Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа
Термин «бюджетирование» известен уже давно. В плановой экономике, существовавшей во времена Советского Союза, бюджетирование активно применялось в подавляющем большинстве субъектов рынка, составляя основу всей сферы управления, производства и распределения продукции. С наступлением эпохи рыночной экономики планирование уступило место действиям, а бюджетирование стало использоваться преимущественно в государственных бюджетных учреждениях. Однако укрупнение предприятий частной собственности, нормализация рыночных структур возрождает необходимость планирования и в рыночной экономике, равно как и контроля над расходами и движением денежных средств внутри организации.
Введение 3
1.Сущность бюджетирования. 5
2.Виды бюджетов 8
2.1Генеральный бюджет торговой организации; 10
2.2Генеральный бюджет производственного предприятия. 13
3.Методы бюджетирования и его процедуры 19 3.1. Разработка бюджета продаж 19 3.2. Разработка бюджета производства. 20 3.3.Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок
материалов в натуральных единицах. 21 3.4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат. 24 3.5. Разработка бюджета накладных расходов. 25 3.6.Разработка бюджета запасов готовой продукции на конец отчетного периода в натуральном и стоимостном выражении. 26 3.7.Разработка бюджета себестоимости продаж. 28 3.8. Разработка бюджета административных, маркетинговых,
коммерческих и других периодических расходов 29
3.9 Разработка плана прибылей и убытков. 29
3.10. Разработка бюджета денежных средств. 33 3.11. Разработка прогнозируемого баланса предприятия. 36 Список литературы 40 Приложение А 41
Приложение Б
Процедура составления генерального
бюджета заключается в
Составление операционного бюджета начинается, как отмечалось выше, с разработки бюджета продаж. Определение общего объема реализации является компетенцией высшего руководства, которое формирует свое решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж строятся бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных потоков, но и потребностей в ресурсах, выраженных в натуральных единицах измерения (количество людей, оборудования, производственных площадей, метров ткани и т. п.).
3.1. Разработка бюджета продаж.
Бюджет продаж является результатом обсуждения управляющими, аналитиками и персоналом отдела реализации планов реализации продукции предприятия. Планирование продаж — это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: историю продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию, наличие ограничений со стороны государства и т. д.
На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж .
Таблица 2.10
Бюджет продаж
продукция |
Количество, шт. |
Цена за ед. в руб |
Итого, руб. |
Платья
Костюмы |
5000
1000 |
600
800 |
3000000
800000 |
Всего |
3800000 |
Для того чтобы иметь возможность продать планируемое количество швейных изделий, АО «Красная игла» должно их изготовить. Следовательно, в этом случае необходим бюджет производства.
3.2. Разработка бюджета производства.
Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством.
Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в денежных единицах.
Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом:
Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года - Запас готовой продукции на начало периода.
Как отмечалось выше, начальные запасы платьев составили 100 шт., костюмов — 50 шт. (см. табл. 2.9). Руководство в своих планах утвердило величину запасов готовой продукции на конец отчетного периода соответственно на уровне 1100 и 50 ед. (см. табл. 2.3).
Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Бюджет производства в натуральных единицах
Показатели |
Продукция | |
платья |
костюмы | |
Продажи по плану |
5000 |
1000 |
+ Планируемые запасы на конец периода |
1100 |
50 |
Всего необходимо |
6100 |
1050 |
- Запасы на начало периода |
100 |
50 |
Планируемое производство |
6000 |
1000 |
Для
определения совокупных затрат на производство
необходимо рассчитать себестоимость
единицы продукции, складывающуюся
из затрат материалов, труда и накладных
расходов. Поэтому следующий этап
подготовки генерального бюджета —
это составление частных
3.3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах.
При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).
Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:
К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти (см. табл. 2.8). Расход материалов (в метрах) на единицу продукции был представлен в табл. 2.5. На основе этих данных определяются затраты материалов при выполнении производственного плана (табл. 2.12).
Далее рассчитывается расход материалов в денежных единицах.
К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти, стоимость которых была определена соответственно как 49 и 60 тыс. руб. (см. табл. 2.8). Для оценки запасов материалов применяется метод ФИФО. Планируемая на 2007 г. цена
материалов определена была в табл. 2.4.
Таблица 2.12
Затраты материалов, необходимые для производства запланированного объема готовой продукции, м
Материалы |
Платья, шт |
Костюмы, шт. |
Всего | |||
1 |
6000 |
1 |
1000 |
|||
Фланель |
6 |
36000 |
6 |
6000 |
42 000 | |
Шерсть |
3 |
18000 |
18 000 |
4 |
4000 |
22 000 |
Стоимость материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом:
Количество материалов, необходимых для обеспечения плана производства = Материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции - Запасы материалов на начало периода.
Расчет прямых материальных затрат, необходимых для производства запланированного объема продукции, представлен в табл. .13.
Табл и 13
№ |
Показатели |
Фланель |
Шерсть |
Всего |
1 |
Всего потребности в материалах, м |
42 000 |
22 000 |
— |
2 |
Использовано из запасов, м |
7000 |
6000 |
— |
3 |
Цена 1 м, руб. |
7 |
10 |
— |
4 |
Стоимость имеющихся запасов материалов, использованных в произ |
|||
водстве, тыс. руб. |
49 000 |
60 000 |
109 000 | |
5 |
Объем закупок материалов, необходимых для выполнения плана |
|||
производства (стр. 1 - стр. 2), м |
35 000 |
16 000 |
— | |
6 |
Цена 1 м, руб. |
7 |
10 |
— |
7 |
Стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения плана |
|||
производства (стр. 5 * стр. 6), руб. |
245 000 |
160 000 |
— | |
8 |
Общая стоимость материалов |
|||
(стр. 4 + стр. 7), руб. |
294 000 |
220 000 |
514 000 |
Бюджет прямых материальных затрат Таблица 2.13
Для того чтобы определить, сколько материалов необходимо закупить в планируемом периоде, следует учесть, на какой уровень запасов к концу периода предприятие хочет выйти (см. табл. 2.6). Бюджет закупок основных материалов показан в табл. 2.14.
Таблица 2.14
Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении
№ |
Показатели |
№ таблицы |
Фланель |
Шерсть |
Всего |
1 |
Потребности в материалах для производства, м |
3.12 |
42 000 |
22 000 |
|
2 |
Запасы материалов на конец периода, м |
3.6 |
8000 |
2000 |
— |
3 |
Всего потребности в материалах (стр. 1 + стр. 2), м |
— |
50 000 |
24 000 |
|
4 |
Запасы материалов на начало периода, м |
3.8 |
7000 |
6000 |
— |
5 |
Объем закупок (стр. 3 - стр. 4), м |
— |
43 000 |
18 000 |
— |
6 |
Цена за 1 м, руб. |
3.4 |
7 |
10 |
— |
7 |
Объем закупок материалов (стр. 5 х стр. 6), руб. |
— |
301 000 |
180 000 |
481 000 |
3.4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат.
Стоимость затраченного труда зависит от типа и количества (см. табл. 2.11) производимой продукции, ее трудоемкости (см. табл. 2.5), системы оплаты труда (см. табл. 2.4). Эти данные используются при составлении бюджета прямых трудозатрат (табл. 2.15).
Бюджет затрат труда в натуральном и стоимостном выражении
Показатели |
Количество произведенной продукции, шт. |
Затраты рабочего времени на единицу продукции, ч |
Общие затраты рабочего времени |
Почасовая ставка, руб. |
Всего, руб. |
Платья Костюмы |
6000 1000 |
4 6 |
24 000 6000 |
20 20 |
480 000 120 000 |
Итого |
— |
— |
30 000 |
— |
600 000 |
3.5. Разработка бюджета накладных расходов.
Составлению данного бюджета предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные. Для этого исследуется их зависимость от объема выпущенной продукции. Если накладные расходы не изменяются при сокращении или увеличении производственной программы, то такие расходы будут считаться постоянными. Если подобная зависимость существует, то это переменные расходы.
Базой
распределения накладных
Бюджет, составленный исходя из прогнозируемых трудозатрат основных производственных рабочих в 30 000 ч (см. табл. 2.7).
Таблица 2.16
Бюджет накладных расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Накладные расходы |
|
Переменные накладные расходы — всего |
770 |
в том числе: |
|
заработная плата |
290 |
премии рабочим |
320 |
двигательная электроэнергия |
90 |
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
70 |
Постоянные накладные расходы — всего |
430 |
в том числе: |
|
амортизация |
230 |
налоги |
50 |
заработная плата мастеров |
100 |
электроэнергия на освещение |
50 |
Всего |
1200 |