Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. Сущность и значение бухгалтерской отчетности
2. Состав и содержание БФО
3. Классификация отчетности
4. Особенности представления БФО

Содержание

Введение
1 Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущность и содержание
1.1 Концепции Бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской практике
1.2 Сущность и назначение бухгалтерской отчетности
2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности, и основные правила ее представления и утверждения
2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности
2.2 Классификация бухгалтерской отчетности
2.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности. Сроки представления
3 Особенности представления Бухгалтерской (финансовой) отчетности
3.1 Аудит бухгалтерской отчетности
3.2 Сводная консолидированная отчетность
3.3 БФО в соответствии с МСФО
4. Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности
4.1. Закон о бухгалтерском учете
4.2. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
4.3. Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций
4.4. План счетов бухгалтерского учета
4.5. Пояснительная записка
5. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

МСФО 40 Инвестиционная недвижимость 

МСФО 41 Учет в сельском хозяйстве  
 

4.3. Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций 

     Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

     Нормативные документы третьего уровня разрабатываются  различными министерствами и ведомствами.

     Данные  документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая  группа включает:

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;

- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;

- План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

     Вторая  группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

     В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

     Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

     Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

     В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа  с момента его составления до сдачи в архив.

     Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.  

1.4. План счетов бухгалтерского  учета 

     В системе нормативного регулирования  План счетов занимает промежуточное  место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

     План  счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

     С 1 января 2001 г. в России действуют  новые План счетов бухгалтерского учета  и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.

     План  счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и  видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

     На  основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

     Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации  могут уточнять содержание отдельных  из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

     Порядок ведения аналитического учета устанавливается  организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных  актов по отдельным разделам учета.

     Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

     В едином Плане счетов счета сгруппированы  в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки  счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

І раздел. Внеоборотные активы. Основные средства и другие долгосрочные вложения. Включает счета, на которых ведется учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений, оборудования к  установке, капитальных вложений.

ІІ раздел. Производственные запасы. Объединяет счета для учета предметов  труда. В него включены счета для  учета материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, заготовления и приобретения материалов, отклонений в стоимости  материалов.

ІІІ. раздел. Затраты на производство Представлен счетами предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Этот раздел представлен счетами для учета затрат в основном и вспомогательном производствах, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, брака в производстве, выпуска продукции, работ и услуг.

ІV раздел. Готовая продукция. Включает счета  для учета продуктов труда (готовая  продукция, товары отгруженные, коммерческие расходы, реализация товаров).

V раздел. Денежные средства. Объединяет счета  для учета денежных средств  предприятия (касса, расчетный счет и т.д.).

VІ раздел. Расчеты. Включает счета для  учета дебиторской и кредиторской  задолженности (расчеты с поставщиками  и подрядчиками, покупателями и  заказчиками по авансам выданным  и т.д.).

VІІ  раздел. Капитал и резервы. Включает  счета для учета собственных источников формирования средств (уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал).

VІІІ  раздел. Финансовые результаты. Представлен  счетами, предназначенными для  учета финансового результата  и текущего использования прибыли  (прибыли и убытки, использование прибыли, доходы будущих периодов).

     Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества  и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от трудно реализуемого к легко реализуемому.

     Обязательства организации отражены в разделе VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII).

     Забалансовые  счета нужны для обобщения  информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении. У забалансовых счетов шифр трехзначный.

     001 Арендованные основные средства; 002 Товарно-материальные ценности  принятые на ответственное хранение; 003 Материалы, принятые в переработку; 004 Товары, принятые на комиссию; 005 Оборудование, принятое для монтажа; 006 Бланки строгой отчетности; 007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; 008 Обеспечения обязательств и платежей полученные; 009 Обеспечения обязательств и платежей выданные и т.д.  

1.5. Пояснительная записка 

     Пояснительная записка - это самостоятельная часть  бухгалтерской отчетности (п.5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"), но почему-то ей традиционно не уделяется  должного внимания, хотя от достоверности информации, содержащейся в ней, напрямую зависит то, какие выводы сделают заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности о предприятии.

     Как правило, пояснительная записка  составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов либо по инициативе организации (п.49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

     Составлять  пояснительную записку должны все  организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг, п.2 ст.13 Закона о бухгалтерском учете); субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ (п.3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н). Имеют право не вести бухгалтерский учет и не представлять пояснительную записку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете.

     Если  у фирмы имеются дочерние и  зависимые общества, то нужно составить  сводную отчетность и пояснительную  записку к ней (п.91 Положения о  ведении бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07. 1998 № 34н).

Подписывается пояснительная записка руководителем  и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский  учет ведется на договорных началах  специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность