Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ бюджетирования на предприятии и исследование методики составления бюджетов.
Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие основные задачи:
1) изучить сущность бюджетирования;
2) рассмотреть основные виды бюджетов предприятия;
3) определить место бюджетирования в системе управления предприятием;
Введение………………………………………………………………………………….………..3
1. Управленческий учет: история развития, взаимодействие с финансовым учетом……………………………………………………………………………………………….5
История развития управленческого учета……………………………………….…….....5
Взаимодействие финансового и управленческого учета………………………………...8
2. Бюджетирование: сущность, виды бюджетов, методика составления………………………...13
2.1. Бюджетирование – элемент системы управленческого учета…………………………....13
2.2. Виды бюджетов……………………………………………………………………….....16
2.3 Методика составления бюджетов………………………………………………………..22
3. Комплексная задача (вариант № 3)……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………………………...37
В управленческом учете бюджеты также делятся на: статичный (жесткий) - нулевой и первый уровни анализа, гибкий - второй уровень анализа и бюджет, детализирующий отклонения, — третий уровень анализа.
Показатели статичного (жесткого) бюджета остаются неизменными даже при изменении уровня деловой активности организации (например, увеличении объема продаж).
Фактически достигнутые результаты сравниваются с фактическими и бюджетными данными, выявляются величины отклонений между ними и причины образования отклонений, оценивается деятельность отдельных подразделений и организации в целом, определяется рентабельность направлений деятельности или видов продукции. Выявленные отклонения за выбранный период часто служат базой оценки результатов деятельности каждого центра финансовой ответственности в конце отчетного периода и принятия регулирующих производственно-хозяйственную деятельность организации решений.
Каждое из отклонений оценивается как благоприятное или неблагоприятное. Благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, т. е. увеличивающее прибыль. Соответственно неблагоприятное отклонение — это отклонение, оказывающее отрицательное воздействие на операционную
прибыль. Если фактические доходы превышают запланированный уровень, то отклонение будет благоприятным, в противном случае — неблагоприятным. По отклонениям показателей издержек ситуация обратная. Отклонение по издержкам считается благоприятным, если фактические издержки ниже бюджетных, и неблагоприятным, если они выше.
Поскольку данные статичного (жесткого) бюджета включают плановые издержки для прогнозируемого объема производства, а фактически произведенные издержки относятся к фактическому объему, их сравнение не совсем корректно. Это касается, в первую очередь, переменных затрат.
Прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Для этих целей используется гибкий бюджет (переменный), который обеспечивает прогнозные данные, скорректированные на изменения в уровне выпуска (или любом другом показателе). Гибкий бюджет — это бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Цель гибкого бюджета — изменение всех издержек на единицу продукции. Гибкий бюджет составляется для получения новых плановых показателей, рассчитанных исходя из фактического объема реализации и бюджетных значений затрат на единицу.
При этом гибкие бюджеты можно использовать не только на этапе анализа исполнения бюджета, но и на этапе планирования для предварительного анализа возможных колебаний объема сбыта, предположения о котором легли в основу расчета всех основных бюджетных показателей. Формула гибкого бюджета корректно определяет общие бюджетные издержки для любого уровня производственной деятельности.[12]
2.3 Методика составления бюджетов.
Так как для большинства компаний ограничивающим фактором является емкость рынка, то движение информации обычно начинается с составления бюджета продаж.
В общем виде бюджет продаж можно определить как сводный операционный бюджет, содержащий информацию как о запланированных объемах продаж, цене, размере выручки от основных видов деятельности, так и ожидаемых доходах от прочей деятельности.
При необходимости для формирования бюджета продаж можно предварительно прогнозировать количество продаж, т. е. составлять прогноз продаж на период бюджетирования. При этом указываются следующие показатели (их количество и детализация зависят от целесообразности и экономической эффективности сбора и обработки учетно-аналитической информации):
• предполагаемые покупатели (клиенты);
• поставляемые товары;
• предполагаемая цена поставляемых товаров;
• сроки поставки и количество товаров в поставке;
• сроки оплаты;
• виды платежных средств.[12]
Прогноз учитывает как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на изменение цены, объема, общей суммы, такие как историю продаж, общее состояние экономики страны и региона, ценовая политика конкурентов, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности и т. д.
На основании прогноза продаж составляется план поступления от продаж (план по выручке), а далее по ним формируется бюджет продаж.
При составлении бюджета продаж необходимо ответить на следующие вопросы:
► какую продукцию выпускать;
► в каких объемах она будет реализована для продажи с
разбивкой на определенные промежутки времени;
► какую установить цену продукции;
► какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце,
какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.
Основная цель составления бюджета продаж - организовать взаимодействие подразделений компании и обеспечить непрерывность бизнес-процесса производства и реализации готовой продукции на всех этапах.
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
• должен отражать ожидаемый объем выручки от продажи отгруженной продукции по основным видам деятельности в натуральных и стоимостных показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам; а также по аналитическим показателям — продуктам, потребителям (клиентам), менеджерам
по продажам, региональным рынкам;
• должен отражать объем доходов от прочей деятельности в стоимостных (при необходимости и в натуральных) показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам, а также по видам доходов: оказанию услуг, аренде, продаже имущества;
• составляется с учетом ценовой политики организации, спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
• должен предусматривать возможность гибкого бюджетирования (т. е. фиксировать фактические показатели за требуемый отрезок времени) и содержать показатель "ожидаемая цена продукции".
Информация бюджета продаж используется для разработки производственного бюджета. Он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Назначение этого бюджета - определить производственную программу предприятия на предстоящий бюджетный период, например, календарный год. Он рассчитывается в соответствии с планируемым объемом продаж и определяет необходимое количество выпуска изделий для запланированной реализации. Бюджет производства чаще всего составляется в производственном отделе, так как производственники лучше знают загрузку конкретных единиц оборудования и людских ресурсов и при планировании производства они все эти показатели увязывают с бюджетом продаж, а планово-бюджетный отдел выполняет контрольные функции.
Сложным моментом здесь является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода. Поэтому одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья и материалов и готовой продукции.
После определения бюджета производства, рассчитывается потребность в ресурсах для обеспечения данного бюджета. Для этого составляются: бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет производственных накладных затрат.
Информация из этих бюджетов консолидируется в бюджете произведенной себестоимости продукции.
Параллельно с бюджетом себестоимости могут разрабатываться другие операционные бюджеты - бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов и др.
Составив описанные выше операционные бюджеты, можно приступать к формированию финансовых бюджетов, которое начинается с формирования бюджета доходов и расходов (БДР).
БДР представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.
Основная цель бюджета доходов и расходов - показать руководителям компании информацию о доходах и расходах и об эффективности хозяйственной деятельности предприятия в предстоящий период.
Технология составления бюджета доходов и расходов достаточно проста. Вся необходимая информация просто переносится из уже составленных на этот момент операционных и вспомогательных бюджетов и дополняется, если это необходимо вспомогательными расчетными данными (расчет налога на прибыль и др.).
В сущности бюджет доходов и расходов - это прогнозирование структуры себестоимости выпускаемой компанией продукции (точнее, ее стоимости в отпускных ценах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. По нему можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.
Следующим шагом в системе бюджетирования является составление бюджета движения денежных средств (БДДС).
Бюджет движения денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки. В нем отражаются данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат.
Приход денежных средств классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.
Составление БДДС призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период.
На основе БДР и БДДС составляется бюджет по балансовому листу (ББЛ). Бюджет по балансовому листу (ББЛ) - это прогноз соотношения всего, чем располагает бизнес в данный момент (все имущество, обязательства потребителей и пр.), т. е. активов, и всего того, что бизнес должен другим, т. е. пассивов (обязательств) перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. Прогноз этот обычно делается в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других бюджетов.
Бюджет по балансовому листу помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия).
Составлением ББЛ заканчивается первая треть бюджетного цикла и начинается оценка проекта бюджетов и при необходимости корректировка.
Бюджетный цикл, включает в себя следующие этапы:
1) постановка целей на бюджетный период;
2) сбор информации для разработки проекта бюджета;
3) анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
4) оценка проекта бюджета и корректировка его при необходимости;
5) утверждение бюджета;
6) исполнение бюджета и текущая корректировка показателей;
7) текущий и итоговый анализ отклонений;
8) представление отчета о выполнении бюджета и анализ
достижения целей организации за отчетный период;
9) выработка рекомендаций для корректировки бюджета
текущего периода и разработки будущих бюджетов.
После оценки и корректировки бюджеты утверждаются бюджетным комитетом, и наступает следующая фаза цикла бюджетирования, на которой происходит сбор фактической информации об исполнении бюджетов, а так же текущий и итоговый анализ отклонений.
На этой фазе выявляются причины отклонений, определяется место (центр финансовой ответственности), в котором эти отклонения возникли, и намечаются мероприятия по улучшению ситуации.
По завершении бюджетного периода составляются итоговые отчеты о деятельности предприятия, в которых сравниваются прогнозируемые и фактические показатели и проводится анализ достижения целей организации за отчетный период.
Именно на основе анализа можно сформировать обоснованное и своевременное управленческое решение по корректировке оперативных целей предприятия либо о продолжении реализации ранее выбранного курса. Анализ экономического и финансового состояния предприятия как основа для выработки управленческих решений является важнейшим этапом в процессе бюджетирования.
Процесс бюджетирования в компании должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.[18]
3. Комплексная задача (вариант № 3)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный месяц
№ операции | Документы и содержание операции | Количество единиц | Цена, руб. | Сумма, руб. | Корреспондирующие счета | ||
Дебет | Кредит | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Хозяйственные операции по учету материалов за отчетный месяц | |||||||
1 | Платежное требование-поручение Акцептован счет поставщика за поступившие материалы: - материал «А» - материал «Б» Итого НДС – 18% Всего к оплате |
40 шт 25 м - - - |
300 520 - - - |
12 000 13 000 25 000 4 500 29 500 |
10.1 10.1 - 19 - |
60 60 - 60 - | |
2 | Счет-фактура и товарно-транспортная накладная Начислена задолженность транспортной организации за доставку материалов НДС – 18% Всего к оплате |
- - - |
- - - |
2 400 432 2832 |
10.2 19 - |
60 60 - | |
3 | Лимитно-заборная карта, требование Отпущены со склада и израсходованы: А) на основное производство: - материал «А» (продукция № 1) - материал «Б» (продукция № 2) Б) на содержание и эксплуатацию оборудования: - материал «А» (продукция № 1) В) на общехозяйственные расходы: - материал «Б» (продукция № 2) Всего |
115 шт
40 м
6 шт
8 м
- |
250
500
250
500
- |
28 750
20 000
1 500
4 000
54 250 |
20.1
20.2
25.1
26
- |
10.1
10.1
10.1
10.1
- | |
4 | Бухгалтерская справка-расчет Списана на затраты сумма ТЗР: А) в основное производство: - материал «А» (продукция № 1) - материал «Б» (продукция № 2) Б) на содержание и эксплуатацию оборудования: - материал «А» (продукция № 1) В) на общехозяйственные расходы: - материал «Б» (продукция № 2) Всего |
-
-
-
-
- |
-
-
-
-
- |
3 738
2 600
195
520
7 053 |
20.1
20.2
25.1
26
- |
10.2
10.2
10.2
10.2
- | |
5 | Выписка с расчетного счета Оплачены счета поставщиков и транспортной организации | - | - | 33 600 | 60 | 51 | |
6 | Бухгалтерская справка-расчет Списана сумма НДС по расчетам с бюджетом | - | - | 4 932 | 68 | 19 | |
Хозяйственные операции по учету заработной платы за отчетный месяц | |||||||
7 | Расчетно-платежная ведомость Начислена заработная плата: А) производственному персоналу за изготовление - продукции № 1 - продукции № 2 Б) персоналу цеха, обслуживающему производственное оборудование В) общепроизводственному персоналу Г) административно-
Итого |
- -
-
-
-
- |
- -
-
-
-
-
|
45 000 25 000
2 200
4 100
10 500
86 800 |
20.1 20.2
25.1
25.2
26
-
|
70 70
70
70
70
- | |
8 | Бухгалтерская справка-расчет Начислен ЕСН на оплату труда по действующим ставкам за расчетный период (26%): А) производственного персонала, занятого изготовлением - продукции № 1 - продукции № 2 Б) персонала цеха, обслуживающего производственное оборудование В) общепроизводственного персонала Г) административно-
Итого |
- -
-
-
-
- |
- -
-
-
-
-
|
11 700 6 500
572
1 066
2 730
22 568 |
20.1 20.2
25.1
25.2
26
- |
70 70
70
70
70
- | |
Хозяйственные операции по учету затрат на производство продукции и готовой продукции за отчетный месяц | |||||||
9 | Бухгалтерская справка-расчет Начислена амортизация: А) производственного оборудования Б) основных средств общепроизводственного назначения В) основных средств общехозяйственного назначения
Итого |
-
-
-
- |
-
-
-
-
|
4 050
3 800
2 400
10 250 |
25.1
25.2
26
- |
02
02
02
- | |
10 | Счет-фактура Начислена задолженность за отпуск электроэнергии: А) на изготовление: - продукции № 1 - продукции № 2 Б) на содержание и эксплуатацию производственного оборудования В) на общехозяйственные нужды Итого НДС – 18% Всего к оплате |
- -
-
-
- - - |
- -
-
-
- - - |
2 500 2 000
250
600
5 350 963 6 313 |
20.1 20.2
25.1
26
- 19 - |
60 60
60
60
- 60 - | |
11 | Накладная Выпущена из производства и оприходована на склад в оценке по плановой себестоимости: - готовая продукция № 1 - готовая продукция № 2 Итого |
1 150ед.
900 ед.
2 050 ед. |
120
75
- |
138 000
67 500
205 500 |
43.1
43.2
- |
40.1
40.2
- | |
12 | Бухгалтерская справка-расчет В конце месяца списаны и распределены Общепроизводственные расходы для включения в себестоимость: - продукции № 1 - продукции № 2 Итого |
- - - |
- - - |
5 764 3 202 8 966 |
20.1 20.2 - |
25.2 25.2 - | |
13 | Бухгалтерская справка-расчет В конце месяца списаны и распределены расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования для включения в себестоимость: - продукции № 1 - продукции № 2 Итого |
- - - |
- - - |
5 520 3 247 8 767 |
20.1 20.2 - |
25.1 25.1 - | |
14 | Бухгалтерская справка-расчет Списаны и распределены общехозяйственные расходы для включения в себестоимость: - продукции № 1 - продукции № 2 Итого |
- - - |
- - - |
13 340 7 410 20 750 |
20.1 20.2 - |
26 26 - | |
15 | Бухгалтерская справка-расчет В конце месяца исчислена полная фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции: - № 1 - № 2 Итого |
1 150 ед. 900 ед. 2 050 ед. |
101,14 77,73 - |
116 312 69 959 186 271 |
40.1 40.2 - |
20.1 20.2 - | |
16 | Бухгалтерская справка-расчет Списана разница между фактической и плановой производственной себестоимостью выпущенной продукции: - № 1 - № 2 Итого |
1 150 ед. 900 ед. 2 050 ед. |
- 18,86 2,73 - |
- 21 688 2 459 19 229 |
43.1 43.2 - |
40.1 40.2 - | |
Хозяйственные операции по учету продаж за отчетный месяц | |||||||
17 | Счет-фактура Со склада отгружена продукция и предъявлен к оплате счет покупателю: - продукции № 1 - продукции № 2 Всего к оплате: В том числе НДС – 18% - продукция № 1 - продукция № 2 Итого
|
1 150 ед. 900 ед. -
- - - |
165 90 -
- - - |
189 750 81 000 270 750
34 155 14 580 48 735 |
62 62 -
90.3 90.3 - |
90.1.1 90.1.2 -
68 68 - | |
18 | Бухгалтерская справка-расчет Списана плановая производственная себестоимость проданной продукции: - № 1 - № 2 Итого |
1 150 900 2 050 |
120 75 - |
138 000 67 500 205 500 |
90.2.1 90.2.2 - |
43.1 43.2 - | |
19 | Накладная Отражены расходы на тару и упаковку продукции, руб. | - | - | 6 200 | 44 | 60 | |
20 | Счет-фактура Отражены комиссионные расходы | - | - | 950 | 44 | 60 | |
21 | Бухгалтерская справка-расчет Списаны расходы на продажу, относящиеся к проданной продукции: - № 1 - № 2 Итого |
- - - |
- - -
|
5 181 3 116 8 297 |
90.2.1 90.2.2 - |
44 44 - | |
22 | Бухгалтерская справка-расчет В конце месяца исчислена полная себестоимость проданной продукции: - № 1 - № 2 Итого |
1 150 900 2 050 |
105,65 81,19 - |
121 493 73 075 194 568 |
- - - |
- - - | |
23 | Бухгалтерская справка-расчет В конце месяца списан результат от продаж: - продукции № 1 - продукции № 2 Итого |
- - - |
- - - |
68 257 7 925 76 182 |
90.9.1 90.9.2 - |
99 99 - | |
24 | Выписка банка Поступила на расчетный счет оплата покупателей за проданную продукцию | - | - | 255 000 | 51 | 62 |
Информация о работе Бюджетирование: понятие, виды бюджетов, методика составления