Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками;
2. рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
3. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
4. проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
5. выявить пути улучшения состояния расчетов.

Содержание

Введение
1.Теоретические и методологические основы.
2.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
3.Особенности учета расчетов по этапам выполнения капитальных работ.
4.Формы расчетов между покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками).
5.Резерв по сомнительным долгам.
6.Налог на добавленную стоимость при расчете с покупателями и заказчиками.
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками».doc

— 414.74 Кб (Скачать документ)

      - величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5).

      Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 [9]:

      - дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (п. 14.3);

      - если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность (п. 16).

        Общие основания прекращения обязательств с точки зрения государственного законодательства следующие:

- Надлежащее исполнение (статья 408 ГК РФ);

- Зачет (статья 410 ГК РФ);

- Новация (статья 414 ГК РФ);

- Прощение долга (статья 415 ГК РФ);

-Ликвидация организации, являющейся должником или кредитором в обязательстве, кроме случаев, когда правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (статья 419 ГК РФ).

   Статьей 410 ГК РФ [2] предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного одновременного требования, срок которого наступил или он не указан либо определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

   Взаимозачет возможен лишь при соблюдении трех условий, предусмотренных статьей 410 ГК РФ[2] .

   -      Наличие встречных задолженностей, признаваемых сторонами;

    - Однородность встречных требований, которыми считаются их сопоставимость, приведенная к единому эквиваленту. При этом денежные обязательства признаются однородными независимо от оснований их востребования;

    -   Срок обязательства наступил или он не указан либо определен моментом востребования.

   Прекращение обязательства, учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зачетом, фиксируется в бухгалтерском учете по дебету счета 60 с кредитованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами».

   При новации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существующего между ними, другим обязательством между теми лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (статья 414 ГК РФ).

   Основная особенность новации, позволяющая отличит ее от уступки требований и перевода долга, состоит в замене обязательства: вместо прекратившего существования обязательства возникает новое. Однако в первоначальном и вновь возникающем обязательстве выступает тот же кредитор и тот же должник. Имея в виду данное обязательство, а также то, что сумма нового обязательство по сравнению со старым остается неизменной, записи в синтетическом учете предприятия-должника не производятся: делают лишь отметки в аналитических показателях.

   ГК РФ [2] предусматривает также такую форму прекращения обязательств, как прощение долга. Согласно статье 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В связи с этим, что прощение долга превращается в один из видов дарения, оно должно подчиняться запретам и ограничениям, предусмотренным статьями 575 и 576 ГК РФ [2].

   Прощение предприятию долга, возникающего при приобретении товаров (работ, услуг), по правилам бухгалтерского учета отражается как доход. Таким образом, составляется проводка: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Такая же запись производиться по балансу должника в случае прекращения обязательств по оплате приобретения товаров (работ, услуг) вследствие ликвидации юридического лица-кредитора. 

1.2. Источники информации для расчетов с покупателями и заказчиками. 

      Все расчеты между предприятиями по оплате товаров (работ, услуг)  оформляются соответствующими документами. Так, при реализации товаров (работ, услуг), необходимо наличие счета поставщика на оплату. Реализация товаров оформляется товарной накладной и счетом-фактурой. Оказанные услуги принимаются к учету на основании акта приемки выполненных работ. Если организация производит доставку товара до покупателя, то выписывается товарно-транспортная накладная (форма 1-Т).[38]

       Счет - В счете указываются банковские реквизиты поставщика, цена единицы товара, общая стоимость партии, а также сумма налога, включенного в стоимость товаров.

        Счет выписывают в 2 экземплярах:

      первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;

      второй экземпляр - поставщику.

       Оформляет счет бухгалтер или другой работник организации, уполномоченный на это руководителем (например, бухгалтер). Счет подписывают главный бухгалтер и руководитель.

      Выставленные счета подшиваются в хронологическом порядке и хранятся в архиве 5 лет (образец - Приложении 10).

     Счет-фактура - в соответствии с требованьем Налогового Кодекса РФ, не зависимо от видов деятельности (реализация товаром, выполнение работ или оказание услуг) организация наряду с документами, подтверждающими выполнение обязательств по той или иной сделке (акт ф.2, накладная и т.д.) должна оформлять счет-фактуры.

       счета-фактуры выписывает бухгалтер или работник, уполномоченный на то приказом руководителя. При чем сделать это нужно не позднее пяти дней с даты отгрузки товаров покупателю (даты подписания акта приемки-сдачи выполненных работ, оказанных услуг).

       Счет-фактуру оформляют в двух экземплярах:

       первый передают покупателю (заказчику);

        второй - поставщику.

       На основании полученного счета-фактуры покупатель может принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику товаров (работ, услуг). Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

       купленные ценности оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны) и оплачены;

       купленные ценности (работы, услуги) приобретены для проведения операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;

       на купленные товарно-материальные ценности (работы, услуги) есть счет-фактура, в котором  выделена сумма НДС.

       Данный порядок действует по 31 декабря 2005 года. В соответствии с изменениями, внесенными в главу 21 Налогового кодекса Федеральным Законом [10] с 01 января 2006 года зачесть НДС по полученным ценностям можно на основании одного лишь счета-фактуры, не оплачивая их поставщику.

       Для счета-фактуры предусмотрен типовой бланк. Его форма и порядок заполнения утверждена постановлением Правительства РФ [11].  Перечень обязательных реквизитов счета-фактуры приведен в статье 169 Налогового кодекса РФ (образец - Приложение 1).

       Акт приемки выполненных работ - Выполненные работы подрядчик сдает заказчику. Сведения об этих работах заносят в специальный акт. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России [12].

       Акт о приемке выполненных работ составляют, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил строительно-монтажные работы и заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. Затем данные из этого документа подрядчик переносит в Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). А заказчик на основании этой справки расплачивается с ним. Форма справки утверждена тем же постановлением Госкомстата России, что и рассматриваемый акт.

       Акт можно составлять и после каждого этапа работ, если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в несколько этапов.

       Акт о приемке выполненных работ заполняют с двух сторон. На лицевой стороне указывают:

       - названия, адреса и телефоны инвестора, заказчика и подрядчика;

       - наименование строящегося объекта;

       - адрес, по которому велись строительно-монтажные работы;

       - дату и номер договора строительного подряда (субподряда);

       - дату и номер акта, а также отчетный период, за который он составлен;

       - сметную стоимость выполненных работ.

       Затем в специальной таблице записывают:

       - наименования выполненных работ;

       - к какому этапу они относятся;

       - их расценки;

       - единицы измерения;

       - объем и общую стоимость.

       На обратной стороне акта в конце таблицы указывают:

       - объем всех сданных работ;

       - их стоимость без учета налога на добавленную стоимость.

       Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и заказчика, принявшего объект. Здесь полностью указываются их должности и фамилии.

       Акт составляет представитель подрядной организации, ответственный за строительно-монтажные работы. В акт он переносит сведения из Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а), утвержденного постановлением Госкомстата России [12]. Акт составляют в нескольких экземплярах. Обычно один экземпляр остается у подрядчика. Второй - передается заказчику. Третий экземпляр этого документа может потребовать инвестор (образецы Приложение 2 и Приложение 3).

       Товарно-транспортная накладная (форма № 1-2) - Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России [13]. Накладную оформляют, если организация-продавец должна доставить товары до склада покупателя.

       Накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

       1. Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель).

       2. Транспортный раздел заполняют продавец и представитель транспортной организации. На основании данных этого раздела производятся расчеты между транспортной организацией и продавцом.

       Товарно-транспортную накладную составляют для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля в 4 экземплярах: первый остается у продавца; второй предназначен для покупателя и служит основанием для оприходования товаров; третий и четвертый передают автотранспортной организации. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес разных покупателей, накладную выписывают для каждого покупателя отдельно.

       Все четыре экземпляра накладной заверяются печатью организации продавца, подписывают работник, отпустивший товары, и представитель автотранспортной организации, принявший груз для перевозки.

       Перед отправкой груза продавец должен передать водителю автотранспортной организации второй, третий и четвертый экземпляры. Доставив груз, второй, третий и четвертый экземпляры накладной водитель передает покупателю. Их подписывает работник, принявший товары, и заверяет печатью организации-покупателя. После этого третий и четвертый экземпляры возвращают водителю, а он сдает их в бухгалтерию автотранспортной организации.

       Автотранспортная организация должна выписать счет за оказанные услуги и выслать его для оплаты вместе с третьим экземпляром товарно-транспортной накладной  заказчику автотранспорта (организации-продавцу) (образец Приложение 4).

       Книги продаж - в книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона [10]), в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками