Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:03, курсовая работа
Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками;
2. рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
3. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
4. проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
5. выявить пути улучшения состояния расчетов.
Введение
1.Теоретические и методологические основы.
2.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
3.Особенности учета расчетов по этапам выполнения капитальных работ.
4.Формы расчетов между покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками).
5.Резерв по сомнительным долгам.
6.Налог на добавленную стоимость при расчете с покупателями и заказчиками.
Заключение
Список используемой литературы.
Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.
При необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги продаж являются ее неотъемлемой частью.
Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.
Счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре получателем финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, регистрируются в книге продаж.
В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам и пометкой по каждой сумме "частичная оплата".
Продавцы, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документов строгой отчетности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц (образец Приложение 5).
2.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ
С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
Рассмотрим методику аналитического и синтетического учета операций, осуществляемых другой стороной договора поставки (купли-продажи) или договора подряда. Поставщик отгружает (отпускает) МПЗ покупателю, подрядчик выполняет капитальные работы для заказчиков. В бухгалтерском балансе пассивные позиции: обязательства перед поставщиками и подрядчиками противостоит сумма в активе по статье «Покупатели и заказчики». Наличие такой информации позволяет сделать экспресс-анализ: если актив по названной позиции (непросроченный в оплате) превышает кредиторскую задолженность поставщикам, то такое положение следует оценить положительно.
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правело, открывают следующие счета второго порядка:
62-1 «Расчеты в порядке инкассо»;
62-2 «Расчеты плановыми платежами»;
62-3 «Векселя полученные»;
62-4 «Расчеты по авансам полученным».
На первом субсчете отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
Субсчет «Расчеты плановыми платежами» предназначен для учета расчетов при наличии длительных и постоянных договорных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу не означает завершения сделки. Используется предприятиями, находящимися между собой в хозяйственных длительных связях (хлебозавод и магазин). Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедекадно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам.
Субсчет «Векселя полученные» используются для учета задолженности по расчетам с покупателями (заказчиками), обеспеченной полученными векселями. Если денежные средства поступили в связи с погашением векселя, в котором отдельной суммой были отражены проценты, то по мере погашения данной задолженности покупателем в учете поставщика составляется бухгалтерская проводка по дебету счетов денежных средств и кредита счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму погашения задолженности, 91 «Прочие доходы и расходы» - на величину полученного процента. Такой порядок предусмотрен инструкцией к плану счетов, т. е. имеется в виду, что на дату получения векселя от покупателя поставщик не отражает на счете 62-3 сумму процента, которую он получит в виде ожидаемого дохода на дату предъявления векселя к оплате.
По мнению В.П. Астахова [10], сумма процента должна быть учтена поставщиком в момент принятия от покупателя векселя и учтена по дебету счета 62-3 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», на вводимом субсчете «Доходы, ожидаемые к получению». На дату закрытия векселя эти доходы будут приняты к учету в составе прочих доходов, т.е. дебет счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Доходы, ожидаемые к получению» и кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»
Субсчет «Расчеты по авансам полученным» (пассивный) необходим в том случае, когда поставщик (подрядчик) зачисляет на банковские счета денежные суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты предстоящей отгрузки (отпуска) товарно-материальной ценности или выполнения работ.
Использование субсчета 62-4 предполагает ведение у покупателей (заказчиков) активного субсчета «Расчеты по авансам выданным» к счету 60.
Общие правила синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками заключается в следующем:
1. Счет 62 дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90 «Продажи», 91 на суммы отгруженной продукции, товары, других активов, выполненных работ и оказания услуг на дату признания доходов (принцип начисления).
2. Счет 62 следует кредитовать в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежных средств, расчетов или дебиторской задолженности (при расчете не денежными средствами).
3. Суммовые разницы (в учете используются У.е.) возникающие при определении доходов от обычных видов деятельности, т.е. предусмотренных уставом организации; положительные (курс рубля возрос) увеличивают долг покупателя и сумму продаж (Дебет 62 Кредит 90), отрицательные суммовые разницы требуют сторнировочной записи. Счет 62 дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90
4. Положительные курсовые разницы (в расчетных документах используется иностранная валюта) увеличивают доходы (Дебет 62 Кредит 91); отрицательные - расходы (Дебет 91 Кредит 62).
5. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальная для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации за счет резерва (Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»), а при его недостаточности или отсутствии - за счет финансовых результатов (Дебет 91). И в первом и во втором случаях кредитуют счет 62. Списание долгов на убыток в следствие неплатежеспособности дебитора представляет собой неокончательное аннулирование долга. Последний должен учитываться за балансом в течение пяти лет (Дебет 007 «Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов»). Без кредитование какого-либо другого забалансового счета: при записях хозяйственных событий на забалансовых счетах принцип двойной записи не применяется. Такой порядок установлен с целью контроля за изменением имущественного положения должника. В случае выхода дебитора из кризисной ситуации и погашение им долга оформляют следующую бухгалтерскую запись: Дебет 50 (51,52) Кредит 91. Кредитуют также забалансовый счет 007 без дебетования какого-либо другого счета.
6.
На сумму возврата бракованной продукции
(Излишне поставленных товаров) корректируется
методом (Сторно) выручка организации
и НДС, подлежащий уплате в бюджет:
Дебет
62
Дебет 90, субсчет «Налог Кредит 68 «Расчеты по налогам
на добавленную стоимость» и сборам» (76 «Расчеты с разными
7. Возврат покупателям (заказчикам) излишне полученных с них сумм по причине брака продукции или поставки товара сверх заказов отражают по дебету счета 62 с кредитованием счетов 50, 51, 52 или 55 «Специальные счета в банках» и по дебету счета с кредитованием счета 62.
8. Отражение разницы между номиналом векселя и величиной долга покупателя фиксируют корреспонденцией:
Дебет 62 Кредит 91
Отгруженная продукция (товары), выполненные работы и оказанные услуги должны своевременно оплачиваться. Контроль за соблюдением сроков и уплаты платежей покупателями - один из приоритетных участков деятельности финансовой службы.
Погашение долга покупателями (заказчиками) отражают по кредиту счета 62. Как правило, по этому счету образуется дебетовое сальдо. Однако это не исключает формирования по данному счету в целом кредитового сальдо, имея ввиду наличие кредитового остатка на конкретную дату по субсчетам «Векселя полученные» и «Расчеты по авансам полученным».
Аналитический учет по счету 62 ведется раздельно по:
Покупателям (заказчикам) и кредитным документам, срок оплаты которых не наступил;
Покупателям (заказчикам) в разрезе неоплаченных в срок расчетных документов;
Авансам полученным с выделением каждого физического и юридического лица;
Векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
Векселям, дисконтированным (уточненным) в банках;
Векселям, просроченным погашением (в учете векселя должны быть идентифицированы).
При
расчетах плановыми платежами в аналитическом
учете выделяют конкретных покупателей
и заказчиков [15,9].
3. ОСОБЕННОСТИ
УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ЭТАПАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ
РАБОТ
Расчеты по этапам осуществляются между подрядчиками и заказчиками при выполнении работ долгосрочного характера, т.е., когда начало и окончание выполнения заказа приходятся на разные отчетные периоды (квартала и даже годы). Такое положение типично для опытно-конструкторских, проектных работ, научно-исследовательских изысканий, геологических разработок, а также строительства крупных объектов и т.п.
Специфика деятельности названных организаций (подрядчиков) состоит в том, что у них готовая продукция не принимается на учет, и они нуждаются в получении денежных средств по промежуточной готовности выполнения заказа. Возникает необходимость, с одной стороны, снизить объем незавершенного производства путем списания затрат на промежуточный этап работ, а с другой получить денежное вознаграждение за этот этап с целью обеспечения дальнейшего финансирования своей деятельности.
Информация о законченных этапах работ, имеющих самостоятельное значение, у подрядчика обобщается на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По дебету этого счета отражают стоимость законченных этапов работ, принятых заказчиком, в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи». По окончании всех этапов работ счет 46 кредитуют с дебетованием счета 62.
Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62, погашается денежными средствами, поступившими в виде авансов и сумм, полученных от заказчика в окончательный расчет.
Следовательно, по счету 46 может формироваться дебетовое сальдо, означающее сумму выполненных заказчиком, но еще не оплаченных подрядчиком работ.
Фактические
затраты по этапам отражают по дебету
90 кредиту 20, поступление платежей - по
дебету счетов 50,51,52 и кредиту 62 [15].
4.
ФОРМЫ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ПОКУПАТЕЛЯМИ (ЗАКАЗЧИКАМИ)
И ПОСТАВЩИКАМИ (ПОДРЯДЧИКАМИ)
В расчетах с покупателями и заказчиками может применяться как наличная, так и безналичная форма расчетов.
Для юридических лиц расчеты наличными производятся в пределах 100000 рублей, а с физическими лицами - в любой сумме по каждой покупке. Согласно ГК РФ [2], расчеты с участием граждан, если последние не связаны с предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками