Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками;
2. рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
3. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
4. проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
5. выявить пути улучшения состояния расчетов.

Содержание

Введение
1.Теоретические и методологические основы.
2.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
3.Особенности учета расчетов по этапам выполнения капитальных работ.
4.Формы расчетов между покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками).
5.Резерв по сомнительным долгам.
6.Налог на добавленную стоимость при расчете с покупателями и заказчиками.
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками».doc

— 414.74 Кб (Скачать документ)

   Расчеты между организациями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте.

   В Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденном Банком России 12 апреля 2001г. № 2-П, указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:

        Платежными поручениями;

        По аккредитиву;

        Чеками;

        Инкассо. 

   Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.

   Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями: владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Платежные поручения используются для предварительной и последующей оплаты товаров (работ, услуг), для перечисления платежей в бюджетные и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам.

   Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не указан, им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя. В соответствии с Положением о безналичных расчетах платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета. Банк обязан принимать платежные поручения независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Оплата по ним осуществляется по мере поступления денежных средств на счет клиента как полностью, так и частично. В таких случаях банком в качестве расчетного документа дополнительно используется платежный ордер. Это упрощает документооборот для клиента.

   Расчеты по инкассо - банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет средства клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Основу взаимоотношений участников расчетов по инкассо должен составлять договор, в силу которого у сторон появляются определенные права и обязанности. На банки возлагаются обязанности по получению денежных средств от плательщика и доставке их получателю, а также информированию получателя средств по его требованию о причинах неоплаты документов в оговоренные договором сроки. Для получателя эта услуга сопряжена с обязательством по уплате банку соответствующего вознаграждения, размер которого оговаривается сторонами в договоре. Для таких расчетов применяются платежные требования.

   Платежное требование - расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашение платежа исходит от поставщика. Документ выписывается в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами при реестре направляется в банк покупателя. Платежные требования направляются плательщику для акцепта, т.е. согласия на оплату. При согласии оплатить плательщик заверяет все экземпляры платежных требований подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати и возвращает в банк. Первый экземпляр служит основание для списания денежных средств со счета плательщика. Второй - отправляется в банк, обслуживающий поставщика. Третий экземпляр вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме и совершении оплаты. Плательщик в праве отказаться от акцепта предъявленных к нему требований на полную или частичную сумму. В любом случае покупатель обязан принять поступившие товарно-материальные ценности на склад на ответственное хранение. Одновременно он должен проинформировать поставщика об отказе погасить свои обязательства полностью или частично указанием мотивов отказа.

   Расчеты платежными требованиями допускаются производить в безакцептном порядке. Право на применение данного порядка погашения обязательств плательщиком поставщик указывает на поле «Условия оплаты» платежного требования со ссылкой на соответствующий закон с указанием его номера и даты принятия или на договор между его участниками. Плательщик обязан предоставить в свой банк всю необходимую информацию о кредиторе, кроме того, в банк предоставляются данные о договоре с указанием даты, номера и соответствующего пункта, подтверждающего безакцептное списание со счета плательщика. Если эти условия плательщиком не выполнены, то банк принимает платежное требование кредитора только в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта - три рабочих дня.

   Порядок и условия использования чеков в безналичных расчетах регулируются ГК РФ [2]. Чек определяется как ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

   Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.

   Все чаще встречается в повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр. С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке - договор коммерческого кредита. В векселе могут быть указаны сроки платежа:

   -     В момент предъявления векселя;

   -     Спустя определенное время после предъявления векселя;

   -     Спустя определенное время после составления векселя;

   -     В установленный день.

   Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате по предъявлении или через определенное время после предъявления. Когда срок платежа в векселе определен конкретной датой, то проценты по нему не начисляются.

   Держатель векселя, срок платежа по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски по нему переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки об этом. Должник освобождается от обязательств, если он оплатил вексель в срок.

   При аккредитивной форме расчетов банк по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка, это так называемые покрытые (депонированные аккредитивы). Непокрытые (гарантированные) аккредитивы предусматривают списание исполняющим банком, которому банком-эмитентом предоставлено такое право, средства с ведущего у него корреспондентского счета суммы в пределах выставленного аккредитива. Отзывные аккредитивы в основе своей означают возможный отзыв плательщиком, что может быть результатом того, что поставщик не выполняет свои обязательства. В последнем случае по письменному распоряжению плательщика банк-эмитент производит частичный платеж, а оставшаяся сумма аккредитива подлежит возврату на счет плательщика или направляется  на частичное погашение кредита. Во всех таких случаях согласие на проведение подобных операций с аккредитивом со стороны поставщика не требуется. Подтвержденный аккредитив предусматривает подтверждение безотказного аккредитива исполняющим банком по просьбе банка-эмитента.

   Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетов между поставщиком и покупателем. При этой форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива).

   Современные технические и организационные средства позволяют совершенствовать традиционные и использовать новые формы расчетов. В частности, обслуживание российских организаций через Интернет способствует освобождению от частных визитов в банк, заметно сокращает количество банковских операций, административные расходы и т.д.

   При отсутствии свободных денежных средств, возможно использовать товарообменные операции, осуществляемые на основании договора мены. В соответствии со статьей 567 ГК РФ [2]  по договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая сторона признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Согласно статьи 568 ГК РФ [2]  товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если иное не вытекает из договора мены. Этой же статьей определено, что расходы на передачу и принятия обмениваемых товаров осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. Когда обмениваемые товары признаются неравноценными, в договоре необходимо указать стоимость каждого товара, подлежащего обмену.

   В соответствии со статьей 570 ГК РФ [2]  право собственности на обмениваемые товары, если иное не предусмотрено законом или договором, переходит к сторонам одновременно после исполнения обеими сторонами своих обязательств по передаче товара. Определить такой момент технически сложно, особенно при встречных отгрузках обмениваемых товаров. На практике обмен в один день происходит крайне редко, поэтому допускается установление договором мены иных правил перехода права собственности. Переход права собственности является определяющим фактором для отражения выручки в бухгалтерском учете и формирование базы налогообложения.

   При возникновении у организаций встречных требований (взаимных договоров) между собой каждая сторона одновременно выступает кредитором по одному обязательству и должником по другому, партнеры прибегают к такому способу прекращения обязательств, как взаимный зачет. Отношения по взаимозачетам сходны с товарообменными операциями. Однако отношения по договорам мены подразумевают наличие единой правовой основы, согласно которой каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. Для каждой из сторон отгрузка товара является одновременно оплатой за приобретаемый товар, а сама сделка  не подразумевает длящихся отношений и носит разовый характер. Если между сторонами заключено два и более различных договора, возможно проведение взаимозачета. Зачет встречных требований возможен не только между двумя организациями, но и между любым количеством организаций при условии. Что у них имеются взаимные обязательства. В соответствии со статьей 410 ГК РФ [2]  обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного одностороннего требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно требования одной стороны.

   К моменту проведения взаимных зачетов каждая сторона должна выполнить свои обязательства по поставке продукции, товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Если организация решили инициировать взаимный зачет встречных требований в одностороннем порядке (что разрешено статьей 410 ГК РФ), ей необходимо в письменном виде сообщить о проведении взаимного зачета организации, с которой у нее возникли встречные требования по каким-либо договорам. Факт получения другой стороной уведомления о проведении взаимозачета должен подтверждаться почтовой квитанцией или встречным уведомлением о получении письма.

   Для того, чтобы снизить риск неблагоприятных последствий, связанных с проведением одностороннего зачета и выражающихся в неприятии другой стороной предмета зачета, можно предварительно составить и подписать сторонами акт сверки [12,10,9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   5. РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ 

   Согласно приказу «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [4] организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

   Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

   Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.

   Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично

   Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

   В инструкции по применению плана счетов в бухгалтерском учете прописано, что на сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом из создания, отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Таким образом:

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками