Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание

целью данной исследовательской работы является всесторонне изучение вопроса государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть понятие, объекты и субъекты инвестиционной деятельности фирмы;
– раскрыть виды, состав и источники инвестиций;
– выявить виды инвестиционных проектов, особенности их разработки и оценки;
– рассмотреть функции и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Понятие, объекты и субъекты инвестиционной деятельности фирмы. Инвестиции: виды, состав и источники. Виды инвестиционных проектов их разработка и оценка 5
2 Функции и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ 19
3 Осуществление инвестиционной деятельности предпринимательскими фирмами 29
Заключение 47
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ_2.0_11470_2006_Егор.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

В связи с  этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Перспективы же для инвесторов в России в настоящее  время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:

– нестабильность экономической и политической ситуации;

– несовершенное и противоречивое законодательство;

– неясность в определении прав собственности;

– отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

– нестабильность рубля как национальной валюты;

– непредсказуемость  изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных  инвестиций можно свести в две  группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты  по внешним долгам. К второй – мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия. Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно–технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная  политика не может осуществляться без  механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

– выбор источников и методов финансирования инвестиций;

– определение  сроков реализации;

– выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

– создание необходимой нормативно–правовой базы функционирования рынка инвестиций;

– создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной  инвестиционной политики различают  отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. [4, c.223]

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно–технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона  и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

– экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

– величиной имеющегося производственного потенциала;

– природно–климатическими  условиями;

– оснащенностью энергосырьевыми  ресурсами;

– географическим местонахождением и геополитическим положением;

– состоянием окружающей среды;

– демографической ситуацией;

– привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Все большую роль в .инвестиционной деятельности в последнее время  играют отдельные коммерческие предприятия  и организации. Исходя из этого существенно  повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес–плана.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. [14, с. 33] Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие:

– государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

– на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;

– необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

– наделение  органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

– разработка и применение единых общероссийских нормативно–законодательных основ  залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.

Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики требуется выработка стратегии  инвестиционной деятельности на уровне региона. Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом:

– оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;

– формирования и реализации стратегии регионального  развития;

– разработки целевых комплексных программ, реализующих  круг маркетинговых, организационно–технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес–карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;

– формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для  включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;

– разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;

– формирование бизнес – профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов:

– нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия  и его финансовую устойчивость;

– учет инфляции и фактора риска;

– экономическое  обоснование инвестиций;

– формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;

– ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

– выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия. В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

– совершенствование  законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

– осуществление  концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

– организация  взаимодействия с предприятиями  с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств. [15, c.59]

Я считаю, что  достаточно полно рассмотрел этот вопрос и пришло время перейти к следующей  главе работы, которая на мой взгляд потребует более детального рассмотрения вопроса. 

3 Осуществление инвестиционной деятельности предпринимательскими фирмами

 

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала доклад, данные которого говорят о росте доходов  населения в 2005 году почти на 9 процентов  и солидном увеличении инвестиций в реальную экономику. Слово – Ольге Красивской.

Экономика в  прошлом году росла темпами более  чем 6 процентов, инвестиции, вопреки мнению российских и западных экспертов, подросли почти на 11 процентов. Что стоит за этими цифрами поясняет глава Росстата Валерий Федоров.

Что касается реальных доходов населения, эта  цифра в 8,8 процента очень хорошо коррелируется с социальным самочувствием  населения. В конце декабря 2005 года мы вели опрос среди россиян о том, как они оценивают будущее своей страны. Получилось, что на 8 процентов число оптимистов по сравнению с предыдущим годом оказалось больше. Что касается роста инвестиций – это очень хороший индикатор. Опасения капитала о росте негативных тенденций в российской экономике не оправдались, цифры показывают, что время делать деньги в России – очень хорошее, можно вкладывать средства в развитие производства и сферу услуг в своей стране, а не вывозить их за рубеж. Несколько лет назад экономисты причислили нашу страну к так называемой группе БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай, – т.е. наиболее динамично развивающихся. Сегодня Россия это подтверждает. Несмотря на негативные тенденции, в которых эмоционально пребывал крупный бизнес последние 1,5 года после «дела ЮКОСа», ситуация переломилась. Сегодня бизнес возвращает деньги из–за рубежа и вкладывает в Россию. Это важный сигнал для иностранных инвесторов, которые потянутся за российским бизнесом.

Нельзя не отметить и стабильность отечественной  валюты, продолжает Валерий Федоров. Рубль в последнее время дорожает, видна хорошая тенденция к переходу от доллара в рубль. К следующему году, надеюсь, население предпочтет хранить деньги в отечественной валюте. [16]

Экономика России пошла в гору. По всеобщему признанию, 2005 год стал одним из самых удачных. На первый взгляд все выглядит похожим на победные результаты реформирования страны. Ее уже не лихорадят явные кризисы. А рост цен в сравнении с западными ценовыми планками пока не пугает западных экспертов. Им вполне можно демонстрировать статистические показатели впечатляющего роста доходов населения, повышения производства, особенно в сравнении с его упадком в 1990–е годы.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), в ноябре 2005 года инвестиции в основной капитал в стране использованы в объеме 348,1 млрд. руб., что на 12,4% больше, чем в ноябре 2004 года. «В январе–ноябре 2005г. – 2871,4 млрд. рублей и на 10,2% больше, чем за соответствующий период 2004 года», – значится в документах Росстата, который не скрывает, что «основными факторами, сдерживающими в 2005г. инвестиционную деятельность организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых и работающих в сфере обрабатывающих производств, распределения электроэнергии, газа и воды, являются: недостаток собственных финансовых средств (на это указали 65% руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (31%), высокие инвестиционные риски (25%), недостаточный спрос на выпускаемую продукцию (21%)». Главным недостатком дефицита инвестиций остается все же «неопределенность экономической ситуации в стране».

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ