Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
Для написания курсовой работы нами выбрана очень актуальная тема посвященная - Сметному планированию (бюджетированию) и контролю затрат.
Мы считаем, что в современных условиях данная тема очень интересна и её нужно рассматривать, так как это один из важнейших участков управленческого учёта.
Введение
1. Сметное планирование (бюджетирование) и контроль затрат.
Сущность, особенности учета.
1.1. Возникновение управленческого учета. Исторический аспект.
1.2. Бюджетирование как инструмент в гибком развитии предприятии
1.2.1. Три источника и три составные части бюджетирования на предприятии
1.2.2 Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии
1.2.3. Система бюджетирования и внутрихозяйственной отчетности.
Бизнес-планирование.
1.3. Бюджетирование как управленческая технология
1.3.1. Бюджетирование как технология управления предприятием
1.3.2. Классификация и распределение затрат
1.3.3.Разработка сметы затрат. Порядок составление и применения бюджетов на предприятии. Бюджетный контроль
1.4. Организация и автоматизация бюджетирования на предприятии
1.4.1 Организация бюджетирования на предприятии
1.4.2. Автоматизация бюджетирования на предприятии
1.4.3. Возникновение и решение конфликтов с персоналом при постановке бюджетирования на предприятии
2. Организация и ведение управленческого учёта в организации МУП «ЖКУ» г.Заринска
2.1.Краткая характеристика предприятия
2.2. Способы ведения сметного планирования(бюджетирования) в организации МУП «ЖКУ» г.Заринска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Главная задача бюджетного
регламента -- обеспечение возможности
контролировать ход исполнения бюджетов
различных видов и уровней
управления. При этом часто приходится
преодолевать скрытое или явное
противодействие (или прямой саботаж)
руководителей среднего и более низкого уровней. До
тех пор пока бюджетирование не вышло
из стадии игры в “цифири”, т. е. утвержденных
финансовых планов, реальное исполнение
которых никто особенно не отслеживает,
сопротивление это мало ощутимо. Но стоит
только установить конкретные сроки, персональную
ответственность и единообразный порядок
представления--рассмотрения--
Первоначально составляются бюджеты отдельных структурных подразделений (для ЦФО -- основные, для ЦФУ и структурных подразделений -- операционные) компании. После представления всеми бизнес-единицами и структурными подразделениями своих бюджетов (прогнозных и отчетных) составляются сводные бюджеты предприятия или компании в целом в соответствии с установленным бюджетным регламентом. На пути продвижения бюджета от составления до утверждения ему необходимо пройти различные этапы обработки, анализа, согласования, внесения изменений и т. п.
Бюджетный регламент определяется на период составления надежного (нужно понимать, и как достаточно напряженного) прогноза сбыта и бюджета продаж. Прогноз продаж обычно составляется в нескольких вариантах, чтобы определить границы (от и до) основных щелевых показателей для бизнес-единиц и компании в целом.
Основной принцип бюджетного
регламента -- скользящий график разработки,
предполагающий постоянную корректировку
(в ранее установленных
Бюджетный период и минимальный бюджетный период.
При разработке и внедрении бюджетного регламента, прежде всего предстоит определить бюджетный период, или, как его еще называют горизонт финансового планирования для предприятия или фирмы.
Бюджетный период -- это
период, на который составляются и
в течение которого корректируются
бюджеты, осуществляется контроль за их
исполнением. При этом нужно помнить,
что различные бюджеты должны
иметь унифицированный
Минимальный бюджетный период -- единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада, и т. д.) по видам бюджетов.
В теории в рамках бюджетного периода выделять два этапа. Первый -- период директивного планирования, когда все принятые и утвержденные целевые показатели и нормативы обязательны к исполнению. Второй -- период индикативного планирования, в рамках которого устанавливаются лишь общие ориентиры финансовых планов компании. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, когда определяется бюджетный период. Дело в том, что за рубежом компании (особенно крупные, располагающие большими аналитическими ресурсами) составляют бюджеты на 3--5 лет. В России руководители многих фирм отказываются обсуждать серьезно свои финансовые перспективы на срок свыше 6 месяцев. Сочетание социально-политической и нормативно-правовой нестабильности с отсутствием нормального расширенного воспроизводства основного капитала (осуществления планомерной и целенаправленной технической модернизации производства для повышения его эффективности) действительно делает более или менее среднесрочное (не говоря уже о долгосрочном) финансовое планирование в нашей стране для многих предприятий и фирм бессмысленным. Но это с одной стороны. С другой стороны, не зная ориентиров, не устанавливая целей и параметров бизнеса (в том числе и чисто финансовых), вряд ли можно говорить о каком-либо развитии.В России сегодня также считается приемлемым составление бюджетов на период в один год..
Другое дело, что бюджетный период (календарный год) в России также может быть разделен на директивную часть (первое полугодие, например) и индикативную (второе полугодие). Соответственно на первые 6 месяцев бюджеты должны быть более подробными, иметь максимально возможный уровень детализации (организационно и технически), когда минимальный бюджетный период может доходить до одной недели или одного банковского дня (для некоторых видов бюджетов). А вот на второе полугодие вполне может быть достаточным планирование по кварталам.
Бюджет движения денежных средств обычно имеет более короткий минимальный бюджетный период, чем бюджет доходов и расходов. Если минимальный бюджетный период БДиР составляет один месяц, то для БДДС он должен быть не более одной декады. А в случае разработки в компании бизнес-плана инвестиционного проекта, связанного с долгосрочными капиталовложениями (на срок более од-ного года), БДДС составляется на весь период реализации проекта с обязательной помесячной разбивкой первых двух лет периода реализации бизнес-плана.
Для БДДС (в случае выделения в финансовой структуре предприятия или компании ЦФО) с учетом специфики (высокая диверсификация хозяйственной деятельности) структурных подразделений компании (большая номенклатура выпускаемых изделий и услуг) целесообразно ввести бюджетный период продолжительностью один год (12 месяцев) с подекадной разбивкой первых трех месяцев (на I квартал) и поквартальной (для I и II кварталов в целом) разбивкой. Единица измерения бюджетного периода -- одна декада. При этом корректировка БДДС осуществляется ежемесячно, как и в случае с БДиР.
Для прогнозного (расчетного) баланса бюджетный период также может быть установлен один год, а в качестве минимального бюджетного периода на I и II кварталы могут быть выбраны месяцы.
Разбивка бюджетного периода на подпериоды (различная для БДиР, БДДС и расчетного баланса) имеет отношение только к характеру отображения (степени детализации) финансовой информации. Регламент проведения план-факт анализа и корректировки бюджетов определяется, прежде всего шагом финансового планирования, который устанавливается для всех основных бюджетов.
При организации управления бюджетами, прежде всего необходимо определить участников - субъектов бюджетного процесса. Предстоит установить, какое число уровней управления соответствует числу уровней консолидации бюджетов согласно применяемой на предприятии бюджетной системе.
В крупной и средней компании, в крупном филиале или структурном подразделении (ЦФО), а также на уровне предприятия или компании в целом предстоит решить вопрос о том, что лучше:
- поручить какому-то из существующих структурных подразделений определённые функции и операции по бюджетированию;
- создать новое структурное
подразделение, которое
Проблема состоит в том, что предстоит составлять не один, а множество самых разных основных и операционных бюджетов, в том числе сводных, т.е. заниматься консолидацией бюджетов более низкого уровня управления и согласованием заложенных в них финансовых параметров.
В этом случае к процессу бюджетирования могут быть подключены в той или иной мере уже существующие функциональные службы (как на уровне ЦФО, ЦФУ, так и на уровне компании в целом):
- планово-экономический отдел;
- отдел маркетинга и экономического анализа;
- финансовый отдел;
- бухгалтерия.
Каждая из этих служб имеет свои преимущества по составлению отдельных видов основных и операционных бюджетов, составлению сводных бюджетов, осуществлению координации и управления бюджетным процессом.
Для эффективной постановки бюджетирования чрезвычайно важным является то обстоятельство, что весь бюджетный процесс, управление им на уровне предприятия в целом должны быть сосредоточены в одних руках, в одном функциональном структурном подразделении.
Для организации контроля за исполнением бюджета на уровне компании, выработки решений относительно направлений инвестиционной политики компании, стратегии финансового планирования на высшем уровне может быть создан так называемый бюджетный комитет, который состоит из представителей ЦФО, контролирующих исполнение бюджетов, из руководителей и специалистов бюджетного отдела, финансового и планово-экономического отдела компании, первых должностных лиц предприятия, контролирующий бюджетный процесс в организации в целом.
Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и по бюджетным форматам, утверждённых на предприятии.
Венцом всех усилий по организации внутрифирменного бюджетирования является разработка графика документооборота. В сущности, без этого документа реальная постановка внутрифирменного бюджетирования и превращение бюджетирования в элемент управленческого контроля невозможны. Назначение графика документооборота состоит во взаимоувязке всех процедур и регламентов бюджетирования, усилий отдельных структурных подразделений предприятия на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему [24, с. 100]. Именно с помощью такого графика можно оптимизировать графики составления отдельных бюджетов, последовательность, сроки их предоставления и консолидации, отлаживать взаимодействие отдельных ЦФО, ЦФУ в бюджетном процессе, как между собой, так и с различными подразделениями высшего уровня управления.
1.4.2. Автоматизация бюджетирования на предприятии
Зачем при бюджетировании
нужна автоматизация? -- вопрос праздный.
Однако более важно знать, какого
рода автоматизация требуется
В настоящее время в России можно выделить два типа компьютерных программ, которые в принципе можно использовать для постановки бюджетирования:
1) различного рода программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной их адаптации к нашим условиям (например, “Успех+”, SAP/R3, “Проджект эксперт”, “Альтинвест”, “Красный директор”);
2) различные версии бухгалтерских программ, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности (например, “1C. Предприятие”, “Галактика”).
Требования к программному обеспечению.
Для успешной постановки бюджетирования компьютерная программа должна решать две взаимосвязанные задачи:
1) автоматизировать финансовое
планирование и
2) осуществлять сбор,
обработку и консолидацию факти
Как правило, для этого
применяются бухгалтерские
Для постановки бюджетирования важным условием является отделение управленческого учета от бухгалтерского.
Наиболее перспективным подходом является привязка и бухгалтерских программ, и программ для бюджетирования к единой базе первичной финансовой документации (платежным поручениям, накладным и т. п.). В этом случае каждый первичный документ (например, платежное поручение) при появлении на свет получает свои коды, с которыми входит в бухгалтерскую и управленческую отчетность (различными для каждой из программ). Согласно присвоенным кодам первичный документ с соответствующей отчетной финансовой информацией поступает, собирается и консолидируется отдельно для нужд бухгалтерского и управленческого учета. Платежное поручение одного ЦФО, например, поступает в отчетность этого центра, другого -- в отчетность соответствующего центра, а вместе -- в единую систему бухгалтерской отчетности предприятия.
Всё эти требования необходимо иметь в виду, как при выборе программного обеспечения, так и при его внедрении.
Проблемы автоматизации бюджетирования.
Выбор компьютерной программы -- обычно завершающий этап при постановке бюджетирования, но часто многие руководители именно с нее все начинают. Автоматизация бюджетирования бесполезна, если полноценного бюджетирования (как методологии и управленческой технологии) на предприятии нет. Поэтому прежде чем думать о том, какой компьютерной программе отдать предпочтение, стоит разобраться с организацией внутрифирменного финансового планирования.
Суть данной проблемы на самом деле кроется в следующем. Для того чтобы компьютерная программа заработала как часть управленческой технологии, необходимо сочетание двух аспектов проблемы:
1) наличия собственно
управленческой технологии (т. е.
детально проработанной
Информация о работе Бюджет, его составные части, особенности составления