Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Выбранная тема на сегодняшний день очень актуальна. Контроль и учет дебиторской и кредиторской задолженности является одной из главных задач на предприятии. Дебиторская и кредиторская задолженность весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

1 Теоретические аспекты учёта дебиторской и кредиторской задолженности

1.1 Понятие, классификация и задачи учёта дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………… 3

1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………… 9

1.3 Формы расчётов и документальное оформление операций по списанию и зачислению на счёт организации денежных средств………………………. 11

1.4 Учёт дебиторской и кредиторской задолженности…………………… 17

1.5 Порядок создания резервов и списание задолженности по срокам исковой давности ………………………………………………………………………. 22

1.6 Инвентаризация расчётов с дебиторами и кредиторами ………………. 27

2. Варианты отражения в учёте дебиторской и кредиторской задолженности

2.1 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учёте……………………………………………………………….. 30

2.2 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в учётной политике организации……………………………………………………………………. 34

2.3 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с международной системой финансовой отчётности…………………………. 40

3 . Совершенствование учёта дебиторской и кредиторской задолженности

3.1 Оформление дебиторской задолженности простым и
переводным векселем………………………………………………………… 46

3.2 Взыскание задолженности через суд и отражение в учёте……………. 49

3.3 Отказ от взыскания и порядок её отражения в учёте………………….. 50

Заключение…………………………………………………………………… 54

Список литературы…………………………………………………………… 56

Работа состоит из  1 файл

Doc1.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

    Д   90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» К 43

    Выручку, поступившую в порядке плановых платежей, оформляют следующей записью:

    Д   51 или других счетов К  62.

Платежные требования используются организациями для  расчетов за продукцию и услуги.                                                                                                    Платежное требование представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков. Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету. Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. При расчетах платежными требованиями операции по расчету у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и при расчетах, платежными поручениями.                                                                                                        Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке № 1 плательщика. Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.                                                                                   Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, так как, он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком.  
Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок 15 дней, в отдельных случаях банк может установить иной срок. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:                                 - покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);                          - отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).                          Аккредитив учитывают на счете 55 - «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».                                                                                              Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:                                                                          Д 55 субсчет 1 «Аккредитивы»  К 51 .                                                                       Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:                                                                                                     Д 55 субсчет 1 «Аккредитивы»  К 66.                                                                  Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:                                                                                                                        Д  60 К 55 субсчет 1 «Аккредитивы».                                                                           К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

Расчетный чек  содержит письменное поручение владельца  счета (чекодателя) обслуживающему его  банку на перечисление указанной  в чеке суммы денег с его  счета на счет получателя средств (чекодержателя).   Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены. При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.                        Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.

 

1.4 Учёт дебиторской и кредиторской  задолженности 

     Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление этими активами и обязательствами. Степень детализации аналитического учета должна позволять анализировать оборачиваемость данного актива и погашение данного обязательства в разрезе каждого контрагента и однородных хозяйственных операций в разрезе каждого договора.

В бухгалтерском  учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:

1) 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" (организацией выдан аванс в  счет поставки товара);

2) 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" (поставка товаров, работ, услуг  в счет последующей оплаты);

3) 68 "Расчеты по налогам и сборам" (переплата в бюджет налогов, сборов);

4) 69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению" (переплата при расчетах  по социальному страхованию, пенсионному  обеспечению, обязательному медицинскому  страхованию работников организации);

5) 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда" (при удержании с работника  в пользу организации определенных  сумм);

6) 71 "Расчеты  с подотчетными лицами" (подотчетное  лицо не возвратило выданные  ему денежные средства);

7) 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям" (возникновение задолженности работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и тому подобное);

8) 75 "Расчеты  с учредителями" (возникновение  задолженности учредителей по  вкладам в уставный, складочный  капитал);

9) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в случае наличия задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю; расчетов по претензиям в пользу организации; расчетов по причитающимся дивидендам).

     Кредиторская задолженность отражается в по кредиту счетов:

1) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (приобретение товаров, работ, услуг);

2) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (организацией получен аванс в счет поставки товара);

3) 68 «Расчеты по налогам и сборам» (задолженность в бюджет налогов, сборов);

4) 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (задолженность перед государственными внебюджетными фондами);

5) 70 «Учет расчетов с персоналом по оплате труда» и другие.

    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками заполученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги и т.д.

 По кредиту  счета 60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" отражается стоимость  принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Например, возможна ситуация, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против от фактурированного количества. Или при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки. Тогда счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

 По дебету  счета 60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" отражаются суммы  исполнения обязательств (оплату  счетов), включая авансы и предварительную  оплату, в корреспонденции со  счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.

 Аналитический  учет по счету 60 ведется по  каждому предъявленному счету,  а расчетов в порядке плановых  платежей - по каждому поставщику  и подрядчику.

  Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

 Счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие  доходы и расходы" на суммы  в соответствии с расчетными  документами.

 Счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

 Если покупатель  за отгруженную продукцию передал собственный вексель, то в учете продавца счет 62 не кредитуется, а осуществляется перенос задолженности покупателя с субсчета "Расчеты с покупателями" счета 62 на субсчет "Задолженность покупателей, обеспеченная векселями" счета 62.

 Аналитический  учет по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  ведется по каждому предъявленному  покупателям (заказчикам) счету,  а при расчетах плановыми платежами  - по каждому покупателю и заказчику.  При этом построение аналитического  учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

 - покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

 авансам полученным;

 - векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

 - векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

 - векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

 На счете  62 задолженность покупателей числится  до момента ее погашения (либо  иного способа прекращения обязательства).  

 Счет 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами"  предназначен для обобщения информации  о расчетах по операциям с  дебиторами и кредиторами: по  имущественному и личному страхованию;  по претензиям; по суммам, удержанным  из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

 На счете  76 могут отражаться расчеты по  страхованию имущества и персонала  (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.

Информация о работе Дебиторская задолженность