Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
проанализировать динамику бюджета Московской области;
выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: ОСОБЕННОСТИ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.2. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ 9
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 16
2.1. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ, ИХ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 16
2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

региональные финансы. курсовая.doc

— 495.50 Кб (Скачать документ)

     Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право  самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять систематический контроль за его  исполнением.

     

     Рис. 3 Схема принятия бюджета субъекта Федерации

     Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов других уровней дополнит, расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения регионального бюджета.

     Доходы  бюджета субъекта РФ согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственных  налоговых доходов, регулирующих налогов (за исключением сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (например, налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридических лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (например, налог на прибыль, некоторые виды акцизов и т.д.) и др.

     В состав регулирующих доходов входят федеральные налоги, по которым ежегодно при утверждении федерального бюджета  устанавливают нормативы отчислений в бюджеты на очередной финансовый год (налог на доходы физических лиц и др.).

     К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся: доходы от использования  или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации (дивиденды по акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество; проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках; поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации; доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества и т.д.); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.).

     Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие  от нерезидентов (международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.), юридические и физические лиц, бюджетов других уровней (в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах, и др.).

     Обособленную группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие от государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

     Структура доходов по всей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на 2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляют отчисления от федеральных налогов, а более 25% - различные виды финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета7.

     

     Структура доходной части регионального бюджета

     Столь высокая доля регулирующих источников в известной мере объективно предопределена чрезвычайным разнообразием социально-экономических условий, в которых протекает жизнь конкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использовать методы бюджетного регулирования для сглаживания региональных различий.

     Большой вес регулирующих доходов требует  изменения методологии формирования доходов региональных бюджетов, совершенствования  межбюджетных отношений. Доля собственных  доходов в региональном бюджете  даже у экономически развитых регионов не превышает 30%, что существенно осложняет решение проблемы обеспечения финансово-бюджетной самостоятельности субъектов Федерации. Расходы бюджетов субъектов РФ формируются т.о., чтобы обеспечить субъектам Федерации выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня).

     В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и  капитальные8; первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня, государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муниципальным образованиям, осуществление международных и внешне-экономических связей субъектов Федерации, расходы на обслуживание государственного долга субъектов Федерации, а также другие расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые - инновационная и инвестиционная деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами.

     Часть расходов финансируется исключительно  из региональных бюджетов, другая - относится  к расходам совместного ведения  и покрывается средствами бюджетов разного уровня (например, расходы на обеспечение правоохранительной деятельности, соц. защиту населения, охрану окружающей природной среды и воспроизводство природных ресурсов, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение деятельности СМИ и др.).

     

     Рис. 4 Структура расходной части регионального бюджета

     Наибольший  удельный вес в составе расходов (около 40%) занимают ассигнования на поддержку  и развитие отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) - расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели.

     При формировании бюджета обязательно  должен соблюдаться принцип сбалансированности. Поэтому если расходы регионального бюджета, обеспечивающие выполнение субъектами Федерации их задач и функций, оказываются выше доходов и образуется дефицит бюджета, то для его финансирования привлекаются заемные средства; при этом субъекты Федерации в соответствии с действующим, бюджетным законодательством могут осуществлять только внутренние заимствования и только на расходы, связанные с осуществлением инвестиционных программ и обслуживанием регионального долга.

2.2. Региональные финансы  Московской области

     Московская  область – один из 17 субъектов, вошедших в состав образованного в 2000г. Центрального федерального округа.

     На  протяжении последних восьми лет  Московская область занимает второе место по величине валового регионального продукта, который возрос в период с 2002г. по 2008г. с 370,8 млрд.руб. до 1,5 трл.руб9.

     Подмосковье – самый динамично развивающийся  регион, за 8 лет Московская область  вышла на первые позиции по всем направлениям социально-экономического роста.

     В основе таких высоких темпов экономического развития лежит быстрый рост промышленного  производства.

     В 2002 г. объем промышленного производства составлял 237,9 млрд. руб.,  а в 2008 г. – 1173,23 млрд.руб., что на 9% выше 2007г. Так же по сравнению с 2007 г. увеличился оборот розничной торговли по всем каналам реализации и на 1 января 2009г. Составлял 888 млрд.руб.

     По  данным казначейства РФ запланированный  бюджет на 2009г. составляет: консолидированный – 378 млрд. руб., региональный – 277 млрд. руб., муниципальный – 83 млрд. руб.

     Причем, принятый в декабре 2008г. бюджет Московской области уже несколько раз  сокращался. Основной причиной принимаемых  уточнений является текущая финансово-экономическая  ситуация.

     По  данным исполнения бюджета на 1 марта 2009г. Московская область выполнила бюджеты: консолидированный - 31 млрд. руб., региональный – 21 млрд. руб., муниципальный – 7 млрд. руб., что составляет 8,3%  запланированного на 2009г10.

     По  сведениям международного рейтингового агентства Standard&Poor к концу 2008г. рейтинг Московской области был понижен на 4 пункта. Тем самым объявив в регионе преддефолтное состояние. Однако Министерство экономики области опровергли эти данные11.

     Официальные источники на конец 2008г. подвели  итоги, в которых сказано, что  регион не вышел за те ограничения, которые его руководители определяли себе по дефициту бюджета: если в начале года планировалось, что дефицит  бюджета (а это и есть, в основном, заемные средства) составит 50% его доходной части. Но обошлось гораздо скромнее12.

     Таблица 1

     Динамика  показателей сбалансированности (дефицита/профицита) консолидированного, регионального  и муниципальных бюджетов Московской области в 2003-2007 гг.

Наименование

бюджета

2003 2004 2005 2006 2007
в млрд.

руб.

в млрд.

руб.

в млрд.

руб.

в млрд.

руб.

в млрд.

руб.

Консолидированный

бюджета

 
-6,3
 
-5,5
 
-1,8
 
- 10,2
 
- 8,6
Региональный  бюджет  
-1,5
 
-3,2
 
-2,2
 
-8,4
 
-9
Муниципальные бюджеты  
-4,8
 
-2,3
 
+0,4
 
+0,4
 
+1,4

     Размер  дефицита консолидированного бюджет за 2008 г. составил 17005,6млн.руб., а дефицит  бюджета Московской области по состоянию  на 1 января 2009 составил в сумме 16 464 млн.руб.

     Доходы консолидированного бюджета Московской области за январь-декабрь 2008г. составили 91,8% к утвержденному плану на 2008г., в то время как доходы бюджет Московской области составили 90,9% к утвержденному за год.

     Таблица 2

Динамика  доходов консолидированного, регионального  и муниципальных бюджетов Московской области в 2003-2008 гг.

Наименование  бюджета 2003 2004 2005 2006 2007 2008
в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего
Консолидированный бюджет 76,5 100,0 97,4 100,0 139,1 100,0 145,6 100,0 204,8 100,0 299,4 91,8
Региональный  бюджет 47,8 62,5 59,9 61,5 103,9 74,7 109,5 75,2 145,1 70,8 213,6 91,2
Муниципальные бюджеты 28,7 37,5 37,5 38,5 35,2 25,3 39,1 24,8 63,2 29,2 85,7 93,8

Информация о работе Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов