Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы - изучить порядок проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии энергетики. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение целей и задач аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- ознакомление с нормативной базой и источниками информации для проведения аудиторской проверки учета расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии;
- рассмотрение методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- составление плана и программы аудиторской проверки, теста системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;
- рассмотрение этапов аудита расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии;

Работа состоит из  1 файл

курс.docx

— 87.05 Кб (Скачать документ)

На следующем этапе  проверки выборочно по нескольким сотрудникам  проверяется обоснованность и правильность начисления остальных выплат. Все  выплаты, производимые организацией своим  работникам, можно разделить на две  группы: основные выплаты и дополнительные выплаты. Основные выплаты – собственно оплата труда, начисленная на основании  сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных ТК РФ. Дополнительные выплаты – выплаты за фактически не отработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства  организации (материальная помощь, премии).

При проверке начисления премий следует иметь в виду, что они  могут быть двух видов. Премии, обусловленные  действующей в организации системой оплаты труда, которые выплачиваются  за достижение высоких количественных и качественных результатов труда  и носят регулярный характер, включая  премии за выполнение особо важных заданий и выплаты по итогам года, относятся на себестоимость выпускаемой  продукции. В каждой организации  должно быть разработано положение  о премировании. Механизм вознаграждения по итогам работы за год, а также  вознаграждения за выслугу лет организация  устанавливает в разрабатываемых  локальных нормативных актах, которыми предусматриваются порядок, размеры  и условия выплаты. Премии, носящие  единовременный характер, выплачиваются  за счет чистой прибыли организации, за счет фонда потребления или  за счет специальных источников.

Если при проверке расчетов по оплате труда встретились случаи начисления дополнительных выплат, то особое внимание следует уделить  проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат. Порядок исчисления среднего заработка утвержден Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. № 213, и распространяется на случаи: оплаты очередного отпуска; оплаты дополнительного отпуска, включая учебный; выплаты компенсации за неиспользованный отпуск; выплаты выходного пособия при увольнении; платы за выполнение государственных или общественных обязанностей; платы при направлении на повышение квалификации с отрывом от производства; оплаты нахождения в медицинском учреждении на обследовании, а также сдачи крови; выплаты за вынужденный прогул.

Пособия вследствие трудового  увечья или профессионального заболевания, инвалидам ВОВ, работникам, имеющим 3 и более детей в возрасте до 18 лет, а также в других случаях, предусмотренных законодательством, выдаются в размере 100% заработка  независимо от непрерывного стажа работы. При наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья (травмы, ожога, обморожения и т.п.) пособие  назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве. Следует отметить, что если трудовое увечье было нанесено работнику по вине администрации, то пособие выплачивается  не за счет средств социального страхования, а за счет средств организации. В  фактический заработок для исчисления пособия включаются все виды заработной платы, все виды денежных премий, предусмотренные  системой оплаты труда, надбавки и доплаты  к заработной плате, вознаграждения по итогам работы за год и выплаты  за выслугу лет.

В сумму заработка, из которого исчисляется пособие, не включаются:

  • заработная плата за работу в сверхурочное время, включая доплату за часы сверхурочной работы;
  • плата за работу по совместительству;
  • доплата за работу, не входящую в обязанности работника по основной работе;
  • заработная плата за дни простоя, за время очередного и дополнительного отпусков, за время сборов, выполнения государственных или общественных обязанностей;
  • заработная плата за работу в праздничные и выходные дни;
  • единовременные премии, не связанные с производственной деятельностью (к юбилейным датам, дням рождения и т.п.);
  • разного рода выплаты компенсационного характера (за неиспользованный отпуск, выходное пособие и др.).

Одним из этапов проверки расчетов с персоналом по оплате труда является проверка правильности исчисления сумм удержаний из заработной платы сотрудников  данной организации. После того, как  из заработной платы удержан налог  на доходы физических лиц, производятся остальные виды удержаний. Сумма  удержаний не должна превышать 50% месячного  дохода, кроме случаев, предусмотренных  законодательством. Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по тем, у которых общая  сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом проверяются наличие  первичных документов, своевременность  и правильность отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета.

Аудитор должен обратить внимание на правильность корреспонденции счетов при оформлении указанных операций, имея в виду, что для учета используются счета: 28 – за допущенный брак; 68 –  налог на доходы физических лиц; 71 –  своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчет; 73 – за причиненный  организации материальный ущерб, погашение  ссуд; 76 – по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц; за товары, проданные в кредит.

Типичные ошибки, которые  выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и  прочим операциям, следующие:

  • в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, неправильно используется План счетов бухгалтерского учета;
  • отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;
  • допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);
  • ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.).

Заключительный этап

Данный этап включает проверку своевременности проведения инвентаризации расчетов с персоналом по оплате труда  и прочим операциям организации:

  • проводились ли расчеты с персоналом по оплате труда и прочим операциям организации в случаях, установленных законодательством;
  • были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;
  • соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям, установленным в Приказе Минфина России от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при  составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. В заключение аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю группы (проверки).

1.2 Нормативная база и источники  информации для проведения аудиторской  проверки расчетов с персоналом  по оплате труда 

 

Российский аудит находится  в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской  деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации  внутренней работы аудиторских организаций, международного сотрудничества.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

  1. Первый уровень – Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.
  2. Второй уровень – Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.
  3. Третий уровень – правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
  5. Пятый уровень – внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской  деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет  предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

Федеральным законом "Об аудиторской  деятельности" осуществление функций  федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями  уполномоченного федерального органа являются:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Основными документами, определяющими  правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:

    1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2008).
    2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.; часть II от 26.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.).
    3. Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с измен. от 30.04.2008 г.; часть II от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с изм. от 30.04.2008 г.)
    4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 28.02.2008 г.)
    5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 г.) «О бухгалтерском учете»
    6. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80).
    7. Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита".
    8. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
    9. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.
    10. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г. протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).

В указанных документах отражены основные положения по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений и др.

 

1.3 Организационные и методологические  основы аудита расчетов с персоналом  по оплате труда

 

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным  законом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным  Федеральным законом.

Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основной  целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных  сторон контроля, чтобы убедиться, что  существенные ошибки отсутствуют.

Основная  задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов  при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения  бухгалтерского учета по оплате труда.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные  документы, регистры синтетического и  аналитического учета и отчетность.

В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя  основными нормативными актами: Гражданским  кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Кодексом законов о труде  Российской Федерации (КЗоТ РФ).

В рамках этих документов трудовые отношения  могут быть оформлены одним из трех основных способов:

1. трудовым  договором (контрактом),

2. коллективным  договором или

3. договором  гражданско-правового характера.

Трудовой  договор (контракт) - соглашение между  трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять  работу по определенной специальности, квалификации или должности с  подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия  труда, предусмотренные законодательством  о труде, локальными договорами организации  и соглашением сторон. Трудовым договором  не могут устанавливаться условия, противоречащие КЗоТ РФ (условия увольнения, установление взысканий, порядок рассмотрения индивидуальных споров, введение материальной ответственности, не предусмотренной ст. 121 КЗоТ РФ).

Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда