Бухгалтерский учет реализации продукции (работ, услуг) (на примере ОАО «Стройматериалы»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Цель выбранной темы - более глубокое изучение операций по реализации покупателям готовой продукции, а также методике отражения в учете этих операций.
В состав продукции (работ, услуг) входят:
- готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства;
- работы и услуги промышленного характера,
- работы и услуги непромышленного характера,

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.69 Кб (Скачать документ)

Таблица 1.2

Счет 90 «Реализация  продукции (работ, услуг)» (активно-пассивный  счет)

Дебет

Кредит

Реализованная продукция (работы, услуги) по полной себестоимости

Корреспонди-рующий счет

Реализованная продукция (работы, услуги) по продажным ценам

Корреспонди-рующий счет

Списана фактическая себестоимость:

- отгруженной продукции;

- работ, услуг

 

Списаны общехозяйственные  расходы (по учетной политике)

 

Списаны коммерческие расходы

 

 Начислен НДС

 

Начислен акциз

 

Прибыль от реализации (работ, услуг)

 

 

 

43

 

20

 

 

 

26

 

 

44

 

 

68

 

68

 

 

99

Предъявлен к оплате счет за отгруженную  продукцию, выполненные работы и  оказанные услуги

 

Убыток от реализации продукции (работ, услуг)

 

 

 

62

 

 

 

 

99


 

Учет выпуска готовой продукции  без применения счета 40 является наиболее распространенным в отечественной  практике. Продукция, изготовленная  для реализации, приходуется на склад  с отображением по Дт  43, Кт 20,23.               Поступающая систематически на склад из производства и отгружаемая готовая продукция в течение месяца учитывается по учетным ценам. По окончании месяца определяется фактическая производственная себестоимость, и на величину отклонений делаются корректировочные записи: Дт 43,  Кт 20,23 (обычная или сторнировочная).

В бухгалтерском учете применяют  следующие виды оценки готовой продукции:

- производственная себестоимость, которая включает все производственные затраты на выработку готовой продукции;

- полная себестоимость, которая состоит из производственной себестоимости с добавлением коммерческих расходов (расходов, связанных с реализацией, рекламой и др., не возмещаемых покупателями);

- по договорным ценам предприятия

- по розничным ценам - ценам на товары, реализуемые через розничную торговую сеть. Они состоят из договорной цены и торговой дбавки, которая идет на покрытие издержек обращения и образование дохода торговых организаций.

Метод реализации продукции по отгрузке пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя он повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого факта являются неплатежеспособность многих предприятий, недостаточность распространения вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания, невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и этот метод учета реализации продукции найдет широкое применение. Но на данный момент, использование этого метода многим организациям не кажется целесообразным. В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.

        Для учета реализации продукции (работ, услуг) используется счет 90 «Продажи».  Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

-готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

-работам и услугам промышленного характера;

-работам и услугам непромышленного характера;

-покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

-строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;

-товарам;

-услугам по перевозке грузов и пассажиров;

-транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

-предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

-предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

-участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

При признании в бухгалтерском  учете сумма выручки от продажи  товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается  по кредиту счета 90 «Продажи» и  дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита  счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «расходы на продажу», 20 «основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».

Договоры купли-продажи регулируются главой 30 ГК РФ. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется  принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Условие договора купли-продажи  о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Отгруженная или сданная на месте  покупателям (заказчикам) готовая продукция, расчетные документы за которую  предъявлены этим покупателям (заказчикам), списывается в порядке реализации со счета 43 «Готовая продукция» в дебет  счета 90 «Продажи».

Если договором поставки обусловлен момент перехода владения, использования  и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику), отличный от указанного в главе 30 ГК РФ, то до оговоренного договором момента  перехода права собственности эта  продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической  отгрузке ее производится запись по кредиту  счета 43 «Готовая продукция» и дебету счета 45 «Товары отгруженные». В  дальнейшем в момент перехода права  собственности на отгруженную покупателю продукцию в бухгалтерском учете  отражается проводка Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 45 «Товары отгруженные».

Договоры комиссии регулируются главой 51 ГК РФ. Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется  по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или  несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.3

Готовая продукция, переданная комитентом комиссионеру для реализации по договору комиссии, списывается со счета 43 «Готовая продукция в дебет счета 90 «Продажи». Моментом реализации продукции в бухгалтерском учете комитента является дата получения извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю (заказчику). При этом фактическая себестоимость отгруженной продукции и расходы по оплате услуг комиссионера, предварительно учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», списываются в дебет счета 90 «Продажи».

Следует обратить внимание, что в  соответствии со ст. 40 Налогового кодекса  РФ (часть первая) налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять  правильность применения цен по товарообменным (бартерным) операциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский учет реализации  продукции на ОАО «Стройматериалы»

2.1.Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Стройматериалы»

 

ОАО «Стройматериалы» г. Белгорода с момента своего образования является одним из крупнейших производителей строительных материалов. В 2011 году предприятие отметит свое 150-летие. 
       Стратегия и деятельность ОАО «Стройматериалы» направлена на удовлетворение потребностей рынка в строительных и отделочных материалах.           Полное и сокращённое наименование предприятия: открытое акционерное общество «Стройматериалы» - ОАО «Стройматериалы». Дата регистрации предприятия: В 1992 году комбинат переименован в Акционерное Общество Открытого Типа «Стройматериалы», с 1996 года - Открытое Акционерное Общество «Стройматериалы».  

Подчиненность предприятия: общему собранию акционеров, которое в свою очередь создало  следующие органы управления акционерным  обществом: наблюдательный совет и  генеральный директор. Вид деятельности: производство строительных материалов. Включено в государственный реестр РФ предприятий-монополистов:

1. Федеральный: не включено;

2. Местный: не включено.       Организационно-правовая форма предприятия: открытое акционерное общество. Форма собственности: акционерная. Организация осуществляет операции через БелгородПромстройбанк и Внешторгбанк. Также в состав предприятия входят участки: электроучасток, строительный участок, АСУП и ТП, лаборатория, заводоуправление.       Покупателю подчас трудно сориентироваться на рынке производства стройматериалов. В этой ситуации потребитель руководствуется правилом: покупать продукцию тех фирм, которые зарекомендовали себя добросовестными поставщиками и не раз подтверждали высокое качество продукции. 
      Партнерам предлагают  продукцию высокого качества по разумной цене, гарантированные поставки в соответствии с условиями договоров. Выпускаемая продукция пользуется большим спросом в России, странах СНГ, Прибалтики, дальнего зарубежья.        С 1 марта 2004 года запущена в эксплуатацию линия по производству сухих строительных смесей. Предлагаем новые виды продукции: шпаклевки: универсальную, финишную универсальную и финишную белую, штукатурные смеси: немодифицированная и универсальная, а также клей плиточный «Стандарт».          ОАО «Стройматериалы» — одно из крупнейших предприятий по производству мела технического дисперсного и высокодисперсного. Высокое содержание в меле CaCO3 позволяет широко применять его как наполнитель в лакокрасочной, полимерной, резинотехнической промышленности, строительстве и производстве строительных материалов. 
      В ОАО «Стройматериалы»  можно приобрести кирпич силикатный, мастику герметизирующую морозостойкую строительную «Тегерон» для герметизации закрытых вертикальных стыков наружных стен и для уплотнения мест примыкания оконных и дверных блоков к элементам стен жилых и общественных зданий, в том числе в районах Крайнего Севера, мастику герметизирующую нетвердеющую «Гемаст», предназначенную для герметизации стыков стекла (стеклопакетов, панелей из органических светопрозрачных материалов) и элементов ограждений теплиц, выполненных из алюминия и оцинкованных стальных профилей. 
      Блоки из ячеистых бетонов стеновые, выпускаемые ОАО, улучшают теплоизоляционные свойства наружных стен, известь, как вяжущее средство, применяемая в этих изделиях, обеспечивает пористость, позволяющую дышать стенам.           ОАО «Стройматериалы» специализируется на производстве силикатного кирпича, строительной извести; извести для кожевенной промышленности, мела для производства комбикормов и минеральной подкормки с/х животных и птицы, мела технического; теплоизоляционных плит автоклавного твердения; мелких стеновых бло-ков; шпаклевок; смесей; мастики «Тегерон» и «Гемаст».         Мастика герметизирующая морозостойкая строительная «Тегерон» предназначена для герметизации закрытых вертикальных стыков наружных стен и для уплотнения мест примыкания оконных и дверных блоков к элементам стен жилых и общественных зданий, в том числе в районах Крайнего Севера. Мастика герметизирующая нетвердеющая «Гемаст», предназначена для герметизации стыков стекла (стеклопакетов, панелей из органических светопрозрачных материалов) и элементов ограждений теплиц, выполненных из алюминия и оцинкованных стальных профилей.   Высокое содержание в меле карбоната кальция позволяет широко применять его как наполнитель в лакокрасочной, полимерной, резинотехнической промышленности, строительстве и производстве строительных материалов. Плиты теплоизоляционные и блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие, выпускаемые предприятием, улучшают теплоизоляционные свойства наружных стен, известь, как вяжущее средство, применяемая в этих изделиях обеспечивает пористость, позволяющую дышать стенам. Для приготовления растворов, вяжущих материалов для производства строительных материалов предприятие предлагает известь строительную.           В кожевенной промышленности широко применяется известь комовая. Для известкования почв и санитарной обработки помещений для животных и птиц предлагается мука известняковая, а для производства комбикормов и минеральной подкормки сельскохозяйственных животных и птиц -природный молотый мел.        Основным материалом в строительстве в Белгородской области является силикатный кирпич, выпускаемый предприятием более 40 лет. За годы работы выпущено 4281318 тыс. шт.условного кирпича. Рядовой силикатный кирпич - эффективный высокопрочный и долговечный материал. Относится к группе автоклавных вяжущих материалов. Применяется для кладки каменных и армокаменных конструкций внутренних стен зданий и сооружений в гражданском и промышленном строительстве.    Благодаря низкой стоимости, в последнее время, является идеальным материалом при возведении садовых построек, гаражей и декоративных силикатных заборов. Применение лицевого силикатного кирпича позволяет воплотить в жизнь самые оригинальные и необычные решения дизайнеров и архитекторов при оформлении фасадов зданий, садовых дорожек и малых архитектурных форм. Хорошее сочетание лицевого силикатного кирпича с деревянными и металлическими конструкциями позволяет использовать его и при реставрации обветшалых старых зданий, отдельных частей, придавая им привлекательный внешний вид.        На протяжении последних лет в ОАО «Стройматериалы» наблюдается рост объемов продукции, так если в 2003 г. предприятие выпускало продукции на 122493 тысячи рублей в год, то к концу 2005 г. эта величина увеличилась более чем на 60 тысяч рублей в год.

Рынок сейчас насыщен и конкуренция  на нем очень высокая. Пусть остальные  производят, может, не такой спектр наименований продукции, как ОАО  «Стройматериалы», но производят. И  покупателя надо отвоевывать каждый день. Так что, во-первых, предприятие  старается наращивать свое основное преимущество, которое заключается  в том, что строители могут  на одном предприятии, закупить все  необходимое. Во-вторых, держит баланс в соотношении цены и качества. Первая должна быть как можно ниже, второе - на высоком уровне. И, в-третьих, всегда необходимо поддерживать порядочные отношения с заказчиком, работая  с ним предельно корректно  и удобно для него. А это и  осуществление поставок в строго определенные сроки, стабильность в выполнении своих обязательств, деловая репутация, без которой сегодня на рынке не удержаться, тем более в такой области, как Белгородская, имеющей хорошие традиции делового партнерства. На предприятии постоянно отрабатываются различные схемы взаимодействия с потребителями. Одних только крупных потребителей, которые в год закупают у предприятия продукции на сумму не менее 500 тысяч рублей - больше сотни.          Основными конкурентами ОАО "Стройматериалы" являются:

1. ОАО «Завод ЖБК-1» (продукция конкурент - камни бетонные стеновые);

2. ООО «ЗСК - ОЭМК» г. Старый Оскол;

3. ЗАО "Шебекинский мелзавод" г. Шебекино;

4. ОАО «Мелстром»

5. ОАО «Руслайм»

6. Завод силикатного кирпича (ЗСК) треста «Рудстрой» ОАО «ЛГОК» г. Губкин.

На  протяжении последних лет в ОАО «Стройматериалы» наблюдается рост объемов продукции, так если в 2009 г. предприятие выпускало продукции на 122493 тысячи рублей в год, то к концу 2010 г. эта величина увеличилась более чем на 160 тысяч рублей в год.

  Рынок сейчас насыщен и конкуренция на нем очень высокая. Пусть остальные производят, может, не такой спектр наименований продукции, как ОАО «Стройматериалы», но производят. И покупателя надо отвоевывать каждый день. Так что, во-первых, предприятие старается наращивать свое основное преимущество, которое заключается в том, что строители могут на одном предприятии, закупить все необходимое. Во-вторых, держит баланс в соотношении цены и качества. И, в-третьих, всегда необходимо поддерживать порядочные отношения с заказчиком, работая с ним предельно корректно и удобно для него. На предприятии постоянно отрабатываются различные схемы взаимодействия с потребителями. Одних только крупных потребителей, которые в год закупают у предприятия продукции на сумму не менее 500 тысяч рублей - больше сотни.   

За отчетный период с 1 января по 31 декабря 2009 года ОАО «Стройматериалы» заключило 295 договоров, из них 186 по России, 67 со странами СНГ, Ближнего Зарубежья - это Украина, Молдавия, Казахстан, Азербайджан, страны Прибалтики, 72 бартерных договора.   Основная часть продукции ОАО «Стройматериалы» поставляется на рынок Белгородской области.        Кирпич силикатный, производимый на ОАО «Стройматериалы» реализуется в основном в Белгородской области, мел и известь известны почти во всех регионах России, а также в странах ближнего зарубежья. Известь ОАО «Стройматериалы» с удовольствием покупают не только строители, ведь она отличается особой химической чистотой, и спектр ее использования - от обувной промышленности до электролизных процессов в металлургии. И как подтверждение вышесказанному, известь строительная признана лауреатом программы «100 лучших товаров России» в 2003 году. Сухие смеси реализуются в г. Белгороде, Белгородской области, в г. Курске и в Республике Татарстан.      Потребителями продукции ОАО «Стройматериалы» являются преимущественно юридические лица. Основными заказчиками силикатного кирпича являются «Фонд развития жилищного строительства и социальных инвестиций г Белгорода», УКС г.Белгорода и области, ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», ЗАО «Белгородгородстрой-Плюс», ООО «Спако-Инвест», ЗАО «Белгороджилстрой», строительные организации г. Белгорода. Заказчиками извести являются: силикатные заводы Черноземья, Орловский завод силикатного кирпича, предприятия Украины: «Мотор-сич», Старооскольский завод строительных материалов, Новочеркасская ГРЭС. Мел востребован в химической промышленности Россия, а также предприятиями Украины: «Зип», «Фелона».         Юридические лица, как правило, приобретают кирпич непосредственно с завода, 90% сделок осуществляется по безналичному расчету. Частные лица приобретают кирпич самостоятельно или опосредованно - через подрядчиков, оплата производится наличными средствами. Цены на продукцию при безналичном расчете на 5-7% ниже, чем при расчетах наличными средствами.         Одной из главных целей является сохранение существующих клиентов и привлечение новых, при этом руководствуясь принципом «покупатель всегда прав», вежливость с клиентами. Знание своих клиентов является залогом получения информации относительно их нужд и потребностей.  Технико-экономические показатели, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, предоставлены в виде таблице (табл. 2.1)

                                                                                                              Таблица 2.1.

Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности

ОАО «Стройматериалы» за 2007- 2009 гг.

 

 

Наименование показателей

Годы

Отклонение (+; -)

2007

2008

2009

2009 год к 2008 году

2008 год к 2007 году

1.Выручка от реализации товаров (В), тыс. руб.

5334

11894

13491

+ 6560

+ 1597

2.Себестоимость проданных товаров  (С), тыс. руб.

3841

8715

10238

+ 4874

+1523

3. Прибыль от продаж (ВП), тыс. руб.

591

461

313

- 130

- 148

4. Чистая прибыль(ЧП), тыс. руб.

477

157

61

- 320

- 96

5.Среднегодовая стоимость основных средств (СО), тыс. руб.

141

123

114

-18

-9

6.Среднегодовая сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.;

в т.ч. покупателей

1633

 

 

1604

1892

 

 

1869

2309

 

 

2281

+259

 

 

+265

+417

 

 

+412

7.Среднегодовая сумма кредиторской  задолженности, тыс. руб.;

в т.ч. поставщикам

1735

 

 

1635

2489

 

 

2389

4048

 

 

3816

+754

 

 

+754

+1559

 

 

+1427

8.Среднесписочная численность работников (ССЧ), чел.

18

24

28

+ 6

+ 4

9.Производительность труда (В/ССЧ), тыс. руб./чел

296,3

203,9

481,8

- 92,4

+ 277,9

10. Фондоотдача (В/СО),   тыс. руб.

37,8

96,7

118,3

+58,6

+93,7

11. Рентабельность товаров (ВП/С), %

15,4

5,3

3,1

-10,1

-2,2

12. Чистая рентабельность продаж (ЧП/В), %

8,9

1,3

0,5

-7,6

-0,8

Информация о работе Бухгалтерский учет реализации продукции (работ, услуг) (на примере ОАО «Стройматериалы»)