Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ бюджетирования на предприятии и исследование методики составления бюджетов.
Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие основные задачи:
1) изучить сущность бюджетирования;
2) рассмотреть основные виды бюджетов предприятия;
3) определить место бюджетирования в системе управления предприятием;
Введение………………………………………………………………………………….………..3
1. Управленческий учет: история развития, взаимодействие с финансовым учетом……………………………………………………………………………………………….5
История развития управленческого учета……………………………………….…….....5
Взаимодействие финансового и управленческого учета………………………………...8
2. Бюджетирование: сущность, виды бюджетов, методика составления………………………...13
2.1. Бюджетирование – элемент системы управленческого учета…………………………....13
2.2. Виды бюджетов……………………………………………………………………….....16
2.3 Методика составления бюджетов………………………………………………………..22
3. Комплексная задача (вариант № 3)……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………………………...37
3. Структура бюджетов предполагает выделение различных уровней в составе бюджета:
• уровень 1 — сводные бюджеты в составе основных бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств и вспомогательных (бюджета капитальных затрат и кредитного плана);
• уровень 2 — бюджеты центров финансовой ответственности в составе основных бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств.
Для предприятия в целом разрабатываются сводные бюджеты доходов и расходов, бюджет денежных средств, для центров ответственности разрабатываются операционные бюджеты.
4. Бюджетный регламент, предусматривающий конкретные сроки корректировки намеченных в отдельных бюджетах показателей.
5. Организация финансового планирования и бюджетного контроля, устанавливающая схему разработки бюджетов, ответственных за этот участок должностных лиц, а также порядок проведения контроля за исполнением бюджетов.[16]
Бюджетирование осуществляется с помощью финансовых инструментов, называемых бюджетами. По определению института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США), бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Он разрабатывается фирмой самостоятельно, исходя из ее возможностей и ситуации на рынке, обусловливающей спрос на конкретные виды продукции и услуг. Бюджетным периодом обычно является год, внутри которого могут быть выделены более короткие периоды (квартал, месяц).
Бюджетирование всегда является основой для оценки выполнения плана центрами ответственности. Центр ответственности - это, как правило, руководитель звена, бригады, цеха, подразделения и т.д. Работа менеджеров (центров ответственности) оценивается по отчетам о выполнении бюджета, что мотивирует ответственность менеджеров. При этом невыполнение плана указывает на то, что на данные центры ответственности следует обратить внимание.
Бюджетирование и контроль за выполнением бюджета позволяет принимать решения в части анализа безубыточности производства, планирования выпуска продукции, осуществления капитальных вложений.
Бюджетирование предполагает составление наряду с бюджетами на предстоящий период отчетов об их исполнении за истекшее время, а также сравнение плановых и фактических показателей, что позволяет проводить так называемый анализ отклонений, т.е. оценку уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения.[13]
Процесс составления бюджета называется бюджетным циклом, включает этапы:
— Планирование деятельности организации в целом и ее структурных подразделений с помощью сформированной системы оценочных показателей;
— обсуждение возможных вариантов планов, связанных с изменением производственной и рыночной ситуации;
— корректировка планов с учетом предложенных поправок.
Фактически бюджет представляет собой план в денежном выражении и служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.
Бюджет, как количественное выражение планов деятельности предприятия, является важнейшим средством контроля за производственной ситуацией, создает объективную основу для оценки результатов деятельности организации.
Одной из основных задач системы бюджетирования является обобщение информации и ее передача в подходящей форме ответственным за бюджет. Одна из основных сложностей, с которой приходится при этом сталкиваться компании это отсутствие стандартной бюджетной формы, которая должна строго соблюдаться. Подобные формы приходится разрабатывать самостоятельно, таким образом, чтобы они, с одной стороны, были удобными и информативными, а с другой - не очень громоздкими.[18]
В общем случае в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:
- планирование на предстоящий период, которое позволяет дать оценку эффективности работы организации, а затем сравнить достигнутые результаты с плановыми;
- прогнозирование на более длительный период, которое дает возможность установить перспективные цели и их выполнение в текущих планах развития организации;
- контроль и анализ деятельности отдельных подразделений организации осуществляются на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения;
- контроль и анализ деятельности всей организации в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей;
- планирование и контроль денежных потоков, поскольку важнейшим условием реализуемости любого плана организации является положительный баланс в любой момент.
Бюджетирование позволяет сделать организацию "прозрачной", а следовательно, более привлекательной для инвесторов, а также определить неработающие, неэффективные активы, которые нужно продать или которые нужно использовать более эффективно. В числе таких активов не всегда оказывается только так называемая социальная среда. Многие производственные процессы, технологии, оборудование, здания и сооружения, без которых хозяйственная деятельность в прошлом была немыслима, сегодня выступают в качестве главного фактора неконкурентоспособности, например инструментальные цехи большинства машиностроительных заводов. Поэтому бюджетирование в стране должно стать основой осмысленной реструктуризации организаций и оптимизации структуры активов в целях предотвращения их потерь и улучшения финансовых результатов деятельности.[13]
2.2. Виды бюджетов
Как показывает практика, бюджетирование нельзя внедрить один раз так, чтобы оно начало работать и больше никогда не давало сбоя. Даже тщательно выстроенную систему нужно постоянно поддерживать и по необходимости корректировать.[18]
В основе бюджетирования лежит основной бюджет, который представляет подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Он состоит из операционного и финансового бюджетов. Операционные бюджеты связаны с основными функциями организации (бюджет продаж, бюджет прямых затрат на производство, бюджет управленческих расходов). Финансовые бюджеты являются бюджетами организации в целом.[12] Если набор финансовых бюджетов является обязательным для серьезной постановки системы бюджетирования, то состав операционных бюджетов может определяться руководителями самостоятельно, прежде всего, исходя из характера стоящих перед ними целей и задач, специфики бизнеса.[18]
ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ. Этот бюджет также называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Операционный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты расходов.
Бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и, вероятно, критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в бюджете продаж.
Бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов) В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.
За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.
Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним, либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывают производственный график.
Бюджет закупки / использования материалов. Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.
В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.
Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, получаемое умножением количества единиц продуктов или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе или в отдельном определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на различные часовые ставки оплаты труда.
Бюджет общепроизводственных расходов. Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.
Этот бюджет имеет две цели:
♦ интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;
♦ аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.
Бюджет общих и административных расходов. Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.
ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.
Финансовые бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для решения многих управленческих задач. Они позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением.
К финансовым бюджетам относятся:
Бюджет капитальных затрат. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением
рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных
капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая
вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и
убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах
основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все
решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться
в общий бюджет.
Бюджет движения денежных средств — один из наиболее важных бюджетов организации. При его исполнении (или неисполнении) определяются реальная платежеспособность и выполнение финансовых обязательств. Приходная часть этого
бюджета (поступления) формируется на базе заказов клиентов, расходная часть (платежи) — на базе заказов на оплату сырья и материалов, оплаты труда (прямые расходы на оплату труда) и эксплуатационных расходов на оборудование.
При формировании бюджета движения денежных средств для всех сделок, в которых используются неденежные формы расчетов, должна рассчитываться реальная рентабельность на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов денежными средствами. Источником информации могут быть биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.
С помощью бюджета "Прибыли/убытки" оценивается рентабельность текущей деятельности организации, этот бюджет формируется с помощью специализированного отчета. При соответствующей организации процесса бюджетирования можно получить отчет в целом по фирме или с необходимой степенью детализации, например, отчет по продуктам, подразделению.
Для полноценной работы системы бюджетирования в компании необходимо обязательное составление всех финансовых бюджетов.
Финансовые бюджеты составляются на основе информации операционных бюджетов.[12]
Рис. 2. Виды бюджетов
В переводной финансовой литературе наряду с главным, операционным и финансовым бюджетами часто освещают и другие их виды. Например, дополнительный бюджет (Supplemental budget) предусматривает финансирование мероприятий, не включенных в основной бюджет. Приростный бюджет (Incremental budget) формируют путем простой индексации (в процентах) предыдущего бюджета без пересмотра его статей. Добавочный бюджет (Add-on budget) предусматривает изучение предыдущих бюджетов и их корректировку под текущие параметры: темпы инфляции, изменения в штатном расписании и т. д. Он редко используется на практике, расходы должны соответствовать стандартному уровню объема продаж. Выполнение параметров модифицированного бюджета не является для менеджеров обязательным. Целевой бюджет (Target budget) выражает основные направления расходования средств и связывает их с ключевыми задачами подразделений (филиалов) компании. Стратегический бюджет (Strategies budget) интегрирует элементы долгосрочного финансового планирования и контроля. Он необходим в периоды нестабильности и неопределенности деятельности компании.
Информация о работе Бюджетирование: понятие, виды бюджетов, методика составления