Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить организацию управленческого учета материальных издержек производства, а также рассмотреть пример формирования себестоимости продукций на примере конкретного предприятия.
В качестве задач данной работы можно выделить следующие:
рассмотреть понятие материальных издержек производства:
изучить состав материальных издержек производства:
рассмотреть документарное оформление материальных издержек производства:
из учить методы учета и оценки материальных затрат:
Введение…………………………………….………………………….….….…..…3
Глава 1. Учет материальных издержек производства……………..……….....…..5
Понятие и состав материальных издержек производства………….………….5
1.2 Учет материальных затрат………………………………………………..……..8
1.3 Учет материалов в бухгалтерии……………………………………………….13
Глава 2 Документальное оформление материальных затрат…………………...20
2.1 Документальное оформление и учет материалов на складах……………….20
2.2 Документальное оформление операций по поступлению материалов. ……29
2.3 Документальное оформление операций по отпуску материалов на производство. …………………………………………………………………………………37
2.4 Документальное оформление операций по выбытию материалов………….42
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………………………………...51
Большую часть материальных затрат организации составляют именно материалы, которые учитываются на счете 10 «Материалы».
К счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета:
10-1 "Сырье и материалы".
10-2 "Покупные
полуфабрикаты и комплектующие
изделия, конструкции и детали"
10-3 "Топливо".
10-4 "Тара и тарные материалы". 10-5 "Запасные части". 10-6 "Прочие материалы".
10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". 10-8 "Строительные материалы".
10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и др. [19. с. 245-246]
В бухгалтерском учете стоимость покупных материалов, используемых для обеспечения нормального технологического процесса или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды, входящих при списании в состав материальных затрат, учитываться на счете 10 «Материалы» субсчете 1 «Сырье и материалы», субсчете 3 «Топливо», субсчете 5 «Запасные части», субсчете 6 «Прочее материалы» и субсчете 8 «Строительные материалы».
Стоимость комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке в организации в бухгалтерском учете отражаются на счете 10 «Материалы» субсчете 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
Стоимость, приобретаемого у сторонних организаций какого-либо топлива, которое используется в технологических целях на производство всех видов энергии, отопление производственных помещений отражается на счете 10/3 «Топливо».
Учет топлива и энергии - учет расходования топлива и энергии в стоимостном выражении. В отличие от учета сырья и материалов, включение в состав материальных затрат расходов по оплате электроэнергии и тепла происходит по мере их потребления или расчетов с организациями-поставщиками. Эти расходы, как уже говорилось ранее, отражаются по статье "Топливо и энергия на технологические цели". При распределении энергетических затрат на единицу продукции используют те же методы, что и при распределении использованных материалов. Списание затрат на технологические цели по этой статье отражают записью: дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а при списании использованного топлива: дебет 20 "Основное производство", кредит 10 "Материалы", субсчет "Топливо". При расходовании топливно-энергетических ресурсов на содержание оборудования, а также на хозяйственные цели делают запись: дебет 25 "Общепроизводственные расходы" (26 "Общехозяйственные расходы"), кредит счета 10 "Материалы" (23 "Вспомогательные производства". 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), а по окончании месяца затраты, собранные на счетах 25 и 26. распределяют пропорционально произведенной продукции согласно выбранной базе распределения.
В условиях рыночной экономики цены на запасы часто изменяются под влиянием факторов спроса и предложения. Предприятие получает материально-производственные запасы на протяжении отчетного периода много раз по разным договорным ценам. Поэтому возникает важный вопрос - оценка материалов при отпуске их в производство, для определения величины материальных затрат. В зависимости от избранного способа оценки сумма материальных затрат отчетного периода может существенно варьировать, и. как следствие, вся величина затрат на производство строительной продукции (работ) текущего периода будет изменяться.
Согласно
п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-
3)по себестоимости первых по
времени приобретения
Применение одного из вышеуказанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов обязательно оговаривается в учетной политике организации.
Первый
из названных способов применяется
в отношении материально-
Средняя себестоимость определяется путем деления общей себестоимости всех материалов определенного вида на число имеющихся в наличии единиц материалов. С применением этого способа стабилизируется уровень материальных затрат. Это позволяет выровнять себестоимость продукции (работ) по наиболее весомому элементу затрат и достичь постоянного уровня рентабельности деятельности фирмы. Недостатком данного метода считается достаточно трудоемкие расчеты средних цен. однако применение компьютерной техники и бухгалтерских программ такие расчеты значительно упростили.
При методе ФИФО применяется правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
Метод
ФИФО чаще применяется в случаях,
когда размер и стоимость единиц
материалов являются значительными, когда
материалы легко
Так как из величины материальных затрат вычитаются возвратные расходы рассмотрим более подробно их учет.
Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).
Возвратные отходы уменьшают сумму затрат на производство, поэтому на основании накладных на сдачу отходов стоимость их списывают с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 10 «Материалы». Возникшие в производстве возвратные неиспользуемые отходы (стружки, отходы цинка, изгарь, обрезки бумаги и др.) оценивают по ценам приобретения соответствующих материалов за вычетом расходов по их сбору и обработке.
1.3 Учет материалов в бухгалтерии.
В настоящее время применяются различные варианты учета материалов в бухгалтерской службе.
Так, аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) может вестись на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.
Аналитический учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них — в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Как правило, применяются два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:
1) в бухгалтерской службе
ведутся карточки
Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях — только количественный учет.
В этих карточках ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца.
Используя данные этих карточек, бухгалтерская служба ежемесячно составляет оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. В оборотных ведомостях указываются:
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению).
Группировка материалов по
субсчетам и синтетическим
На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом.
Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.
Сводные оборотные ведомости
сверяются с данными
Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений;
2) карточки аналитического
учета бухгалтерской службой
не ведутся. Все приходные и
расходные документы
Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости составляются так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.
При использовании второго варианта работа по учету материалов является менее трудоемкой, так как в данном случае не требуется ведение карточек аналитического учета. Несмотря на это обстоятельство, учет материалов с использованием оборотных ведомостей все равно требует больших затрат времени и труда.
Более целесообразным в практике учета материалов считается использование сальдового метода.
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и синтетических счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом, как правило, исходя из учетных цен.
Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.
Материально ответственные лица складов и подразделений ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в некоторых случаях и суммовой учет. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяется правильность выведения остатков.
Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек -(книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом.
По отдельным складам
(кладовым, подразделениям) в качестве
сальдовой ведомости может
Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру.
Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом.
Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.
На основании сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом.
Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.
В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим — сальдовый.
Оборотный и сальдовый методы учета применяются, как правило, при ведении учета вручную.
При автоматизированном учете материалов, т. е. обработке первичных учетных документов с использованием средств вычислительной техники, все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются при помощи средств вычислительной техники. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах, для бухгалтерской службы и склада (подразделения).
Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них — по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.
Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях) ежемесячно, отдельно по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов. Ведомости движения материалов составляются отдельно по приходу и расходу материалов. Указанные ведомости могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно. В указанных ведомостях подсчитываются (формируются) итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения).
Информация о работе Бухгалтерский управленческий учет материальных издержек производства