Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «ОСРАМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание

Целью учетной политики является обеспечение возможности пользователям бухгалтерской информации объективно судить о состоянии в организации.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и анализ основных средств.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм возмещаемых налогов. В первоначальную стоимость объектов основных средств, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). 

Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Результат (увеличение или уменьшение) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.

С течением времени на балансе предприятия основные фонды отражаются по смешанной оценке, т.е. по текущим рыночным ценам их создания или приобретения. Таким образом, оценка основных фондов по первоначальной стоимости в современных условиях хозяйствования не отражает их действительную стоимость и поэтому возникает необходимость переоценки основных фондов и приведения их к единым стоимостным измерителям. Для этой цели используется оценка основных фондов по восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость - это затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях, как правило, она устанавливается во время переоценки фондов.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они (отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Данные о рыночных ценах, подтвержденные документально могут быть представлены: сведения об уровне цен, имеющихся у региональных и федеральных органов государственной статистики, налоговых органов, торговых инспекций информацией представленной  предприятиями-изготовителями и другими. Индексы дефляторы  устанавливаются Госкомстатом Российской Федерации.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации, а в случае уценки списывается на уменьшение добавочного капитала.  Объекты на счетах 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» переоценке не подлежат.

В процессе эксплуатации основные фонды изнашиваются и постепенно теряют свою первоначальную (восстановительную) стоимость. Для оценки их реальной величины необходимо исключить стоимость изношенной части фондов. Так определяется остаточная стоимость основных фондов, представляющая собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа. В этой оценке основные средства отражаются в балансе.

В учете применяют ликвидационную стоимость, которая представляет собой стоимость полезных отходов (запасные части, металлолом), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в определенной оценке.

Имеется еще один вид стоимости основных средств - амортизируемая стоимость. Это стоимость, перенесенная на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Ее размер исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ликвидационной части.

 2.2 Документальное оформление и аналитический учет движения основных средств

    Все  хозяйственные   операции  с  основными  средствами  оформляются  с применением   унифицированных   форм   первичной    учетной    документации, утверждены постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

  Применяются следующие формы:

ОС-1 Акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения);

ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);

ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;

ОС-3 Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

ОС-4  Акт на списание основных средств;

ОС-4а Акт на списание автотранспортных средств;

ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);

ОС-6 Инвентарная карточка учета основных средств;

ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств;

ОС-6б Инвентарная  книга  учета объектов основных средств.

Поступление основных средств от поставщика (торговой организации или производителя) на склад оформляется товаросопроводительными документами и счетом- фактурой (для принятия к вычету налога на добавленную стоимость).

Для учета и контроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваивают инвентарный номер, который наносится путем прикрепления металлического  жетона или наносится краской. Если инвентарный объект сложный, т.е. имеет обособленные элементы (предметы), составляющие с ним единое целое, то на каждом элементе (предмете) ставится тот же номер, что и на основном, объединяющем элементы объекте. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств сохраняется за ним все время, пока объект находится на предприятии. Инвентарные номера выбывших по различным причинам основных средств не присваиваются другим, вновь поступившим основным средствам. Инвентарные номера обязательно указывают во всех первичных документах, которыми оформляется движение основного средства, и в регистрах аналитического учета основных средств [1].

Все основные средства, поступившие на предприятие, числятся за лицами, ответственными за их сохранность. Перечень таких лиц по должностям устанавливается приказом руководителя. При поступлении основных средств лица, отвечающие за их сохранность, в обязательном порядке включаются в рабочую комиссию по приемке (выбытию) основных средств. С этими лицами заключаются договора о полной  материальной ответственности либо при заключении контракта (трудового договора) оговаривается их ответственность.

Принятие к учету имущества в качестве объекта основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1) после того, как будут сформированы все затраты, связанные с приобретением. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующее подразделение организации по месту эксплуатации. Акт составляется и подписывается членами приемочной комиссии (состав которой утвержден приказом руководителя), а также главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. После оформления в бухгалтерии предприятия производят запись в инвентарную карточку учета основных средств. В состав комиссии обязательно включается лицо, которое принимает объект на ответственное хранение.

Форма ОС-1 применяется так же  для исключения из состава основных средств объектов, которые передаются при выбытии в случае продажи (составляется в трех экземплярах: первые два у продавца, третий - покупателю) или безвозмездной передачи другому предприятию (в двух экземплярах - для сдающей и принимающей стороны).  Перемещение основных средств из одних подразделений в другие осуществляется по распоряжению соответствующего отдела организации (главного механика, главного технолога) и оформляется также актом (накладной) (форма ОС-1). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из подразделений. Бухгалтерия на основе первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке. Сдатчик на основе второго экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта. Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств в инвентарных  карточках учета основных средств форма № ОС-6, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 "Основные средства". Инвентарные карточки ведутся автоматизировано. Заполняются инвентарные карточки  на основании акта (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1) технических паспортов и прочей документации. А в случае приобретения транспортного средства, кроме техпаспорта обязательно должен быть государственный номер, полученный в Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Записи в карточку о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции, ремонту объектов делают по данным акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3) [2].

Инвентарные карточки ведутся по квалификационным группам основных средств  в соответствии с требованиями бухгалтерской отчетности. Регистрируются в описи. В ней проводят порядковый номер карточки, инвентарный номер и наименование объекта. На каждую классификационную группу основных средств заводят отдельные описи [2].

При выбытии основных средств  вследствие ветхости или износа в инвентарной карточке делается запись на основании акта на списание основных средств (форма ОС-4) или на основании акта на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а), а если средство продано или передано другому предприятию, то запись делается на основании акта (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1). Затем карточку изымают из картотеки [2].

В местах использования основных средств ведут инвентарные списки основных средств, в которых приводятся краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации. Карточки учета движения основных средств открывают в начале января на текущий год. Сначала в них указывают наличие основных средств по видам на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на 1-е число следующего месяца.

По их данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основой для составления отчетности о наличии и движении основных средств (форма № 1 и форма № 5 годовой отчетности). Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3) составляется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации. Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации. Документ подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.  В технический паспорт и в инвентарную карточку соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией [2].

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей соответствующую работу. Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14) составляется для оформления поступившего на склад оборудования для установки если по нему не выявлены какие – либо дефекты в порядке наружного осмотра.  Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии включается представитель подрядной монтажной организации. О получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта. Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) составляется на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования [2].

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «ОСРАМ»