Бюджетирование и типы бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание

Термин «бюджетирование» известен уже давно. В плановой экономике, существовавшей во времена Советского Союза, бюджетирование активно применялось в подавляющем большинстве субъектов рынка, составляя основу всей сферы управления, производства и распределения продукции. С наступлением эпохи рыночной экономики планирование уступило место действиям, а бюджетирование стало использоваться преимущественно в государственных бюджетных учреждениях. Однако укрупнение предприятий частной собственности, нормализация рыночных структур возрождает необходимость планирования и в рыночной экономике, равно как и контроля над расходами и движением денежных средств внутри организации.

Содержание

Введение 3
1.Сущность бюджетирования. 5
2.Виды бюджетов 8
2.1Генеральный бюджет торговой организации; 10
2.2Генеральный бюджет производственного предприятия. 13
3.Методы бюджетирования и его процедуры 19 3.1. Разработка бюджета продаж 19 3.2. Разработка бюджета производства. 20 3.3.Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок
материалов в натуральных единицах. 21 3.4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат. 24 3.5. Разработка бюджета накладных расходов. 25 3.6.Разработка бюджета запасов готовой продукции на конец отчетного периода в натуральном и стоимостном выражении. 26 3.7.Разработка бюджета себестоимости продаж. 28 3.8. Разработка бюджета административных, маркетинговых,
коммерческих и других периодических расходов 29
3.9 Разработка плана прибылей и убытков. 29
3.10. Разработка бюджета денежных средств. 33 3.11. Разработка прогнозируемого баланса предприятия. 36 Список литературы 40 Приложение А 41
Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

курсовая БУ.docx

— 136.09 Кб (Скачать документ)

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.

Бюджет может разрабатываться  на годовой основе (с разбивкой  по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит  от вида деятельности организации. В  связи с этим можно выделить такие  основные его типы, как:

        1. генеральный бюджет торговой организации;
        2. генеральный бюджет производственного предприятия.

 

 

2.1 Генеральный бюджет торговой организации;

Генеральный бюджет торговой организации  состоит из операционного и финансового бюджетов (рис. 3.1). Как видно из представленной на рисунке схемы, оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Операционный бюджет. Разработка данного документа начинается с определения плана продаж, т. е. с формирования бюджета реализации. Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов и т.п. Например, организация, объединяющая сеть торговых точек и лотков по Москве, реализующих мороженое, при разработке прогноза объемов продаж на предстоящий месяц учитывает количество точек, ожидаемый индекс инфляции и среднюю температуру месяца. Организация располагает соответствующим программным продуктом.

После того как руководству организации  становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товаров на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.

Конечная цель операционного  бюджета — разработка плана прибылей и убытков. В общем виде его можно представить следующим образом.

План прибылей и убытков торгового  предприятия

Выручка от продажи товаров  – себестоимость проданных товаров = валовая прибыль

Валовая прибыль – операционные расходы = доход от основной деятельности.

Доход от основной деятельности – выплата процентов по кредитам = операционная прибыль

 

 


 


 

Рис. 2.1. Генеральный бюджет торговой организации

Себестоимость проданных товаров  определяется как сумма запасов  товаров на начало периода и закупок  товаров за период, уменьшенная на стоимость товарного запаса на конец  периода.

Ниже  показан порядок определения  значений показателей, необходимых для составления плана прибылей и убытков торговой организации.

 

 

Порядок определения значений показателей, необходимых для составления плана прибылей и убытков торговой организации.

Статья отчета

Как найти

Выручка от продажи товаров

Себестоимость проданных товаров

Запасы товаров на начало периода  Закупки товаров

Запасы товаров на конец периода  Операционные расходы

Выплата процентов по кредитам

Составить бюджет продаж

Составить бюджет себестоимости проданных товаров на основе вспомогательных бюджетов

Даны  в отчетности

Составить бюджет закупок

Определяются  руководством

Составить бюджет операционных расходов

Составить прогноз движения денежных средств


Финансовый бюджет. Его цель заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

 

 

 

 

 

 

2.2Генеральный бюджет производственного предприятия

Генеральный бюджет производственного  предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов. Как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.

Финансовый бюджет по своей структуре  аналогичен бюджету торговой организации, тогда как операционный имеет свои особенности. Первый шаг в его планировании — составление бюджета продаж. Он определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывают влияние следующих факторов: 

  • деятельность конкурентов; 
  • стабильность поставщиков и покупателей; 
  • сезонные и другие колебания спроса;
  • политика ценообразования
  • результативность рекламы

При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки специалистов отдела сбыта и др.

Исходя, из бюджета продаж разрабатывают производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов, бюджет по труду и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет затрат по маркетингу и бюджет коммерческих расходов.

Конечной  целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет  следующий вид.

 

 

 

 

 

План прибылей и убытков промышленного  предприятия

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) – производственная себестоимость  реализованной продукции = валовая  прибыль

Валовая прибыль - Операционные расходы (административно- управленческие, коммерческие) = Операционная прибыль.

Выручка от продаж определяется бюджетом продаж.

        Себестоимость товаров, реализованных в торговле, рассчитать легче, чем себестоимость проданной продукции на промышленном предприятии, которая исчисляется по формуле:

Ср = 3гпн + Спр - 3гпк

Где : Ср - себестоимость реализованной продукции, руб.;

          Згпн - запасы готовой продукции на начало периода, руб.;

    Спр - себестоимость произведенной за период продукции, руб.;

          Згпк  - запасы готовой продукции на конец периода, руб.

Таким образом, для составления  бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Запасы готовой продукции на начало периода приводятся в балансе  предприятия. Стоимость запасов  на конец периода определяется в  бюджете запасов на конец отчетного периода, который разрабатывается по; решению руководства.

Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:

1. бюджет производства;

2. бюджет закупок материалов;

3. бюджет затрат по прямой заработной плате;

        4. бюджет общепроизводственных расходов.

 

Пример 1. Швейное предприятие АО «Красная игла» занимается пошивом дамских костюмов и платьев, используя два вида тканей — шерсть и фланель. Учетной политикой предприятия для оценки потребленных материалов предусмотрен метод ФИФО. Руководству предприятия необходимо разработать генеральный бюджет на 2007 г.

Решение поставленной задачи предполагало использование следующей информации (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Баланс АО «Красная игла»  на 01.01.2007 г., тыс. руб

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

Основные средства

1710

Уставный капитал

2113

Готовая продукция

64

Кредиторская задолженность

150

Запасы материалов

109

Расчеты с бюджетом

50

Дебиторы

400

   

Касса, расчетный счет

30

   

Итого

2313

Итого

2313





 

 

 

 

 

 

Руководство предприятия определило его план развития на 2007 г. следующим образом (табл. 2.2—2.9).


 

 

 

 

 

Таблица 2.2

Прогноз реализации на 2007 г.

 

Параметры

Вид продукции

платья

костюмы

           Планируемые продажи, ед. Цена реализации 1 ед., руб.

5000

600

1000

800


Таблица 2.3

Планируемый уровень запасов готовой  продукции на конец периода

 

Параметры

Вид продукции

платья

костюмы

Планируемые запасы на конец  периода, ед.

        1100

50




Таблица 2.4

Планируемая величина прямых затрат

Показатели

Сумма

Стоимость материалов, руб./м

-

фланель

7

шерсть

10

Заработная плата производственных рабочих, руб./ч

20




 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5

Состав прямых затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции

Параметры

Вид продукции

платья

костюмы

Фланель, м

6

6

Шерсть, м

3

4

Труд производственных рабочих, ч

4

6


 

Таблица 2.6

Планируемые запасы материалов на конец периода 

Материалы

Количество. м


 

 Планируемая величина косвенных (накладных) расходов, тыс. руб.

Смотреть приложение А (таблица 2.7)      стр. 41                                                                                                                    

 Таблица 2.8

Данные о наличии материалов на складе на начало периода

Показатели

Материалы

 фланель

  шерсть

Запасы на начало периода, м Стоимость запасов, руб.

      7000

49 000

          6000 

60000




Фланель

 

шерсть

8000

 

2000


 

                                                                                                                                                        Та б л и ц а 2. 9

Данные о наличии готовой  продукции на складе на начало периода

 

Показатели

Продукция

платья

  костюмы

Начальные запасы, шт. Начальные  запасы, руб.

100

38 000

50

26 000




Данные, необходимые для составления  бюджета денежных средств.

Условия погашения дебиторской  задолженности: поступления денежных средств составляют 10% всего объема продаж текущего месяца; 50% дебиторской задолженности текущего месяца ликвидируется в следующем месяце, а остальные 50% погашаются через месяц. Средства поступают на расчетный счет и в кассу предприятия.

Условия погашения кредиторской задолженности:

  • выплата заработной платы производится один раз в месяц по его окончании и является оплатой труда текущего месяца. Таким образом, задолженности по заработной плате не возникает;
  • оплата кредиторам — половина счетов оплачивается в месяц покупки, оставшаяся — в следующем месяце;
  • накладные расходы оплачиваются в том месяце, котором они были произведены.

Минимальное сальдо денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия устанавливается руководством и составляет 135 тыс. руб. на конец каждого месяца.

Внешнее финансирование: кредиты могут браться лишь в момент нехватки денежных средств в размерах, необходимых для покрытия возникшего дефицита. Размеры выплаты кредитов зависят от имеющихся свободных денежных средств. Кредиты берутся в начале месяца. Условие кредитования — 18% годовых. Капитальные вложения: в июле 2007 г. планируется покупка швейного оборудования стоимостью 430 тыс. руб.

Информация о работе Бюджетирование и типы бюджетирования