Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Выбранная тема на сегодняшний день очень актуальна. Контроль и учет дебиторской и кредиторской задолженности является одной из главных задач на предприятии. Дебиторская и кредиторская задолженность весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

1 Теоретические аспекты учёта дебиторской и кредиторской задолженности

1.1 Понятие, классификация и задачи учёта дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………… 3

1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………… 9

1.3 Формы расчётов и документальное оформление операций по списанию и зачислению на счёт организации денежных средств………………………. 11

1.4 Учёт дебиторской и кредиторской задолженности…………………… 17

1.5 Порядок создания резервов и списание задолженности по срокам исковой давности ………………………………………………………………………. 22

1.6 Инвентаризация расчётов с дебиторами и кредиторами ………………. 27

2. Варианты отражения в учёте дебиторской и кредиторской задолженности

2.1 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учёте……………………………………………………………….. 30

2.2 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в учётной политике организации……………………………………………………………………. 34

2.3 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с международной системой финансовой отчётности…………………………. 40

3 . Совершенствование учёта дебиторской и кредиторской задолженности

3.1 Оформление дебиторской задолженности простым и
переводным векселем………………………………………………………… 46

3.2 Взыскание задолженности через суд и отражение в учёте……………. 49

3.3 Отказ от взыскания и порядок её отражения в учёте………………….. 50

Заключение…………………………………………………………………… 54

Список литературы…………………………………………………………… 56

Работа состоит из  1 файл

Doc1.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)
  • точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
  • контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
  • определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
  • определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
  • выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
  • выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. Определение причин их возникновения и возможных путей устранения;
  • определение правильности использования банковских ссуд;
  • выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
  • определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

1.2 Нормативно-правовое  регулирование учёта  дебиторской и  кредиторской задолженности 

     Принципы  учета дебиторской задолженности  и кредиторской задолженности регулируются такими нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, как Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34 н,  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, Положения по бухгалтерскому учету - ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Доходы организации» и другие документы.

     К основным правилам бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности относится: своевременное и полное выявление должников организации, достоверное и обоснованное отражение дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и отчетности,  учет погашения задолженности  и соблюдение правил списания безнадежной задолженности обоих видов.

     В соответствии с Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (далее ПБУ 4/99) в бухгалтерской  отчетности  активы и обязательства  должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

     Состав показателей, в котором должна быть представлена дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерской  отчетности, представлен в таблице 1.1.

    Таблица 1.1- Состав видов дебиторской и  кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности в соответствии с ПБУ 4/99

 Дебиторская  задолженность        Кредиторская задолженность
Покупатели  и заказчики       Поставщики  и подрядчики     
Векселя к получению          Векселя к уплате            
Задолженность   дочерних    и 
зависимых обществ           
Задолженность перед дочерними 
и зависимыми обществами     
Задолженность      участников 
(учредителей) по   вкладам в 
уставный капитал            
Задолженность           перед 
персоналом организации      
Авансы  выданные              Задолженность перед  бюджетом 
и            государственными 
внебюджетными фондами       
  Задолженность      участникам 
(учредителями) по     выплате 
доходов                     
  Авансы полученные           
  Прочие кредиторы            
 

     В существующих формах отчетности организаций  отражаются:

     - информация о дебиторской и  кредиторской задолженности - в  Бухгалтерском балансе (форма  №1);

     - сальдо дебиторской и кредиторской  задолженности с расшифровкой  по видам и сроку обращения и  данные по движению видов задолженности  (то есть остаток на начало и конец года) - в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).

     Выявленное  по каждому контрагенту дебетовое  и кредитовое сальдо составляет соответственно дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия. При составлении отчетности важно помнить, что в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов.

     Оценка  имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.  

     Величина  дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором  между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации, с учетом скидок и накидок.

     Величина  кредиторской задолженности определяется из цены и условий, установленных  договором между организацией и  поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом, с учетом скидок и  накидок.  

1.3 Формы расчётов и документальное оформление операций по списанию и зачислению на счёт организации денежных средств. 

Поступление и  списание денежных средств с расчетных счетов могут производиться двумя способами:

- наличным;

- безналичным.

Одним из видов  наличных расчетов является объявление на взнос наличными.

Прием и выдача денег с расчетного счета производятся банком на основании документов, утвержденных им же.

Организация имеет право реализовывать свою продукцию, работы, услуги, ненужные основные средства и другие ценности за наличный расчет, а также выполнять другие хозяйственные операции. В банке организации заполняет специальный бланк «Объявление на взнос наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей, и представляет в банк. Этот документ состоит из трех частей:

- объявления  на взнос наличными, составляемого  клиентом и остающегося в банке  для бухгалтерского оформления  поступивших денежных средств; 

- квитанции,  выписываемой банком для выдачи  клиенту; 

- ордера, прилагаемого  к выписке банка, выдаваемой клиенту.

Образец объявления на взнос наличными можно увидеть  в приложении А.

При этом бухгалтерией предприятия осуществляется проводка: 
Д   51 «Расчетные счета» К 50 «Касса».

Оплата за реализацию продукции, услуг, работ осуществляется также и безналичным путем. Безналичные расчеты являются формой денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путем отнесения сумм со счета покупателя и зачисления их на счет поставщика. Однако  безналичные расчеты увязаны не  только с банковскими операциями. В денежном обороте могут иметь место взаимные расчеты (по сальдо встречных требований между предприятиями или вексельный оборот). Такие расчеты обычно осуществляются вне банков.

В учете  зачет оформляется следующим  образом:

Отражено  погашение взаимных задолженностей      Д60(76) К62(76)

    Прекращение задолженности может быть осуществлено также путем взаиморасчетов, когда  задолженность оплачивается третьим  лицом по поручению должника, а  затем составляется акт о погашении  долга за счет средств, полученных в счет взаиморасчетов.

    Одним из самых распространенных способов прекращения дебиторской задолженности  является договор уступки права  требования (договор цессии).

     Договор уступки права требования – соглашение о замене прежнего кредитора (цедента), который выбывает из обязательства, другим субъектом (цессионарием), к которому переходят права прежнего кредитора.

     При продаже дебиторской задолженности  по договору цессии у цедента производятся в учете следующие записи (цифры  условные):

Заключен  договор об уступке права требования    Д 76 К91-1 - 10000 руб.

Списана с баланса дебиторская задолженность       Д91-2 К62 -  10500 руб.

Определен убыток от продажи задолженности       Д 99 К 91-9 – 500 руб.

Получены  денежные средства по договору цессии     Д51 К76 – 10000 руб.

     При этом стороны договора цессии обязаны  уведомить должника о состоявшейся уступке. Предприятие-должник делает следующую проводку:

Отражена  замена кредитора после получения  уведомления   Д 60 К 60.

     У организации-правоприобретателя приобретенная дебиторская задолженность будет отражаться на счете 58, так как, согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: «3. К финансовым вложениям организации относятся:…дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования…».

    В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при  которых применяются различные банковские расчетные документы

- платежные поручения;

- платежные требования;

- платежные требования - поручения;

- аккредитивы;

- расчетные чеки  и др.

Расчеты с помощью  платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

 а) авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;

б) после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем  прямого акцепта товара или выполненных  услуг (работ);

в) частичные  платежи при крупных сделках.

Досрочный и  отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков  отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары  отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.

Платежное поручение  принимается банком от плательщика  к исполнению только при наличии  средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается. В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.

Образец платежного поручения предоставлен в приложении Б.

    При равномерных и постоянных поставках  расчеты между поставщиками и  покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании  договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также  других расчетных банковских документов.

    Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так  и плательщиком (поручения, чеки). Стороны  периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.

    Расчеты в порядке плановых платежей позволяют  значительно уменьшить объем  учетной и финансовой работы, поскольку  отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.

    Расчеты в порядке плановых платежей покупатели отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», поставщики - на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На стоимость отпущенной продукции по оптовым ценам поставщик делает следующую бухгалтерскую запись:

    Д  62   К  90 субсчет 1 «Выручка».

    Фактическую себестоимость реализованной продукции  списывают следующей проводкой:

Информация о работе Дебиторская задолженность