Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 06:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие организации и технологии ведения бухгалтерского учета и аудита материально – производственных запасов, деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, аудит обеспечения материальными ресурсами предприятия, аудит использования материальных ресурсов.
Введение 3
1 Аудит учет производственных запасов 5
1.1 Понятие материально-производственных запасов и их
классификация 5
1.2 Задачи, объекты и источники информации проверки
операций с производственными запасами 13
1.3 Аудит операций по оприходованию материальных ресурсов 14
2 Аудиторская проверка материально-производственных запасов 17
2.1 Организация аудиторской проверки материально-
производственных запасов 17
2.2 Проверка состояния складского хозяйства 20
2.3 Проверка операций по оприходованию материальных ресурсов 22
2.4 Проверка операций по списанию материальных ценностей 26
2.5 Проверка проведения инвентаризации производственных
запасов и отражение ее результатов в учете 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 36
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей является предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительного контроля выявляют наличие расчетов потребности, договоров и других оснований для совершения сделки по поставщикам той или иной партии ценностей, соблюдение действующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условий доставки, формы расчетов.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования, указанных товарно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и инвентаризацией их в натуре.
Основными источниками поступления материально-производственных запасов на предприятии УГРУ Рудник-1 являются непосредственные производители продукции, торговые и посреднические организации, подотчетные лица, закупающие материалы в порядке наличного расчета и другие.
Прием материалов осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия на основе заключенных хозяйственных договоров с поставщиками продукции. Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения (ОМТС).
При проверки оприходования товарно-материальных ценностей по выданным под поставку ценностей авансам, выставленным аккредитивам, выданным и акцептованным векселям, и в случае нарушения не выявлены. Товарно-материальных ценностей оприходованы по следующие документам: сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лиц товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и прочие, зависящие от вида груза, его упаковки и способа доставки.
Поступившие товарно-материальные ценности иногда оформляют внутренними документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемными актами, приходными накладными и другими документами, зависящими от принятого порядка оформления груза.
Если на предприятии УГРУ Рудник -1 при приемке от поставщиков будет установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишек, пересортица) или если имела место неотфактурованная поставка (поступление материалов без счета-фактуры поставщиков), то заведующий складом УГРУ Рудника - 1 вместе с представителем поставщика или незаинтересованной организации составляет акт о приемке материалов в двух экземплярах.
Внутренние документы сверяются с сопроводительными документами поставщиков при проверке полноты оприходования материальных ценностей. При этом проверяются правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших товарно-материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или железнодорожной (транспортной) организации. Расхождения в количестве и качестве поступивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях сокрытия недостач или пересортиц товарно-материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительных документах поставщиков при оприходовании материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов товарно-материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности, марки, артикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, тары и другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оприходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы необходимо сверить с записями в отчетах материально ответственных лиц, проверить правильность бухгалтерских записей и произведенных записей в регистрах бухгалтерского учета, таких как накопительные ведомости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у поставщиков товарно-материальных ценностей.
При проверке полноты оприходования ценностей изучают правильность их оценки, руководствуясь при этом Законом «О бухгалтерском учете и отчетности».
В этом случае приходные ордера не составляются, а акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта направляют поставщик .
Материально- производственные запасы на предприятии УГРУ Рудник -1 принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.
Формирование фактической себестоимости МПЗ определяется в зависимости от способа их поступления на предприятие:
- приобретение за плату;
- изготовление собственными силами;
- получение во вклад в уставный капитал;
- получение по договору дарения или безвозмездно;
- в результате ликвидации при демонтаже основных средств и другого имущества.
К фактическим затратам на приобретение материально- производственных запасов на предприятии ОАО ППГХО УГРУ Рудник -1 относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые Рудником-1 за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально- производственных запасов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- вознаграждения посредническим организациям, через которые приобретены материально- производственные запасы;
- транспортно- заготовительные расходы, которые, в свою очередь, включают в себя :
- расходы по страхованию в период транспортировки;
- затраты на оплату услуг транспорта (если они не включены в цену материально- производственных запасов, установленную договором) до момента оприходования МПЗ на кустовом или местном складе.
Приобретение предприятием материально-производственных запасов отражается по фактическим ценам без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в себестоимости материальных ценностей».
2.3 Проверка операций по списанию материальных ценностей
При проверке использования материальных ресурсов в производстве руководствуются Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости (работ, услуг), разработанными и утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами. Основными источниками проверки на УГРУ Рудник -1 являются накопительные ведомости по расходу материалов по кредиту счета 10 «Материалы», оборотные ведомости о движении материалов, карточки и книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и другие.
При проверке в первую очередь следует установить соответствие данных складского учета с данными синтетического учета по счету «Материалы», для чего общий итог ведомости остатков на конец месяца сверяют с остатками на конец месяца, которые приведены в ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Общие обороты выбытия материалов за месяц по складу УГРУ Рудника -1 и остатки материалов на конец месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками по счету 10 «Материалы» в Главной книге. В августе 2008 г. по Руднику-1 было списано материалов на сумму 11 499 824 рубля. Существенных отклонений при списании не выявлено, за исключением списания по ЛЗК 857 за август месяц неверный затратный счет, было исправлено в этом же периоде по извещению о проведении хозяйственных операций (Приложение В, Г).
Далее переходим к проверке совершенных операций по отпуску материалов в производство. Проверка накопительных ведомостей по расходу материалов cо склада, которые составлены на основе расходных документов – распоряжений нарушений не выявила.
На УГРУ Рудника -1 отделы материально-технического снабжения и плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов. Отпуск материалов со складов в производство оформляют лимитно-заборными картами, требованиями - накладными на замену материалов или на дополнительный отпуск, раскройными актами и другими документами. Отпуск материалов в производство производиться в пределах лимита на каждую номенклатуру материала. Отпуск материалов в производство где лимиты не установлены осуществляться в соответствии с утвержденными калькуляциями и материальными отчетами, в которых компоненты набора сырья и вспомогательных материалов не нарушают качество изделия и оно соответствует ГОСТам или техническим условиям.
После отпуска товарно-материальных ценностей в производство размер списаний не превышает установленных норм. Установленные нормы расхода ценностей обосновываются с помощью контрольного запуска сырья и вспомогательных материалов в производство, результат оформляется комиссией специальным актом.
Тщательной проверке подвергается расходование строительных и ремонтных материалов, так как на них приходится высокий удельный вес растрат и недостач. Во всех случаях рекомендуется производить контрольные инвентаризации наличия наиболее дефицитных строительных материалов, а при необходимости - и контрольного обмера их фактического использования на те или иные строительные или ремонтные работы. Контроль на этом участке состоит в сопоставлении данных лимитно-заборных карт (ведомостей) на получение ценностей и данных о потребности их, указанных в сметах на строительство.
На УГРУ Рудника – 1 строительные материалы отпускаться по правильно оформленным документам, взвешенными и пересчитанными, в строгом соответствии с нормами расхода с обязательным указанием в документе наименования объекта (Приложение Д, Е). Правильность списания материалов на объект проверяют также путем сверки актов на списание материальных ценностей с нарядами по начислению оплаты труда.
При ревизии правильности использования горюче-смазочных материалов необходимо проверить точность планирования потребности в горюче-смазочных материалах, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффективность использования израсходованного горючего.
На УГРУ Рудника - 1 оприходование горючего, правильность его учета и обоснованность списания в расход ведется в лимитно-заборных картах и отчете о расходе дизтоплива по участкам (Приложение Ж, З ). По документам устанавливается соответствие количества оприходованного топлива к полученному и оплаченному его количеству, а также ведется раздельный учет по видам горючего: на складах, в баках, жидкого топлива. Учет горючего в местах хранения ведется в килограммах, а выдача производится в литрах.
2.4 Проверка проведения инвентаризации производственных запасов и отражение ее результатов в учете
Инвентаризация – проверка для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на определенный момент времени фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта на месте в натуре, т.е. снятия остатков, или путем проверки учетных записей. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.
Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации , а также основными положениями по инвентаризации товарно-материальных ценностей. Согласно этим документам и учетной политике УГРУ Рудник-1 обязан проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей и других один раз в год .
Основными задачами инвентаризации на данном предприятии являются:
- контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
- проверка соблюдения различных правил и условий хранения материальных ценностей ;
- проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей.
Инвентаризация на ОАО ППГХО УГРУ Руднике- 1 проводится в обязательном порядке:
- при передаче имущества Рудника -1 в аренду;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 сентября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов.
Порядок проведения инвентаризаций на УГРУ Руднике -1 предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; бухгалтера- материалиста; начальников участков, кладовщика. В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен.