Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
проанализировать динамику бюджета Московской области;
выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: ОСОБЕННОСТИ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.2. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ 9
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 16
2.1. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ, ИХ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 16
2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

региональные финансы. курсовая.doc

— 495.50 Кб (Скачать документ)
 

     

     За 12 месяцев 2008 года доходы бюджета Московской области сформированы в основном за счет поступлений собственных доходов (без учета субвенций из Федерального фонда компенсаций), объем которых составил в сумме 211 856,2 млн. рублей или 90,7 процента к плану года. Рост собственных доходов бюджета Московской области составил 128,7 процента к 2007 году, в номинальном выражении собственные доходы увеличились на 47 244,1 млн. рублей.

     Собственные доходы бюджета Московской области  за отчетный период 2008г. сформированы, как и в 2007 году, преимущественно за счет трех основных источников дохода: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и налогов на имущество. Удельный вес каждого из них в структуре собственных доходов составил: 36,6 процента, 27 процентов и 13,9 процента соответственно. Доля этих источников в собственных доходах бюджета Московской области составила 77,5 процента, увеличившись на 2,1 процентных пункта к уровню 2007 года (75,4 процента)13.

     В номинальном выражении сумма  поступлений указанных источников доходов бюджета Московской области составила 164 228,5 млн. рублей, что на 40 165,5 млн. рублей больше, чем в 2007 году (124 063 млн. рублей).

     При этом поступления в 2008 году:

  • налога на прибыль организаций составили 77 486,5 млн. рублей, что на 20 100 млн. рублей или 35 процентов больше, чем в прошлом году (57 386,5 млн. рублей);
  • налога на доходы физических лиц составили 57 259,2 млн. рублей, что на 14 513,3 млн. рублей больше по сравнению с прошлым годом (42 745,9 млн. рублей) или увеличились на 34 процента;
  • налогов на имущество составили 29 482,8 млн. рублей, что на 5 552,1 млн. рублей или 23,2 процента больше, чем в прошлом году (23 930,7 млн. рублей).

     Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации на оказание финансовой помощи и осуществление целевых расходов в бюджет Московской области сложились в сумме 28 907,6 млн. рублей, что составило 98,2 процента к плановым назначениям на год (29 450,2 млн. рублей). Объем безвозмездных поступлений за текущий год увеличился на 15,6 процента или в номинальном выражении на 3 890,6 млн. рублей по сравнению с 2007 годом.

     Дотации из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составили  в сумме 4 268,6 млн. рублей, что соответствует уровню 2007 года.

     Субсидии  и субвенции из федерального бюджета на осуществление целевых расходов составили в сумме 22 333 млн. рублей, что на 2 467,5 млн. рублей больше, чем в 2007 году, или на 12,4 процента.

     Расходы консолидированного бюджета Московской области за 2008 год исполнены в сумме 316 409,2 млн. рублей, что составило 90,1 процента от плановых назначений на год (351 362,5 млн. рублей). К уровню 2007 года расходы бюджета увеличились на 23,5 процента или в номинальном выражении на 60 278,6 млн. рублей.

     Таблица 3

Динамика  расходов консолидированного, регионального и муниципальных бюджетов Московской области в 2003-2008 гг.

наименование  бюджета 2003 2004 2005 2006 2007 2008
в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего в млрд. руб в % от всего
Консолидированный бюджет 82,8 100,0 102,9 100,0 140,9 100,0 155,8 100,0 213,4 100,0 316,3 90,0
Региональный  бюджет 49,3 59,5 63,1 61,3 106,1 75,3 117,9 75,7 154,1 72,2 230,1 91,4
Муниципальные бюджеты 33,5 40,5 39,8 38,7 34,8 24,7 38,7 24,3 61,8 27,8 85,6 89,6

     

     Расходы на социально-культурную сферу (образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) в составе консолидированного бюджета области составили 176 248,6 млн. рублей или 55,7 процента от общей суммы расходов. Так, на долю образования приходится 23,1 процента всех расходов бюджета, на социальную политику – 15 процентов, на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 14,4 процента, на культуру, кинематографию и средства массовой информации – 3,2 процента.

     По  сравнению с 2007 годом указанные  расходы увеличились на 23 904,8 млн. рублей или на 15,7 процента, в том числе расходы на социальную политику – на 44,2 процента, на образование – на 20 процентов, на культуру, кинематографию и средства массовой информации – на 10 процентов.

     Бюджетам  муниципальных образований из бюджета  Московской области за 2008 год перечислены  трансферты в сумме 68 603,6 млн. рублей, что составило 93,2 процента к плановым назначениям на год (73 602,2 млн. рублей), в том числе14:

  • дотации, субсидии и субвенции из бюджета Московской области составили в сумме 49 371,7 млн. рублей;
  • межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов – 15 789 млн. рублей;
  • иные межбюджетные трансферты – 3 442,9 млн. рублей

     Долговые  обязательства за отчетный период погашены на сумму 40,3 млрд. рублей.

     Доходы  консолидированного бюджета Московской области (включая безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации) на 1 марта 2009 года составили в сумме 31 488,7 млн. рублей или 8,3 процента к утвержденному плану на 2009 год (378 579,6 млн. рублей).

     Доходы  консолидированного бюджета Московской области за январь-февраль 2009 года сформированы в основном за счет поступлений собственных доходов (без учета субвенций), объем которых составил в сумме 29 954,3 млн. рублей или 8,2 процента к плану года.

     Расходы консолидированного бюджета Московской области на 1 марта 2009 года исполнены в сумме 29 863 млн. рублей, что составило 7,7 процента от плановых назначений на год (389 864 млн. рублей). К январю-февралю 2008 года расходы бюджета увеличились на 17,9 процента или в номинальном выражении на 4 525,4 млн. рублей.

     На 1 марта 2009 года консолидированный бюджет Московской области исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 1 625,7 млн. рублей.

     За  рассматриваемый период долговые обязательства (с учетом государственного долга  Московской области и муниципальных  обязательств) погашены на сумму 664,7 млн. рублей. 

 

Глава 3. Проблемы и пути их решения в области  региональных финансов

     В настоящее время по уровню децентрализации  бюджетных ресурсов Россия практически  не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет  крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макроэкономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.

     Существует  два подхода к реализации механизма  эффективного межбюджетного регулирования  на региональном уровне15. Первый – ориентирован на максимальные темпы экономического роста региона в целом. При этом финансовые ресурсы вкладываются в наиболее перспективные проекты и в экономически более мощные муниципальные образования.

     Эффективность таких проектов и срок окупаемости  естественно возрастают. Финансовая помощь дефицитным муниципальным образованиям – минимизируется. Общие темпы экономического роста региона естественно возрастают. Однако при этом возрастает и территориальная дифференциация внутри субъекта между входящими в него муниципальными образованиями.

     Второй  подход ориентирован на выравнивание общего уровня социального и экономического развития всех муниципальных образований, входящих в субъект Федерации. В этом случае территориальное неравенство сглаживается, но общие темпы развития региона замедляются.

     Выбор Московской области можно определить, анализируя бюджетный дефицит консолидированного бюджета Московской области, который был обусловлен хроническим дефицитом регионального бюджета.

     Таким образом, специфика механизма наращивания  дефицита консолидированного бюджета Московской области за исследуемый период заключается в том, что оно обусловлено значительным увеличением дефицита регионального бюджета, поскольку местные бюджеты сводятся с профицитом, начиная с 2005 г.

     Действительно имеет место неравноценное увеличение  доходных и расходных показателей всех бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета Московской области:

     - доходы консолидированного бюджета  Московской области вырастут  в 2,7 раза, а расходы – в 2,6 раза, однако, тем не менее, показатели  территориального бюджета в текущих ценах не обеспечивают его профицит;

     - доходы бюджета Московской области  выросли более чем в 3,0 раза, а расходы – в 3,12 раза соответственно, что предполагает хроническую  дефицитность регионального бюджета;

     - такие разнонаправленные тенденции роста дефицита регионального бюджета и увеличения профицита бюджета муниципальных образований вызваны реализацией инструментов межбюджетного регулирования на региональном уровне, которые нацелены на сокращение территориальной дифференциации.

     В вопросах межбюджетного регулирования  принципиальным является достижение соответствия уровня социальной обеспеченности территории уровню ее экономического развития. В конечном итоге именно показатели социального положения являются объектом бюджетного регулирования, а показатели экономического положения определяют возможности самофинансирования территории. Обеспечение такого соответствия является требованием социальной справедливости.

     Однако  анализ дефицитности принимаемых бюджетов разных уровней последних лет по Московской области наглядно иллюстрирует процесс развития финансового дисбаланса на уровне региона за счет сбалансированности бюджетов муниципальных образований.

     В итоге рассмотренные выше столь  значительные расходные обязательства  Московской области не были сбалансированы доходными источниками их финансирования, что обусловило дефицит регионального бюджета на всем протяжении анализируемого периода. В этой связи Правительство Московской области вынуждено было наращивать долговые обязательства, которые по структуре представляют собой облигационные займы, кредиты и гарантии. Основная доля долговых обязательства была вызвана привлекаемыми коммерческими кредитами, на которые приходится 40% общих долгов.

     Финансовые  ресурсы выступают материально-вещественным воплощением финансовых отношений и являются одним из индикаторов финансово-экономического состояния местной экономики и объектом управления на уровне региона. С построением модели децентрализованного государственного управления проблема финансовых ресурсов местных органов власти напрямую связана с  разделением функциональных обязанностей между уровнями власти на региональном уровне. Не случайно, механизмы бюджетного выравнивания муниципальных образований связаны, в первую очередь, с распределением дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Московской области.

Информация о работе Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов