Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «ОСРАМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание

Целью учетной политики является обеспечение возможности пользователям бухгалтерской информации объективно судить о состоянии в организации.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и анализ основных средств.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

 Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций используется в синтетическом учете активно-пассивный счет 91 «Прочие доходы и расходы» и журнал-ордер № 13. По дебиту отражается остаточная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием + НДС, списанный с суммы выручки. По кредиту – выручка + НДС от продажи имущества и стоимость ценных отходов, полученных от ликвидации основных средств по ценам возможного использования. Сальдо счет не имеет, так как закрывается счетом 99. Если при этом дебетовый оборот на счете 91 больше кредитового, то результатом выбытия основных средств является убыток. На сумму убытка составляется проводка Д 99 К 91.Если кредитовый оборот на счете 91 больше дебетового, то результатом выбытия основных средств является прибыль. На сумму прибыли составляется проводка Д91 К99.

При выбытии основного средства необходимо правильно исчислить затраты, связанные с передачей или ликвидацией объекта, определить недоамортизируемую часть, определить финансовый результат  и правильно исчислить налоги  в бюджет [7].

 Первичным документом для продажи, безвозмездной передачи основных средств является договор. В договоре определяются порядок и сроки оплаты, дата передачи объекта основных средств, комплектность и качественное его состояние.

Выбытие основных средств оформляется актом формы ОС-1 товаросопроводительными документами и счетом- фактурой (для принятия к вычету налога на добавленную стоимость). В нем акте формы ОС-1 фиксируется первоначальная стоимость объекта и сумма амортизации. Инвентарная карточка из картотеки изымается (прилагается к акту), о чем делается отметка в инвентарном списке основных средств по месту нахождения [7].

Списание и ликвидация объектов основных средств (кроме продажи и безвозмездной передачи) оформляются  приказом руководителя о списании с баланса числящегося имущества с указанием мотивов выбытия и актами на списание основных средств (форма ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а). На предприятии безвозмездная передача основных средств оформляется документально аналогично выбытию основного средства в случае продажи [7].

В бухгалтерском учете выбытие основного средства отражается путем перенесения на отдельный субсчет первоначальной стоимости выбывающего объекта основных средств на счет 01субсчет 5-выбытие основных средств: дебет счета 01-5 кредит сета 01

Амортизируемая часть списывается записью: дебет счета 02 кредит счета 01 субсчет 5-выбытие основных средств.

При реализации или безвозмездной передаче основных средств предприятие  включает в стоимость предъявленного для оплаты счета отдельной позицией сумму НДС в установленном размере, который в дальнейшем подлежит начислению (дебет счета 91, кредит счета 68) и перечислению (дебет счета 68, кредит счета 51) в бюджет.

Финансовый результат исчисляется путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 91. При наличии прибыли в журнале-ордере № 15 делается запись: дебет счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Если имеет место убыток от ликвидации, в журнале-ордере №13 записывается бухгалтерская проводка: дебет счета 99 кредит счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

При исчислении налога на прибыль расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включая суммы недоначисленной амортизации учитываются в целях налогообложения прибыли как внереализационные расходы в соответствии с пп.8 п.1 ст.265 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Выбытие основных средств по причине их недостачи имеет особенность отражения в учете. Если на предприятии выявлена недостача, то основные средства списывают: их остаточную стоимость до выяснения причин и виновных лиц относят на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если виновные лица установлены, то сумма ущерба списывается за счет виновных лиц. В дальнейшем сумму причиненного ущерба виновное лицо вносит в кассу предприятия или ее удерживают из оплаты его труда. Если виновное лицо не будет установлено, то сумма потерь рассматривается как внереализационные расходы организации [13].

2.6 Инвентаризация и переоценка основных средств

 

Инвентаризация  основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации [21].

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

  1. Наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. Наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
  3. Наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При  обнаружении расхождений и неточностей  в регистрах бухгалтерского учета  или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления  и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности, организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природопользования, находящиеся в собственности организации [2].

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.

 Если объект подвергся восстановлению, реконструкции или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией  установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи, данные о произведенных изменениях [23].

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся  в описи индивидуально  с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря и инструменты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в  одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (находящиеся в дальних  рейсах автомашины, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный  износ т.п.)

Для отражения  фактического наличия основных средств  в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации применяется «Инвентаризационная опись основных "по форме № ИНВ-1.

Инвентаризационная  опись составляется в двух экземплярах  и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому  месту хранения ценностей и лицом, отвественным за сохранность основных средств.

Один экземпляр  передается в бухгалтерию для  составления сличительной ведомости, а второй остается у материально  ответственного лица или лиц.

До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы [2].

Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).

На основные средства, принятые в аренду, опись  составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.

Данные инвентаризационных описей используются для составления  сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

Сличительные  ведомости составляются при выявлении  расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов [14].

Для отражения  результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов».

На основные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении и т.д.) составляются отдельные сличительные ведомости [14].

Сличительная  ведомость составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально  ответственному лицу [14].

Результаты  инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражают» в  акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме №ИНВ-10.

В данной форме  объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличи тельных ведомостей.

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств  применяется при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок  и других объектов основных средств. Акт составляется в двух экземплярах на основании проверки состояния ремонтных работ в натуре. Один экземпляр акт передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу. Акты и инвентаризационные описи подписываются членами комиссии и материально ответственными лицами.

Все хозяйственные  операции и результаты инвентаризации подлежат своевременно регистрации  на счетах бухгалтерского учета без  каких-либо пропусков или изъятий.

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.

При выявлении  излишков или недостач объектов основных средств материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.

Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия объектов основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются и отражаются на счетах бухгалтерского учета в  соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете».

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» выявленные излишки основных средств должны приниматься к  бухгалтерскому учету по рыночной стоимости дату проведения инвентаризации и зачисляться на финансовые результаты организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Принятие к  бухгалтерскому учету излишков основных средств предварительно отражается (как и любое поступление основных средств) по дебету счета 08 «Вложения  во в оборотные активы» [2].

В соответствии с законом недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на счета учета затрат на производство и/или на расходы на продажу, сверх норм - на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал  во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации.

Указанные выше нормы естественной убыли могут  применяться лишь в случаях выявления фактических недостач и при наличии утвержденных норм естественной убыли.

Так как по объектам основных средств утвержденных норм естественной убыли не существует, то все их недостачи должны рассматриваться  как сверхнормативные и относиться на виновных лиц.

Если виновные лица отсутствуют, то данное обстоятельство должно подтверждаться соответствующими документами. В документах, представляемых для оформления списания недостач, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц. Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации.

После выяснения  всех обстоятельств возникновения  недостач основных средств руководитель организации принимает решение о порядке их списания.

Для списания недостач основных средств используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость недостающего основного средства, а в кредит - сумма накопленной амортизации [26].

Остаточная  стоимость основных средств, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств», списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «ОСРАМ»