Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и раскрытие методики составления бухгалтерского баланса в теории и на практике.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть роль и назначение бухгалтерских балансов;
охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов;
раскрыть структуру и строение бухгалтерских балансов;
Введение
1. Бухгалтерская отчетность организаций.
1.1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности.
1.1.1 Состав бухгалтерской отчетности.
1.1.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
1.1.3 Порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности.
2. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности.
2.1 Сущность и назначение бухгалтерского баланса.
2.2 Классификация бухгалтерских балансов.
2.3 Техника составления бухгалтерского баланса организаций.
3. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления годового бухгалтерского баланса в ПСХК «Хадабулак».
3.1 Краткая экономическая характеристика ПСХК «Хадабулак».
3.2 Строение и содержание бухгалтерского баланса ПСХК «Хадабулак».
Заключение.
Список используемой литературы.
· разделительный баланс - составляют во время разделения организации на несколько самостоятельных предприятий. Его составляют и тогда, когда в организации выделяется структурная единица и передается в подчинение другому предприятию. В таком случае баланс называется передаточным.
· объединительный баланс - составляют при слиянии нескольких самостоятельных предприятий в одно или при присоединении одной или нескольких структурных единиц одной организации к другой;
· санируемый баланс (санация - оздоровление) - это система мер, проводимых для повышения конкурентоспособности или предотвращения банкротства организации.
Процедура банкротства процесс длительный. В течение этого времени проводится анализ финансового состояния организации, оценивается возможность продления ее существования при определенных дополнительных вложениях или отсрочках платежей. Для объективной экономической оценки приглашаются независимые аудиторы. На основании данных бухгалтерского учета и инвентаризации имущества и расчетов они составляют специальный баланс, который называется санируемым;
· ликвидационный баланс - составляют при ликвидации организации как юридического лица (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационном балансе имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.
2. По объему содержащейся информации балансы можно разделить на индивидуальные и консолидируемые (сводные):
· индивидуальный баланс отражает деятельность только одной организации;
· консолидируемый (сводный) баланс составляют по данным нескольких предприятий, объединенных между собой на организационной или юридической основе. Такие балансы делают в целом по ведомству или отрасли путем суммирования одноименных показателей.
3. По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и внутренние:
· самостоятельный баланс составляют предприятия являющиеся юридическими лицами;
· внутренний баланс составляют в подразделениях организации (цехах).
5. По объему регулирующих статей выделяют балансы-брутто, балансы-нетто:
· баланс-брутто - это бухгалтерский баланс, который включает регулирующие статьи. Данный вид баланса используется для анализов активов и пассивов организации и носит информационный характер. К регулирующим относятся статьи баланса, отражающие амортизацию активов, а также статьи, показывающие накопление и использование прибыли;
· баланс-нетто - это бухгалтерский баланс, который не содержит регулирующих статей (счета 02, 05 и др.). Баланс-нетто является действующей формой бухгалтерской отчетности в России. Объекты в балансе указываются только по остаточной стоимости, т.е. уже отрегулированной.
6. По характеру деятельности балансы делятся:
· по основной деятельности, т.е. уставной деятельности организации: для торговых предприятий - торговля, для промышленных - промышленность;
· балансы не по основной деятельности.
Все остальные виды деятельности являются неосновными.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:
1). Равенство актива и пассива (принцип двойной записи);
2). Достоверность (правдивость показателей баланса подтверждается документированием всех хозяйственных операций, записями на бухгалтерских счетах и в учетных регистрах, проведением инвентаризации);
3). Реальность (соответствие оценок статей баланса объективной действительности);
4). Преемственность (единство методов оценки и правил составления);
5). Ясность (доступность учетно-экономической информации для внутренних и внешних пользователей, унифицированная форма);
6). Нейтральность (не создавать приоритетов для тех или иных групп пользователей, информация должна быть нейтральной);
7). Сопоставимость показателей (все данные об имущественном и финансовом положении предприятия приводятся в сопоставимых показателях на начало и конец отчетного периода).
При составлении годового отчета бухгалтеры должны руководствоваться действующими правилами, стандартами бухгалтерского учета.
2.3 Техника составления бухгалтерского баланса организаций.
Действующим законодательством России установлены единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех субъектов. Принятая в настоящее время структура баланса в значительной мере приближена к мировой практике.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Это трудоемкий процесс, который под силу только специалистам в области бухгалтерского учета. Он включает следующие основные этапы:
проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
формирование оборотных ведомостей или Главной книги при
журнально-ордерной системе счетоводства;
изучение особенностей формирования статей баланса и годовой
бухгалтерской отчетности за отчетный период;
формирование статей бухгалтерского баланса.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
При проведении инвентаризации следует руководствоваться:
1. Законом РФ от 21.11.1996 №129ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ».
3. Приказом МФ РФ от 13.06.1995 №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно. Инвентаризационная комиссия, изучив результаты инвентаризации, решает, за счет кого должны быть отнесены выявленные недостачи или как оприходованы излишки. Решения комиссии протоколируются. Протоколы утверждаются руководителем организации или вышестоящей организацией по ходатайству руководства организации в зависимости от размера и характера недостач. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия делает записи по счетам, приводя тем самым данные текущего учета в соответствие данным инвентаризации.
После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного формирования квартального или годового отчета составляют сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. В соответствии с графиком по участкам последовательно формируется и обрабатывается первичная документация, составляются машинограммы или накопительные ведомости, выполняются промежуточные расчеты, после чего информация в сгруппированном виде отражается в учетных регистрах. При этом обязательно осуществляется поэтапная сверка учетной информации. При любой форме учета данные текущих бухгалтерских записей должны контролироваться соответствующими данными сводных регистров. После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные формы по данным регистров журнально-ордерной формы.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета посредством журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги, Обороты по дебету отдельных счетов переносят в Главную книгу из журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров. Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга дополняют друг друга: в журнале-ордере делается расшифровка кредитового оборота каждого счета, а в Главной книге — дебетового оборота этого же счета.
Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.
Основное свойство баланса – равенство актива и пассива (активы = долговые обязательства (заемный капитал) + собственный капитал). Разложение пассива баланса на две составляющие в указанной последовательности имеет глубокий экономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворение обязательств кредиторов в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению, только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенный капитал получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества.
Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, и детализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки. Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.
Суммовые показатели статей бухгалтерского баланса приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие существенные обороты продаж, обязательств и т.п., могут приводить данные в миллионах рублей (без десятичных знаков).
В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы.
Актив баланса содержит два раздела:
1 Внеоборотные активы,
2 Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
1 Капитал и резервы,
2 Долгосрочные обязательства,
3 Краткосрочные обязательства.
Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.
АКТИВ БАЛАНСА.
Раздел 1 "Внеоборотные активы".
В форме Бухгалтерского баланса, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, разд. I выглядит следующим образом (с учетом кодов строк, приведенных в Приложении N 4 к Приказу N 66н).
| Показатель | Расчет |
1110 | Нематериальные | Отражается остаточная стоимость нематериальных активов. Дебетовое сальдо счета 04 «Нематериальные активы» (без учета расходов на НИОКР) минус кредитовое сальдо счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Если начисление амортизации осуществляется без применения счета 05: Д04 (без учета расходов на НИОКР) |
1120 | Результаты | Д04/НИОКР |
1130 | Основные средства | Отражается остаточная стоимость основных средств. Дебетовое сальдо счета О1 «Основные средства» (без «Молодые насаждения) минус кредитовое сальдо счета 02 «Амортизация основных средств» (без учета амортизации по ОС, учитываемым на счете 03)
|
1140 | Доходные вложения в | Отражается остаточная стоимость средств, предназначенных для передачи в прокат или по договору лизинга. Дебетовое сальдо счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (без учета амортизации по ОС, учитываемых на счете 01) минус кредитовое сальдо счета 02 «Амортизация основных средств».
|
1150 | Финансовые вложения | Д58 – К59 (в части сумм, относящихся к долгосрочным вложениям) + Д73 (в части долгосрочных процентных займов, выданных работникам)
|
1160 | Отложенные налоговые | Отложенный налоговый актив (ОНА) - это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль в следующих отчетных периодах. Дебетовое сальдо счета 09 «Отложенные налоговые активы». Д09 – К07 (! если результат положительный!) |
1170 | Прочие внеоборотные | Д01 («Молодые насаждения») + Д07 + Д08 + Д15 (в части, относящейся к оборудованию к установке) ± Д16/К16 (в части, относящейся к оборудованию к установке) + Д60 (в части авансов и предоплаты за работы, услуги, связанные со строительством объектов ОС) + Д97 (в части расходов, со сроком списания свыше12 месяцев) |
1100 | Итого по разделу I | Сумма строк 1110, 1120, 1130, 1140, 1150, 1160, 1170 |