Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:29, дипломная работа
Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогом и сборам в орга-низации – это экономический рычаг, при помощи которого государство воз-действует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определен-ного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ 6
1.1. Исторические основы учета расчетов по налогам и сборам 6
1.2. Теоретические основы учета расчетов с бюджетом 17
1.3. Методологические основы учета расчетов по налогам и сборам 30
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСГОРТРАНС» - ФИЛИАЛ СЛУЖБА АВТОМАТИКИ И СВЯЗИ 43
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 43
2.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 51
2. 3. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость 58
2. 4. Учет расчетов по прочим налогам и сборам 60
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСГОРТРАНС» - ФИЛИАЛ СЛУЖБА АВТОМАТИКИ И СВЯЗИ 66
3.1. Основные недостатки учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 66
3.2. Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам с бюджетом 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Законодатель
указывает исчерпывающий
Основными элементами налогообложения являются:
Кроме того, обязательно должен быть определен круг налогоплательщиков.
Пункт 2 статьи 17 НК РФ предусматривает возможность установления налоговых льгот.
Налоговые льготы - это некоторые, предусмотренные законодательством, преимущества по уплате налогов (в том числе, возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере), предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер;
Основаниями для установления налоговых льгот являются различные обстоятельства, в связи с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты допускают возможность их предоставления отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении федеральных налогов, региональных и местных налогов (статья 12 НК РФ).
О сборах. При установлении конкретного вида сбора, в нормативном правовом акте в обязательном порядке должны быть определены конкретные элементы обложения (то есть плательщик сборов, ставка сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и так далее).15
Целью бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам является формирование полной и достоверной информации о состоянии данных расчетов. Задачами бухгалтерского учета при этом являются16:
Обеспечение
вышеперечисленных задач
Таблица 1.1
Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ
№ п/п | Название документа | Примечание |
Первый уровень нормативного регулирования | ||
1 | Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая | Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования |
2 | Гражданский кодекс Российской Федерации | Устанавливает порядок перехода права собственности на товары |
3 | Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» | Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
Второй уровень нормативного регулирования | ||
4 | Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ | Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
5 | Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 | Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете |
Третий уровень нормативного регулирования | ||
6 | План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению | Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
7 | Приказы Минфина
РФ «Об утверждении
форм налоговых деклараций» |
Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению |
Четвертый уровень нормативного регулирования | ||
8 | Учетная политика
предприятия для целей |
Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет |
Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня. Первый уровень сформирован из законов (кодексы, законы, документы международного уровня) и иных документов приравненных к законодательным актам (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Документы этого уровня прямо или косвенно оказывают влияние на организацию бухгалтерского учета и формирование финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Наиболее значимым нормативным актом, регламентирующим бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам является Налоговый кодекс Российской Федерации. В налоговом кодексе установлены основные принципы организации системы налогообложения, определены виды и элементы налогов. Именно налоговый кодекс регламентирует порядок налогообложения лиц (физические и юридические) отдельно по каждому из налогов, частности формирование налогооблагаемых баз, организация налоговой отчетности и порядок расчетов с бюджетами.
Документом, регламентирующим организацию учета расчетов в первой группе, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В нормативном акте закреплены основные принципы и правила организации бухгалтерского учета.
Второй нормативный уровень включает в себя различные положения, рекомендации и нормативы, непосредственного влияния на организацию бухгалтерского учета, к ним относят документы Минфина РФ, которые определяют императивные нормы и допуски в организации учета и финансовой отчетности.
Ко второму уровню нормативного регулирования учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Положение устанавливает требования и принципы ведения учета вообще и опосредованно расчеты с бюджетом по налогам и сборам.
Из
всех бухгалтерских стандартов (ПБУ),
непосредственно
ПБУ 18/02 разъясняет порядок отражение в бухгалтерском учете взаимосвязи суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам бухгалтерского учета и по правилам налогового учета. Можно сказать, что ПБУ 18/02 определяет порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по правилам налогового учета, но на основе бухгалтерских данных.
К документам третьего уровня относят методические указания, инструкции и разъяснения Минфина по вопросам организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Документом прямого действия в части организации бухгалтерского учета по расчетов с бюджетами различных уровней можно назвать План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению. Для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены отдельные счета синтетического учета: 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (с субсчетами в разрезе отдельных активов и платежей), 68 «Расчеты по налогам и сборам» (с субсчетами в разрезе отдельных налогов и сборов).
Четвертый уровень системы регулирования бухучета содержит локальные нормативные акты, регламентирующие учет и отчетность в конкретной организации. Учетная политика, с учетом нормативных императивов и допусков, более детально раскрывает методические, технические и организационные аспекты организации управленческого, бухгалтерского и налоговых учетов. В качестве приложений к Учетной политике рассматриваются: рабочий план счетов, график документооборота, методики расчета отдельных показателей и налоговых баз отдельных налогов и обязательных платежей.
Обязательными разделами Учетной политики организации являются особенности организации учетной работы для целей бухгалтерского учета и налогового учета.
В системе расчетных взаимоотношений организаций денежные расчеты с бюджетами осуществляются в императивной форме, поэтому этому разделу бухгалтерского учета уделяется особое внимание. В связи с этим, бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам обязан обеспечить формирование полной и достоверной информации на всех этапах учетной работы.
По объекту налогообложения налоги классифицируют следующим образом: налог на имущество; налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц и другие.
По способу учета налоги делятся на: включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; включаемые в продажную цену продукции, работ, услуг и относимые на финансовые результаты.
В рамках этих классификаций организуется бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам.
Основным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учета и налоговой отчетности является Учетная политика, в разделе которой «для целей налогообложения» отражаются все особенности определения налогооблагаемых баз.
Все расчеты с бюджетом по налогам и сборам учитываются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, в частности, по кредиту счета отражаются обязательство перед бюджетом, а по дебету – погашение обязательств. Сальдо по счету показывает задолженность перед бюджетом (кредитовое сальдо) или задолженность бюджета (дебетовое сальдо). Каждый налог учитывается на отдельном субсчете.
Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты:
в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль,
- в корреспонденции со счетом 91 «Прочие налоги и сборы» - налог на имущество, земельный налог, прочие налоги.
-
в корреспонденции со счетом 70
«Расчеты с персоналом по
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет в корреспонденции со счетами денежных средств (50, 51), а также на суммы налоговых вычетов, например, в отношении НДС, по дебету счета 68 происходит списание со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет организуется в рамках налогового учета по общим правилам его ведения - обеспечение информативности в рамках счета, субсчета. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов с учетом требований налогового законодательства.
Ст. 153 Налогового кодекса РФ устанавливает различные налоговые ставки и определяет требования ведения раздельного аналитического учета НДС. После введения в действие нового Плана счетов, правила бухгалтерского учета определяют особенности формирования бухгалтерской отчетности для целей финансового учета, что не совпадает с порядком формирования налоговой базы по налогам и сборам по НК РФ. Такие разночтения привели к необходимости организации самостоятельной учетной системы в целях налогообложения.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации