Аудит расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита расчетов по заработной плате и единому социальному налогу и разработка программы аудита на конкретном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по заработной плате и единому социальному налогу;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
изучить особенности бухгалтерского учёта оплаты труда на конкретном предприятии;
осветить технико-экономическую характеристику ООО «Луч»;
проследить динамику изменения основных технико-экономических показателей ООО «Новокубанскгазстрой»;
изучить состояние расчётов с персоналом по оплате труда;
провести анализ труда и заработной платы на ООО «Новокубанскгазстрой»;
внести предложения по совершенствованию учёта и контроля оплаты труда.

Содержание

Введение 4
1 Учет и аудит операций по оплате труда на предприятии 7
1.1 Заработная плата: понятие, формы, значение в деятельности предприятия 7
1.2 Аудит операций по оплате труда на предприятии 16
2. ООО «НОВОКУБАНСКГАЗСТРОЙ» - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 32
2.2. Анализ основных финансовых показателей организации 35
3. АУДИТ УЧЕТОВ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 45
3.1 Аудит организации бухгалтерского учета и учетная политика 45
3.2 Аудит учета расчетов с персоналом на ООО «Новокубанскгазстрой» 50
3.3 Подготовка и составление аудиторского заключения 57
Заключение 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Работа состоит из  1 файл

60.Аудит расчетов по оплате труда и прочих расчетов с персоналом..docx

— 147.52 Кб (Скачать документ)

Оперативный контроль в ООО  «Новокубанскгазстрой» проводит главный  бухгалтер, при этом, обеспечивает бухгалтеров  необходимой методической литературой, при этом сами автоматизированные рабочие места (АРМы) не позволяют вводить информацию с ошибками в те или иные регистры синтетического и аналитического учёта. Регистры аналитического учёта на бумажных носителях главный бухгалтер проверяет выборочно. Бухгалтерский же учёт ведётся по стандартным типовым проводкам.

Кадровым учётом в ООО  «Новокубанскгазстрой» занимается отдел кадров в лице  инженер отдела кадров. Баланс рабочего времени рассчитывается экономистом по нормированию труда планового отдела по календарю.

Для каждого рабочего места  бухгалтера разработаны соответствующие  АРМ по отдельным объектам учёта, которые поддерживают сетевой режим  работы, однако в связи с несовершенством программного обеспечения и недостаточным квалификационным уровнем сотрудников бухгалтерии переход на автоматизированную систему учёта не завершён.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учёта в организациях. От жёсткой регламентации учётного процесса со стороны государства в прошлом, в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учёта. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учёта заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учёта организации самостоятельно разрабатывают учётную политику для решения  поставленных  перед  учётом  задач.

Таким образом, организация  бухгалтерского учета невозможна без  продуманной  учетной политики, сущность которой заключается в формировании механизма согласования имущественных интересов предприятия и внешних пользователей. По своему содержанию учетная политика представляет собой описание: во-первых, набора парадигм из противопоставленных друг другу методов обобщения первичной информации о фактах хозяйственной деятельности, которые государство считает допустимым использовать; во-вторых, правил раскрыли для публичного сведения используемых предприятием методов; и, в-третьих, правил перехода от использования одних методов к другим. Основу учетной политики как механизма согласования интересов составляет постулат о праве предприятия (в лице своего руководителя) по своему усмотрению (исходя из собственного понимания внутренних и внешних условий хозяйствования) выбирать и использовать различные методы обобщения. Это право ограничено перечнем допустимых методов, а также обязанностью обеспечить преемственность методов в течение отчетного периода и обязанностью раскрыть и разъяснить смену методов.

В настоящее время в  Российской Федерации у хозяйствующих  субъектов существует ряд основных альтернатив. Сравнительный анализ Учетной политики ООО «Новокубанскгазстрой» представлен  в приложении 3

Как видно из таблицы приложения 1 учетная политика ООО «Новокубанскгазстрой» является неполной, в ней не нашли отражения многие важные элементы, оказывающие существенное влияние на эффективность деятельности организации в целом. На предприятии не утвержден регламент организации работы бухгалтерского аппарата, правила документооборота, имеющие большое значение для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии. Все это документально должно быть закреплено в Положении о бухгалтерии, которое также отсутствует.

Отсутствует порядок, сроки  проведения инвентаризации, что является обязательным условием составления учетной политики, обеспечивающим достоверность данных учета и отчетности. Также не утвержден перечень лиц с правом получения денежной наличности; лимит подотчетных средств, предельный срок представления отчета по их использованию, что  являются важными организационными моментами учетной политики, обеспечивающими  сохранность активов, прежде всего денежных средств, или их возмещение в случае утраты.

Согласно учётной политике, в ООО «Новокубанскгазстрой» амортизацию по основным средствам принято начислять линейным способом по стандартным нормам, однако в целях более быстрого обновления производственных фондов необходимо применять ускоренную. Не отражен порядок учёта и финансирования ремонта основных средств, оценка изменения стоимости основных средств, правила признания управленческих и коммерческих расходов и др., что ведет к недопонимаю, неправильному отражению и искажению операций на счетах бухгалтерского учета.

Кроме того, видно, что те элементы политики, которые присутствуют на предприятии, выбираются, ориентируясь, преимущественно, на налоговый учёт, хотя в мировой практике принято нацеливаться на управление. Причем общеметодологический аспект учетной политики на анализируемом предприятии, в большей мере, также ориентирован на нужды налогообложения. В данной ситуации выбор обоснован тем, что в Российской Федерации данные бухгалтерского учёта в управлении использовать крайне сложно, а сам учёт находится в стадии реформирования и ориентации на МСФО.

Налоговый аспект учетной  политики практически не отражен. Его  сокращенный вариант не содержит  необходимых и обязательных положений, кроме единственного условия, предполагающего получения налоговых льгот.  В приказе «Об учетной политике» в разделе для налогообложения не нашли отражения многие важные аспекты налогового учета, что в целом может привести к неправильному исчислению налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость и т.д.

Согласно НК РФ, ООО «Новокубанскгазстрой», как юридическое лицо, поставлено на налоговый учёт в ИФНС по Новокубанскому району,   в соответствии с требованиями НК и других нормативных актов по налогообложению начисление, уплату и учёт налогов предприятие производит самостоятельно по аналитическим данным бухгалтерского учёта и налоговых расчётов  в установленном порядке. ООО «Новокубанскгазстрой» является налогоплательщиком:

по федеральным  налогам и сборам  - по налогу на добавленную стоимость;

по региональным  налогам и сборам  - по налогу на имущество предприятия;

по местным  налогам и сборам  - транспортный налог, экологический налог.

Кроме того, ООО «Новокубанскгазстрой» производит все расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, связанные с персонифицированным учётом по работникам.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на анализируемом  предприятии недооценивается значение учетной политики, являющейся одним из основополагающих моментов, регламентирующих учетную деятельность предприятия. К формированию и исполнению учетной политики относятся формально, не оценивая последствия применения тех или иных ее элементов.

Учётная политика ООО «Новокубанскгазстрой» оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, на имущество, НДС и показателей финансового состояния организации. Следовательно, учётная политика является важным средством формирования величины основных показателей деятельности, налогового планирования, ценовой политики.

3.2 Аудит учета расчетов с персоналом на  
ООО «Новокубанскгазстрой»

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Целью аудита является выражение  мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Определение последовательности проверки учета труда и заработной платы.

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской  проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля и более времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку (при повторном аудите - 5-10%). Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым  относятся комплексность, непрерывность  и оптимальность. Так, комплексность  подразумевает взаимосвязь и  согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

  1. предварительное планирование,
  2. подготовка и составление общего плана,
  3. подготовка и составление программы.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические  и синтетические данные по счетам “Расчеты с персоналом по оплате труда”, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

Необходимо:

1. Выбрать личные дела  и проверить, содержится ли  в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:

-проследить рост оплаты  труда, оформлено ли это приказами  руководителя;

-пользуются ли бухгалтера  информацией, отраженной в личных  делах для начисления и удержания  из оплаты труда.

2. Установить соответствие  показателей аналитического учета  с записями в главной книге  и бухгалтерском балансе.

3. Изучить достоверность  первичных документов, правильность  их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток.

4. Выбрать примеры записей  из ведомостей по начислению  оплаты труда:

 -подтвердить документально начисления и удержания;

-пересчитать совокупные  начисления, вычеты, чистые выплаты;

5. Проверить правильность  удержания налогов.

6. Проверить периодичность  и своевременность выплаты заработной  платы.

7. Проверить достоверность  записей в ведомостях на заработную  плату.

8. Проверить удержания  из оплаты труда:

Для обеспечения полноты  формируемой информации, а также  для предотвращения повторных процедур необходимо предусмотреть сопоставление полученных данных (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Анкета тестов по проверки операций с персоналом

Содержание вопроса

Ответы

I. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям

Применяются ли типовые формы документов по учёту личного состава:

Личные карточки на работающих (ф.№Т-2)

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф.№ Т-6)

Приказ о переводе на другую работу

(ф.№Т-5)

Приказ (распоряжение) о прекращении  трудового договора (контракта) (ф.№Т-8)

 

 

 

 

Да

Да

 

Да

 

Да

Ведутся ли на работающих трудовые книжки

Да

Проверяется ли отделом  кадров соответствие применяемых окладов  и разрядов рабочих, установленных  в штатном расписании

 

Да

Ведутся ли табели учёта  рабочего времени

Да

II. Учёт и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим–сдельщикам

Применяются ли на предприятии утверждённые отделом труда нормы и расценки по видам работ.

 

 

Да

Используются ли типовые  формы первичных документов.

Да

Организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов.

Нет

Применяются ли ПК для выполнения расчётов по сдельной оплате труда.

Нет

Применяются наряды (нагрузка) на бригаду.

Да

III. Учёт и начисление повременных и других видов оплат.

Ведутся ли расчёты по начислению повременных видов оплат согласно табелю учёта рабочего времени.

 

 

Да

Содержание вопроса

Ответы

Проверяет ли отдел труда или  внутренний аудитор правильность расчётов по начислениям различных видов оплат.

 

Да

Применяются ли ПК для выполнения расчётов по начислению заработной платы.

Да

IV. Расчёты удержаний из заработной платы физических лиц

Проставлены ли в расчётных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного  исчисления удержаний.

 

 

Да

Налог на доходы физических лиц.

Да

Удержаний по исполнительным листам.

Да

Прочих удержаний.

Д а

Применяются ли ПК для расчёта  удержаний

Да

Проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых  служб расчёты по налогу на доходы физических лиц.

Да

V. Аналитический учёт по работающим (по видам начислений и удержаний) Расчётно–платёжные ведомости

Да

Расчётно-платёжные ведомости  и лицевые счета работающих.

Да

Применяются ли ПК для ведения  аналитического учёта.

Да

Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учёту с работающими

Да

VI,VII Сводные расчёты по заработной плате, расчёт налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учёт налогов и платежей с ФОТ.

Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными по единому социальному налогу (социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду)

 

 

 

Да

Проверяет ли бухгалтер  данные о месячных, квартальных и  годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда.

Да

Применяются ли ПК для сводных  расчётов по оплате труда 

Да

Имеются ли на предприятии  задержки с расчётами и выплатами  по оплате труда.

Нет

VII Расчёты по депонированной заработной плате

 

Ведутся ли на предприятии  карточки по депонированной заработной плате.

 

Нет

Производится ли отнесение  депонированных сумм на сч. 91 «Прочие  доходы и расходы» по истечении срока  исковой давности.

 

Нет

Информация о работе Аудит расчетов по оплате труда