.4 | Установление соответствия данным складского учета данным бухгалтерского учета по складам, субъсчетам и номенклатурным номерам материалов | Оборотные ведомости, карточки складского учета |
1.5 | Проверка полноты и качества инвентаризации | Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей |
2 Аудит операций по поступлению материальных ценностей | ||
2.1 | Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей | Ведомости по учету поступления |
2.2 | Аудит учета операций по поступлению – передаче материалов в порядке обмена | Ведомости по учету поступления |
2.3 | Аудит учета прочих операций по поступлению материалов | Ведомости по учету поступления |
3 Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений | ||
3.1 | Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов | Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры |
3.2 | Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей | Акты на списание хищений, недостач, потерь |
Прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету материальных ценностей, которые отражены в документе «Учетная политика». По результатам проверки составим рабочий документ в виде таблицы 2.2.
Таблица 2.2 – Элементы учетной политики предприятия, связанные с учетом МПЗ
Элемент учетной политики | Фактически в учетной политике предприятия | Нормативный документ |
Сроки и периодичность проведения инвентаризации | 1 раз в год, по состоянию на 01 сентября | Положение по ведению бух.учета и отчетности № 34н |
Метод оценки материалов при отпуске в производство | Метод средней стоимости | ПБУ 5/01 № 44н |
Методика учета материалов | На счете 10 | Методические указания по бух. Учету МПЗ №119н |
Оценка материалов в текущем учете | По фактической себестоимости | ПБУ 5/01 № 44н |
Можно сделать вывод, что применяемые на предприятии методы учета не противоречат действующим нормативным документам.
Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступить к оценке систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета в отношении МПЗ. Нужно провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений и изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально- ответственных лиц.
2.2 Проверка состояния складского хозяйства
С увеличением объемов производства особую актуальность представляют вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным направлением эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка:
- состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
- соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
- выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
- полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;
- обоснования и соблюдения, установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых, но результатам ревизии решений.
Для хранения материально-производственных запасов на предприятии УГРУ Рудника-1 созданы склады (кладовые). Склады (кладовые) обеспечены исправными весами, другими необходимыми весоизмерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием.
На складах (кладовых), на предприятии УГРУ Рудника - 1 материальные ценности размещают по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает кладовщику данного предприятия быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным норма запаса( лимиту).
Учет материалов на складах (кладовых) на предприятии УГРУ Рудника -1 осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером данного предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывается наименование материалов, номенклатурный номер, единица измерения, цена и лимит наличия материалов.
На складах (кладовых) УГРУ Рудник -1 учет движения и остатков материалов кладовщик осуществляет в карточках складского учета материалов. Карточки открываются на каждый номенклатурный номер материала. В них указывают номер склада, наименование материала, сорт, единицу измерения, учетную цену и т.д. Кладовщик заполняет в карточках колонки прихода, расхода и остатка материалов в натуральном выражении. Записи в карточках кладовщик производит на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных и других) в день совершения операций ( Приложение Б).
После каждой записи в карточках обязательно выводится остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения. Именно такой учет применяется на складах УГРУ Рудника- 1.
По истечении календарного года на карточках складского учета материалов выводятся остатки на первое января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются и сдаются в архив организации. С разрешения главного бухгалтера карточки складского учета могут вестись (продолжаться) и в следующем календарном году. В необходимых случаях новые карточки могут закрываться и открываться в течение года.
Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца.
Работник бухгалтерии данного предприятия систематически осуществляет непосредственно на складах в присутствии кладовщика проверку своевременности и правильности оформления записей в карточках складского учета.
Проверку записи операций и выведенных остатков по каждой операции работник бухгалтерии подтверждает своей подписью по соответствующей строке карточки складского учета.
Кладовщик по требованию работника бухгалтерии предъявляет для фактической проверки ( в натуре) определенные материальные ценности, особенно дорогостоящие и дефицитные.
2.3 Проверка операций по оприходованию материальных ресурсов