Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:52, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
проанализировать динамику бюджета Московской области;
выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: ОСОБЕННОСТИ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.2. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ 9
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 16
2.1. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ, ИХ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 16
2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять систематический контроль за его исполнением.
Рис. 3 Схема принятия бюджета субъекта Федерации
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов других уровней дополнит, расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения регионального бюджета.
Доходы бюджета субъекта РФ согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственных налоговых доходов, регулирующих налогов (за исключением сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (например, налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридических лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (например, налог на прибыль, некоторые виды акцизов и т.д.) и др.
В
состав регулирующих доходов входят
федеральные налоги, по которым ежегодно
при утверждении федерального бюджета
устанавливают нормативы
К
неналоговым доходам
Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов (международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.), юридические и физические лиц, бюджетов других уровней (в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах, и др.).
Обособленную группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие от государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.
Структура доходов по всей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на 2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляют отчисления от федеральных налогов, а более 25% - различные виды финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета7.
Структура доходной части регионального бюджета
Столь высокая доля регулирующих источников в известной мере объективно предопределена чрезвычайным разнообразием социально-экономических условий, в которых протекает жизнь конкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использовать методы бюджетного регулирования для сглаживания региональных различий.
Большой
вес регулирующих доходов требует
изменения методологии
В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные8; первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня, государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муниципальным образованиям, осуществление международных и внешне-экономических связей субъектов Федерации, расходы на обслуживание государственного долга субъектов Федерации, а также другие расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые - инновационная и инвестиционная деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами.
Часть расходов финансируется исключительно из региональных бюджетов, другая - относится к расходам совместного ведения и покрывается средствами бюджетов разного уровня (например, расходы на обеспечение правоохранительной деятельности, соц. защиту населения, охрану окружающей природной среды и воспроизводство природных ресурсов, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение деятельности СМИ и др.).
Рис. 4 Структура расходной части регионального бюджета
Наибольший удельный вес в составе расходов (около 40%) занимают ассигнования на поддержку и развитие отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) - расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели.
При
формировании бюджета обязательно
должен соблюдаться принцип
Московская область – один из 17 субъектов, вошедших в состав образованного в 2000г. Центрального федерального округа.
На протяжении последних восьми лет Московская область занимает второе место по величине валового регионального продукта, который возрос в период с 2002г. по 2008г. с 370,8 млрд.руб. до 1,5 трл.руб9.
Подмосковье
– самый динамично
В основе таких высоких темпов экономического развития лежит быстрый рост промышленного производства.
В
2002 г. объем промышленного
По данным казначейства РФ запланированный бюджет на 2009г. составляет: консолидированный – 378 млрд. руб., региональный – 277 млрд. руб., муниципальный – 83 млрд. руб.
Причем,
принятый в декабре 2008г. бюджет Московской
области уже несколько раз
сокращался. Основной причиной принимаемых
уточнений является текущая финансово-
По данным исполнения бюджета на 1 марта 2009г. Московская область выполнила бюджеты: консолидированный - 31 млрд. руб., региональный – 21 млрд. руб., муниципальный – 7 млрд. руб., что составляет 8,3% запланированного на 2009г10.
По сведениям международного рейтингового агентства Standard&Poor к концу 2008г. рейтинг Московской области был понижен на 4 пункта. Тем самым объявив в регионе преддефолтное состояние. Однако Министерство экономики области опровергли эти данные11.
Официальные источники на конец 2008г. подвели итоги, в которых сказано, что регион не вышел за те ограничения, которые его руководители определяли себе по дефициту бюджета: если в начале года планировалось, что дефицит бюджета (а это и есть, в основном, заемные средства) составит 50% его доходной части. Но обошлось гораздо скромнее12.
Таблица 1
Динамика показателей сбалансированности (дефицита/профицита) консолидированного, регионального и муниципальных бюджетов Московской области в 2003-2007 гг.
Наименование
бюджета |
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
в
млрд.
руб. |
в млрд.
руб. |
в млрд.
руб. |
в млрд.
руб. |
в млрд.
руб. | |
Консолидированный
бюджета |
-6,3 |
-5,5 |
-1,8 |
- 10,2 |
- 8,6 |
Региональный бюджет | -1,5 |
-3,2 |
-2,2 |
-8,4 |
-9 |
Муниципальные бюджеты | -4,8 |
-2,3 |
+0,4 |
+0,4 |
+1,4 |
Размер дефицита консолидированного бюджет за 2008 г. составил 17005,6млн.руб., а дефицит бюджета Московской области по состоянию на 1 января 2009 составил в сумме 16 464 млн.руб.
Доходы консолидированного бюджета Московской области за январь-декабрь 2008г. составили 91,8% к утвержденному плану на 2008г., в то время как доходы бюджет Московской области составили 90,9% к утвержденному за год.
Таблица 2
Динамика доходов консолидированного, регионального и муниципальных бюджетов Московской области в 2003-2008 гг.
Наименование бюджета | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||||
в млрд. руб | в % от всего | в млрд. руб | в % от всего | в млрд. руб | в % от всего | в млрд. руб | в % от всего | в млрд. руб | в % от всего | в млрд. руб | в % от всего | |
Консолидированный бюджет | 76,5 | 100,0 | 97,4 | 100,0 | 139,1 | 100,0 | 145,6 | 100,0 | 204,8 | 100,0 | 299,4 | 91,8 |
Региональный бюджет | 47,8 | 62,5 | 59,9 | 61,5 | 103,9 | 74,7 | 109,5 | 75,2 | 145,1 | 70,8 | 213,6 | 91,2 |
Муниципальные бюджеты | 28,7 | 37,5 | 37,5 | 38,5 | 35,2 | 25,3 | 39,1 | 24,8 | 63,2 | 29,2 | 85,7 | 93,8 |
Информация о работе Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов