Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
проанализировать динамику бюджета Московской области;
выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: ОСОБЕННОСТИ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.2. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ 9
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 16
2.1. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ, ИХ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 16
2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

региональные финансы. курсовая.doc

— 495.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

     В течение последних лет в Российской Федерации шел планомерный процесс реформирования финансовых взаимоотношений органов власти разных уровней и всей системы региональных и местных финансов.

     Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

     Практическая  востребованность проблематики исследования подтверждается многократными попытками  исполнительной власти России разработать  и реализовать эффективную концепцию  организации межбюджетных отношений  на региональном уровне в связи с реформой муниципальных финансов. Однако вплоть до настоящего времени все практические действия государства, направленные на разрешение сложных проблем становления и развития бюджетного федерализма в России, на разработку соответствующих механизмов укрепления финансовой базы бюджетов субъектов РФ, ощутимых результатов не дали. До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью принципов организации межбюджетных отношений; с конфликтностью экономических и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов власти; с противоречивостью взаимодействия государства, с одной стороны, физических и юридических лиц, с другой. Отсутствие эффективных способов решения этих задач делает проблематичным экономическое возрождение российских регионов, а, следовательно, и перспективы стабилизации социально-экономического развития страны.

     Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные  финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.

     Исходя  из цели, можно выделить следующие  задачи:

    1. дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
    2. описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
    3. рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
    4. проанализировать динамику бюджета Московской области;
    5. выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.

     Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

     Объектом  – субъект Российской Федерации  – Московская область.

     При написании работы использовалась теоретическая  база профильной литературы, в содержании: Андреева А. В., Вахрин П.И., Дробоздиной Л.А., Корчагина Ю.А., Г.Б. Поляка и т.д. В качестве периодической и статистической литературы использованы официальные сайты Российской газеты, Казначейства РФ, Министерства финансов Московской области и т.д. 

 

Глава 1. Экономическое  содержание и состав региональных финансов

1.1. Региональные финансы: особенности, место и значение в финансовой системе

     Все финансовые потоки, циркулирующие в  экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

     В соответствии с общими подходами, используемыми  для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения1.

     Региональные  финансы это финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения перераспределенного  характера, связанные с осуществлением экономических функций и задач социального развития территорий местных органов власти и управления. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.

     Таким образом, финансовые ресурсы региона  определяются как финансовые ресурсы  всех институциональных единиц, функционирующих  в регионе.

     Определим место региональной финансовой системы в системе финансов РФ, а также ее структуру. Необходимо рассматривать не двух-, трехуровневую, а четырехуровневую структуру, выделив2:

     I уровень — сферы (централизованные  и децентрализованные финансы). Признаком  дифференциации сфер можно считать субъекты, осуществляющие формирование и использование фондов: централизованные фонды создаются и распределяются государственными органами, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; децентрализованные – хозяйствующими субъектами и населением;

     II уровень — подсистемы. Сфера централизованных  фондов включает подсистемы государственных  и муниципальных финансов, выделение  которых связано с особенностями  федеративного устройства РФ  и межбюджетных отношений;

     III уровень — локальные подсистемы. Региональные финансы выступают локальной подсистемой подсистемы «Государственные финансы» и отличаются от локальной подсистемы «Федеральные финансы» наличием собственных денежных фондов и субъектов, ими распоряжающихся;

     IV уровень — звенья. Под звеном будем понимать конкретный денежный фонд, имеющий собственные правила и источники формирования, а также распорядителей, отвечающий признакам финансов.

     Структура региональной финансовой системы и  ее место в системе финансов РФ отражены на рис. 1

     

Рис. 1 Структура региональной финансовой системы и ее место в системе  финансов РФ

     Являясь частью централизованных финансов, региональные финансы обеспечивают решение макроэкономических задач в отличие от децентрализованных финансов, призванных способствовать решению задач на микроуровне.

     Задачей федеральных государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и  направление их на финансирование общегосударственных  нужд. Региональные финансы выполняют  ту же задачу, но применительно к субъекту Федерации.

     Вхождение в состав государственных финансов имеет следствием то, что для региональной системы характерны те же методы формирования и направления использования  денежных фондов, что и для федеральной  системы. Основным методом формирования денежных фондов на региональном уровне является принудительное изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в соответствии с законом, а методом использования фондов — безвозмездное финансирование.

     Основная  особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер.

     Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение  их доли в консолидированном бюджете  Российской Федерации, которое произошло  за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

     Региональные  финансы являются инструментом государственной социальной политики, поскольку через территориальные бюджеты  финансируется  часть расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

     Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

     Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

1.2. Состав региональных  финансов и характеристика  отдельных звеньев

     Итак, региональные финансы представляют собой совокупность денежных средств, предназначенных для финансирования социально-экономического развития территории. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры3.

     Функции, то есть форма выражения общественного  назначения данной категории, региональных финансов не зависят от административно-территориального устройства государства и статуса территории и одинаковы в любом регионе страны. Поскольку региональные финансы — это отношения, которые порождены исключительно самим фактом существования региональных органов власти.

     У финансов региона существуют две функции. Это, во-первых, формирование денежных фондов регионального органа власти и, во-вторых, использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него населением и вышестоящим уровнем власти задач.

     Имеется разница между функциями и  ролью любой экономической категории. Функции — это то, что обособляет данную категорию от всех остальных, а под ролью понимается результат  практического использования этой категории. Таким образом, на вопрос, какую роль (в реальной жизни) играют региональные финансы, мы можем дать ответ: регулирующую и контрольную. Эту роль региональные играют благодаря наличию у властей такого инструмента, как денежные фонды.

Информация о работе Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов