Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. Сущность и значение бухгалтерской отчетности
2. Состав и содержание БФО
3. Классификация отчетности
4. Особенности представления БФО

Содержание

Введение
1 Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущность и содержание
1.1 Концепции Бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской практике
1.2 Сущность и назначение бухгалтерской отчетности
2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности, и основные правила ее представления и утверждения
2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности
2.2 Классификация бухгалтерской отчетности
2.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности. Сроки представления
3 Особенности представления Бухгалтерской (финансовой) отчетности
3.1 Аудит бухгалтерской отчетности
3.2 Сводная консолидированная отчетность
3.3 БФО в соответствии с МСФО
4. Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности
4.1. Закон о бухгалтерском учете
4.2. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
4.3. Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций
4.4. План счетов бухгалтерского учета
4.5. Пояснительная записка
5. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Практические  задачи аудита - улучшение финансового  положение клиента, привлечение  пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов. Задача ревизии - сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

     Результаты  аудита - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для  всех юридических физических лиц, органов  государственной власти и управления, органов самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована. Результаты ревизии - акт ревизии - внутренний документ, в котором отмечаются все выявленные, даже незначительные, недостатки. Акт должен быть передан вышестоящему и другим органам.

     В ст.7 Федерального закона от 7 агуста 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  сформулированы определение и критерии обязательного аудита. Обязательным аудитом является ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Основными критериями проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности являются:

- организационно-правовая форма организации;

- вид  деятельности организации;

- показатели  деятельности организации;

- участие  государства и его субъектов  в капитале организации. 

3.2 Сводная консолидированная отчетность

     Сводная бухгалтерская отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской  отчетности нескольких предприятий. В  настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности: [7 c.97]

1. Сводная  бухгалтерская отчетность федеральных  органов исполнительной власти (министерств  и ведомств).

2. Сводная  бухгалтерская отчетность группы  взаимосвязанных предприятий.  

     Первый  вид сводной отчетности - сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составлялся в нашей стране и ранее, в условиях социалистической экономики. Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств. Сводная отчетность министерств и ведомств включала в себя:

а) текущую  сводную статистическую отчетность;

б) периодическую  сводную бухгалтерскую отчетность;

в) годовую  сводную бухгалтерскую отчетность.

     Свод  отчетности осуществлялся в порядке  ведомственного подчинения предприятий  и организаций. Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости  от отраслевой принадлежности организаций):

а) фабрично-заводским  методом, при котором сводный отчет составлялся по признаку ведомственной подчиненности;

б) отраслевым методом, при котором сводный  отчет составлялся по отраслевому  признаку. Таким образом, основной целью  сводной отчетности группы взаимосвязанных  предприятий является представление пользователям информации о группе как о едином хозяйственном субъекте. Для достижения этой цели для подготовки сводной отчетности группы применяются особые правила составления, а также должны быть соблюдены ряд основных требований.  

4. Нормативное регулирование  формирования бухгалтерской  отчетности 

     Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и  обстоятельств, характерных для  переходного периода развития экономики  страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Одна  из основных задач процесса реформирования - создание системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей  финансовой информации в рыночной экономике  и представляющей собой результат  взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

     Кроме того, система нормативного регулирования  переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между  системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.

     Таким образом, система нормативного регулирования  бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся  система, принципы построения которой  позволяли бы ей, во-первых, органично  совершенствоваться с развитием  экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.

     В настоящее время изучение права  стало насущной потребностью для  всех, кто занят предпринимательской  и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

     Проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер, заключается в том, что вся юридическая литература написана юристами и для юристов. Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения.

     Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро - и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации

     В настоящее время в России формируется  четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

І. Законы и иные законодательные акты.

ІІ. Положения  по ведению бухгалтерского учета  в РФ.

ІІІ. Методические указания, рекомендации, инструкции.

ІV. Нормативные  документы организаций.

1. Нормативное  регулирование формирования бухгалтерской  отчетности

     В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета  в России имеет четырехуровневую структуру.

     Первый  уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы президента, постановления правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях. Особое место в этом уровне занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

     К этой же группе документов можно отнести  и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

     Второй  уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

     Третий  уровень нормативного регулирования  представляют собой нормативные  документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и пр. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и  в которых раскрываются базовые  и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.

     Примером  таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации  тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.  

4.1. Закон о бухгалтерском учете 

     21 ноября 1996 г. впервые в истории  России был принят специальный  Федеральный закон "О бухгалтерском  учете", который занял важное  место в системе остальных  законов, разработанных применительно  к специфике рыночных отношений.

     Принятый  Федеральный закон о бухгалтерском  учете подтвердил обязательность ведения  бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого  характера), сформулировал общие  положения о бухгалтерском учете  и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую документацию и его отчетность, определил ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета.

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета  в стране, поскольку:

- повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

- закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;

- повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

     Закон "О бухгалтерском учете" состоит  из трех разделов и 19 статей.

     В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и  хозяйственные операции), указаны  задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете.

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым  общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность