Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:52, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
проанализировать динамику бюджета Московской области;
выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: ОСОБЕННОСТИ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.2. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ 9
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 16
2.1. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ, ИХ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 16
2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Такими инструментами, или говоря по-другому, звеньями, являются: бюджет, внебюджетные фонды (если они все же образованы) органа власти, его структурных подразделений и бюджетных учреждений, а также финансы государственных (муниципальных) предприятий.
Рис. 2 Структура региональных финансов
Особенностью звеньев финансов региональных органов власти является относительно обособленная система управления каждым звеном.
Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. Региональный бюджет — это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта — закона о бюджете — уполномоченной государственной/муниципальной структурой; чаще всего финансовым управлением — подразделением Министерства финансов РФ либо в относительно небольших населенных пунктах — самой местной администрацией.
Вторым
компонентом территориальных
Финансовые ресурсы региона, формирующиеся у субъектов хозяйствования, составляют4:
Рассмотрим более подробно формирование и назначение двух последних составных частей региональных финансов.
Территориальные внебюджетные фонды экономического и социального развития формируются на территориях для реализации общерегиональных задач. Они являются одним из возможных путей концентрации средств предприятий, населения, других источников на финансирование общерегиональных мероприятий.
Внебюджетные фонды местных органов власти формируются за счет5:
Такие фонды создаются на основе решения региональных представительных органов. Средства территориальных внебюджетных фондов могут быть направлены на расходы, связанные со строительством объектов социально-культурного назначения, не запланированные в бюджете, создание и содержание объектов общерегионального назначения.
В
большинстве субъектов
Основными статьями расходов внебюджетного фонда территории являются:
Территориальный валютный фонд представляет собой совокупность валютных ресурсов в виде средств в иностранной валюте и прочих валютных ценностей. Формирование фонда происходит за счет следующих поступлений:
Основные направления расходования валютного фонда состоят в приобретении за рубежом современного оборудования, материалов, медикаментов и оргтехники, оплате за обучение; покрытии командировочных расходов; создании резервного фонда.
Формирование дорожных фондов производится с целью аккумулирования средств для содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильного дорожного полотна, приобретения дорожно-строительной техники, развития и строительства производственных баз и жилищно-социальных объектов автодорожных предприятий, формирования резерва дорожного фонда.
В бюджет дорожного фонда зачисляются: налоги с владельцев транспортных средств, налоги на приобретение транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог (автотранспортные предприятия).
Финансовые
ресурсы субъектов
Главным
источником формирования средств предприятий,
предназначенных для содержания
и развития социально-бытовой
Финансовые
средства предприятий используются
для содержания ведомственных объектов
социально-культурного
Другой
формой направления ресурсов предприятия
на социально-экономическое
Исходя из вышесказанного следует, что финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Региональные финансы складываются из четырех основных звеньев: регионального бюджета, целевых бюджетных фондов, внебюджетных фондов, финансов экономических субъектов региона.
Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
1.
Контрольная функция
2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
3.
Распределительная функция
Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
Региональный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации6.
В РФ сложилась ситуация, когда региональный бюджет представляет собой незначительный по объемам (10—15 страниц машинописного текста) документ, перечисляющий ключевые моменты аккумуляции и расходования бюджетных средств. Причем не всегда бюджетные показатели сбалансированы, более того, принимаются бюджеты с невыясненными источниками финансирования дефицита бюджета.
Крайне
редко в составе текста закона
о бюджете упоминаются
В идеале закон о бюджете представляет собой одновременно:
Бюджет как политический документ должен формулировать и разъяснять цели (политические, финансовые и хозяйственные) регионального органа власти, а также его подразделений на предстоящий период. Обычно основные, долгосрочные цели органов власти разрабатываются и обосновываются в так называемом генеральном плане социально-экономического развития, который служит главным ориентиром развития региона. При составлении же бюджета орган власти на основе долгосрочных целей определяет текущие и составляет на их базе проект бюджета.
Бюджет как финансовый план должен быть сбалансированным, то есть когда доходная часть равна расходам, эффективным, то есть не допускать неэкономного расходования средств, и рациональным, то есть отражающим коллективное мнение всех участников бюджетного процесса на расходование средств.
Бюджет должен содержать перечень и описание всех фондов, из которых осуществляются ассигнования, с тем чтобы иметь представление о совокупности ресурсов, которыми располагает регион. Кроме того, необходимы наличие в документе сведений за предыдущие годы и прогноз на несколько лет вперед.
Бюджет должен содержать сведения о капитальных расходах и список проектов капитального характера. В документе должно быть показано, как скажутся капитальные расходы данного года на текущих расходов следующих лет.
Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответственной территории усиливается и значение регионального бюджета, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
Информация о работе Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов