Бухгалтерский учет, анализ и аудит оплаты труда в организации на примере ООО «Шик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Главная цель данной работы – изучить основные аспекты категории оплаты труда, учета, анализа и аудита заработной платы на предприятия.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
рассмотреть основные понятия и проблемы оплаты труда;
изучить особенности бухгалтерского учёта и организации оплаты труда на конкретном предприятии;
рассмотреть начисление оплаты труда, а также порядок удержания и отчислений с фонда заработной платы;
раскрыть методику проведения проверки по оплате труда

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения по учету труда………………………

1.1 Задачи учета труда и заработной платы ………………..

1.2 Формы и системы оплаты труда …………………………

1.3 Документальное оформление учета выработки и начисление сдельной оплаты труда ………………………………….

1.4 Доплаты и надбавки…………………………………………….

Глава 2. Учет, налогообложение операций с персоналом по оплате труда…………………………………………………………

2.1. Документальное оформление и расчет заработной платы за неотработанное время и пособий по временной нетрудоспособности

2.2. Учет удержаний из заработной платы……………………

2.3. Порядок оформления расчетов с рабочими и служащими и выплаты им заработной платы …………………………………………..

2.4. Отражение в отчетности оплаты труда и связанных с ней налогов………………………………………………………………

Глава 3 Анализ и аудит фонда заработной платы…………………

3.1. Анализ фонда заработной платы………………………………

3.2. Анализ эффективности использования фонда заработной платы…………………………………………………………………

3.3 Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………….

3.4 Влияние трудовых затрат на финансовый результат работы предприятия…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

Запарова 16.06.12.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Необходимо  отметить, что проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений.

В заключение аудита расчетов по оплате труда необходимо сверить  обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров  корреспондирующих счетов.

Затем сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям как Главной книги, так и бухгалтерского баланса (ф. № 1).

Далее аудитором проверяется  правильность применения той или  иной налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. Согласно данной статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются друг от друга. Таким образом, аудитору при определении правильности применения налоговой ставки необходимо установить категорию налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового.

В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР  ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.2 – «Расчеты по пенсионному обеспечению».

При проверке налоговой  базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в  ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п.3 ст.238 НК РФ)

В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления  бухгалтерских записей. Бухгалтерский  учет расчетов с ФСС РФ ведется  на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».

Цель аудита учета труда и заработной платы  – основываясь на действующих  нормативно - правовых актах, осуществить  аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.

Планирование  аудита. Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

  1. предварительное планирование;
  2. подготовка и составление общего плана;
  3. подготовка и составление программы.

По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

  1. о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности ООО «Шик»;
  2. о принципиальной возможности сотрудничества с ООО «Шик»;
  3. о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности ООО «Шик».

Основные процедуры  предварительного ознакомления аудитора с клиентом:

  1. определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
  2. определение отраслевых особенностей и специфики деятельности ООО «Шик», его организационно-управленческого устройства;
  3. знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;
  4. экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;
  5. оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей её законодательного регулирования и т.д.

В общем плане  аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании  результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего  контроля, оценки рисков аудита.

Оценка  системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда. Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают вид деятельности, учетную политику.

Основной целью  аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Планируя аудиторскую  проверку необходимо установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может  быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Составление плана и программы аудита. Теперь имея всю необходимую информацию составим общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Шик» (таблица 9).

Общий план аудита операций по оплате труда в ООО «Шик»   Таблица 9

Проверяемая организация

ООО «Шик»

Период аудита

с 06.02.12 по 21.02.12

Количество  человеко–часов

76

Руководитель  аудиторской группы

Петрова Н.И.

Состав аудиторской  группы

Петрова Н.И., Соловьев М.Б.

Планируемый аудиторский риск

3%

Планируемый уровень  существенности

22 тыс. руб. (2%)

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

1

2

3

1. Проверка соблюдения  положений законодательства о  труде. 

06.02.-07.02.12

Петрова Н.И.

2. Аудит системы  начислений заработной платы

08.02-10.02.12

Соловьев М.Б.

3. Аудит обоснованности  льгот и удержаний из заработной  платы

13.02.-14.02.12

Соловьев М.Б.

Петрова Н.И.

Продолжение таблицы 9

4. Проверка ведения  аналитического учета по работающим  и сводных расчетов по оплате труда.

14.02-16.02.12

Соловьев М.Б.

5. Аудит расчетов  по начислению платежей во  внебюджетные фонды

17.02.12

Петрова Н.И.

6. Оформление  результатов проверки

20.02.-21.02.12

Петрова Н.И. Соловьев М.Б.


Руководитель  аудиторской фирмы ______________ Новоселова Л.И.

Руководитель  аудиторской группы ______________ Петрова  Н.И.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых  для практической реализации плана  аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (табл. 10).

Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Шик» Таблица 10

Проверяемая организация

ООО «Шик»

Период аудита

с 06.02.12 по 21.02.12

Количество  человеко–часов

76

Руководитель  аудиторской группы

Петрова Н.И.

Состав аудиторской  группы

Петрова Н.И., Соловьев М.Б.

Планируемый аудиторский  риск

3%

Планируемый уровень  существенности

22 тыс. руб. (2%)

Перечень аудиторских  процедур

Период проведения

Исполнители

Проверяемые документы

1

2

3

4

1. Проверка соблюдения  положений законодательства о  труде

1.1. Проверка  правильности оформления работников (прием и увольнение)

06.02.12

Петрова Н.И.

Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки

1.2. Проверка  правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате

06.02.12

Петрова Н.И.

Штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты  ведутся с помощью ПК, Правила  внутреннего трудового распорядка в ООО «Шик»

1.3. Проверка  учета рабочего времени, соблюдение  установленного режима работы

07.02.12

Петрова Н.И

Табеля учета  расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2)

Продолжение таблицы 10

2. Аудит системы  начислений заработной платы

2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы

08.02.12

Соловьев М.Б.

Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное  расписание

2.2. Проверка  обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат

09.02.12

Соловьев М.Б.

Приказы по личному  составу, лицевые счета, больничные листы

2.3 Проверка  правильности расчета среднего  заработка для различных целей

10.02.12

Соловьев М.Б.

Базу для  расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени

3. Аудит обоснованности  применения льгот и удержаний  из заработной платы

3.1. Проверка  право–мерности применения вычетов  и льгот для исчисления налога  на доходы физических лиц

13.02.12

Соловьев М.Б.

Документы, предоставленные  сотрудником на использование налоговых  социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая  карточка 1-НДФЛ

3.3. Проверка  правильности определения совокупного  дохода для целей налогообложения  физических лиц

14.02.12

Соловьев М.Б.

Форма 2-НДФЛ, налоговая  карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие  виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ)

4. Проверка ведения  аналитического учета по работающим  и сводных расчетов по оплате  труда

4.1. Проверка  ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе ООО «Шик» по всем видам оплат

14.02.12

Петрова Н.И.

Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая  карточка с совокупным годовым доходом  на каждого сотрудника

Продолжение таблицы 10

4.2. Проверка  правильности отражения оборотов  по счетам и субсчетам Главной  книги с аналогичными показателями  регистров синтетического учета

15.02.12 – 16.02.12

Соловьев М.Б

Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате

       

5. Аудит расчетов  по начислению налогов и платежей  во внебюджетные фонды

5.1. Проверка  правильности расчетов по начислению  налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды

17.02.12

Петрова Н.И.

Индивидуальные  карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды  проводок

6. Оформление  результатов проверки

6.1. Оформление  результатов проверки

20.02. – 21.02.12

Соловьев М.Б

Петрова Н.И.

 

Руководитель  аудиторской фирмы ______________ Новоселова Л.И.

Руководитель  аудиторской группы ______________ Петрова  Н.И.

Рабочими документами  аудиторов по аудиторской проверке ООО «Шик» являются аналитические  таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:

  1. предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
  2. объект проверки узконаправленный;

Контроль за тем, как осуществляется на предприятии  соблюдение трудового законодательства – дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ООО «Шик».

Итоги проверки на данном участке учета оформляются в рабочем документе аудитора (табица 11).

 

Таблица 11

Дата проверки

Объект проверки

Наименование  проверяемого объекта

Дата (период) составления  документа

№ документов

Заключение  аудитора об отсутствии нарушений или  о характере выявленных нарушений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

06.02.2012

Первичные документы  по учету персонала

Приказы о приеме на работу сотрудника

01.10. – 30.09.11 г.

№11, 14, 18, 21/01

Нарушений не выявлено

Приказы о прекращении  трудового договора

01.02. – 30.04.11 г.

№4, 8, 10\09-02

Договора подряда  и трудовые соглашения

01.01. – 31.12.11 г.

№ 1 – 6

Личные карточки

(ф. №Т-2)

01.01. – 31.12.11 г.

 

Не все приказы  разнесены в карточки сотрудников

06.02.2012

Документы по учету  рабочего времени

Табеля учета  рабочего времени

июнь 2011г. и декабрь 2011г.

 

Не указываются  командировки

Наряды, бригадные  подряды

январь 2011г. и  сентябрь 2011г.

№1-4 и №23-27

Отсутствие  подписей, не полностью заполнены  реквизиты

07.02.2012г.

Расчетно-платежные  документы по оплате труда

Платежная ведомость

Март, июнь, декабрь 2011г.

№ 30-45,

71-82, 126-140

Нет подписей руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано»

Расчетно-платежная  ведомость

01.02. – 28.02.11г.

№8-19

Нарушений не выявлено

Лицевые счета

2011г.

 

Нарушений не выявлено

14.02.2012г.

Документы по учету  депонирования заработной платы

Книга аналитического учета депонированной заработной платы

2011г.

 

Нарушений не выявлено


Выявленные  на данном этапе аудиторской проверки нарушения отражаются в отчетных документах аудитора, приведенных в таблице.

Отчетный документ: Сводка нарушений, выявленных в результате формальной проверки.

Таблица 12

Виды  нарушений, выявленных в документах

Наименование  документа, по которому выявлено нарушение

Дата (период) составления документа

№ документа

1

2

3

4

Неверно указано  количество отработанных дней водителю Зворыгину А.В.

- табель учета  рабочего времени,

- приказ об  отпуске

22.06.2011г.

 

15.06.2011г.

 

 

№17

Имеются неоговоренные  исправления. Корнев Леонид Петрович. Изначально было указано: Корнев Леонид Павлович

Договор подряда 

01.03.2011

б\н

Отсутствует ксерокопия справки подтверждающей инвалидность 2-й группы Маркина П.Р.

Регистратор и  подшивка документов по инвалидам

2011г.

 

В договоре подряда  указано, что работы будет проводить бригада из 2 человек: Пушина Л.Д. Пушин Ю.И. Денежные средства из кассы организации выданы бригадиру Пушиной Л.Д. Сумма оплаты составила 9025 руб.00 коп.

Договор подряда

 

Платежная ведомость

01.02.2011

 

04.03.2011

 

30


Здесь установим, что случаев включения в табеля учета рабочего времени вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.

При проверке первичных  документов аудитором был обнаружен  следующий недостаток: отсутствует  подписи на многих документах работника  кадровой службы (форма Т-2) и руководителя учреждения на приказах о предоставлении отпуска (форма Т-6). Росписи работников присутствуют на всех документах, все разные.

В силу вышеуказанного, можно сказать о не серьезном  отношении к ведению первичной  документации в ООО «Шик».

Далее проверим расчеты с рабочими по оплате труда в ООО «Шик» на соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Сверим сальдо по счету 70 на первое января 2012 года в Главной книге и в балансе предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит оплаты труда в организации на примере ООО «Шик»