Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание

целью данной исследовательской работы является всесторонне изучение вопроса государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть понятие, объекты и субъекты инвестиционной деятельности фирмы;
– раскрыть виды, состав и источники инвестиций;
– выявить виды инвестиционных проектов, особенности их разработки и оценки;
– рассмотреть функции и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Понятие, объекты и субъекты инвестиционной деятельности фирмы. Инвестиции: виды, состав и источники. Виды инвестиционных проектов их разработка и оценка 5
2 Функции и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ 19
3 Осуществление инвестиционной деятельности предпринимательскими фирмами 29
Заключение 47
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ_2.0_11470_2006_Егор.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

На конец  сентября 2005 года, по информации Росстата, общий объем накопленного иностранного капитала составил 96,5 млрд. долл., что на 31,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года: «Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53,1% (на конец сентября 2004 года – 57,5%), доля прямых инвестиций составила 44,9% (40,5%), портфельных – 2,0% (2,0%)». Основными странами–инвесторами прошедшего года российская статистика называет Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобританию, Германию, США и Францию, на долю которых в 2005 году приходилось 81,7% общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Год назад  министр финансов РФ Алексей Кудрин, сообщая о повышении рейтинговым  агентством Standard & Poor’s рейтинга России до инвестиционного уровня, говорил: «Это означает достижение определенных результатов в укреплении финансовой системы России и будет содействовать снижению стоимости привлечения российскими компаниями кредитов и инвестиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке». [17]

Примечательно, что российская экономика, судя по публикациям  международных рейтинговых агентств, «сохранит существенные темпы роста», а поскольку до выборов в России еще далеко, позитивный имидж страны пока сохранится. Даже несмотря на то, что и судебная, и административная, и энергетическая, и прочие реформы оказались в России неудачными, прогноз по рейтингам России оказывается довольно благоприятным для положительного принятия решений об инвестициях.

Курс на рыночную экономику, взятый в начале 1990–х, уже  преодолел периоды депрессии  и стагнации. Конечно, Запад все–таки пугает необыкновенная власть силовых структур в России. Но, видимо, он считает это меньшим злом, чем экономика коммунистического образца. Во всяком случае, международные рейтинговые агентства, прежде откладывавшие в долгий ящик присвоение России привлекательного инвестиционного рейтинга, дружным хором стали признавать ее успешной.

При этом нельзя не учитывать, что в 2005 году добыча нефти  выросла незначительно, тогда как в 2003 году этот рост составлял 11%. Тем не менее снижение темпов добычи энергоресурсов никак не повлияло на интерес иностранных инвесторов к России как к богатому сырьевому рынку. Хотя всего лишь пару лет назад Запад настораживала довольно низкая степень диверсификации российской экономики и ее высокая зависимость от мировых цен на энергоресурсы. Но как только цены на нефть стали расти, эта зависимость как раз и сыграла на руку России. Да и министр финансов РФ во всеуслышание говорит об «усилении финансовой системы» России. А это немаловажный факт привлекательности для Запада.

Международным признанием побед России стало ее председательство с этого года в «большой восьмерке». И выступая на британском саммите G–8, глава российского государства не стесняясь заявил, что во главу угла своего председательства он поставит именно энергетическую политику в мире.

Однако уже сейчас и мировые политики, и экономические эксперты не скрывают, что лидерство России в «восьмерке» – не более чем условность, продиктованная временной конъюнктурой. То есть заслуг правительства и властей предержащих в этом нет – как и предыдущие экономические успехи России, ее успехи прошедшего года основывались на благоприятной внешней конъюнктуре, обусловленной вообще высокими ценами на энергоносители в мире. Кроме того, нельзя забывать, что помимо нефтяной конъюнктуры, к 2005 году российскими властями было окончательно «переварено» дело ЮКОСа. В результате и весь негативный фон, которым оно сопровождалось, понемногу нивелировался. Опасения инвесторов удалось погасить: прежде осторожные, они стали вкладываться в Россию. Не случайно и сообщения о крупных западных кредитах стали более частыми – стало очевидным, что лучше вовремя застолбить этот загадочный российский рынок, чтобы не оказаться в будущем в кризисной ситуации в отношении энергоресурсов. [18]

Экономические итоги прошлого года показывают,  что инвестиционная привлекательность нашей экономики растет.

По информации федеральной службы государственной  статистики, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику  в 2005 году, составил 53 млрд. 651 млн. долл. и увеличился на 32,4% по сравнению с 2004 годом. Российская экономика, безусловно, заинтересована в иностранном капитале, поэтому Правительство РФ содействует сохранению стабильных условий реализации инвестиционных проектов на территории России и максимально учитывает пожелания иностранных инвесторов. А это хорошая новость и для отечественных инвесторов тоже.

Анализ результатов  мониторинга российских регионов (с  точки зрения их инвестиционной привлекательности) не оставляет сомнений, что наиболее перспективными являются: Санкт–Петербург и его область; Москва и ее область; Республика Татарстан; Краснодарский край (особенно Сочи и прилегающие к нему территории); Красноярский регион; Казань; Екатеринбург; Свердловская и Белгородская области.

Речь идет, как можно догадаться, о наличии двух ядер инвестиционной привлекательности – Северо–Западного и Центрального, а также отдельных очагов в Поволжье, Черноземье, на юге России и Калининградского эксклава.

Если проанализировать душевые показатели отечественного инвестирования, то оказывается, что среди регионов–лидеров по объему инвестиций на одного жителя нересурсными оказываются только Москва, Ленинградская область и Краснодарский край. А основные инвестиционные вложения отечественного инвестора приходятся на малонаселенные, богатые ресурсами регионы. 

Иностранные инвесторы больше внимания уделяют  уже хорошо освоенным регионам. Из первой дюжины регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций на душу населения за последние шесть лет лишь одна треть приходится на ресурсные. Прямые иностранные инвестиции концентрируются в лидирующих регионах (о которых мы говорили выше) – первая десятка «вобрала» в себя 83% всех прямых иностранных инвестиций, из которых 23 приходится на Сахалинскую область., или, точнее, на Охотское море.

Основные страны–инвесторы: Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция, Люксембург и Кипр (вероятнее всего, последние два фигуранта – формальные  инвесторы (наши соотечественники, которые вывезли капитал за рубеж и реинвестируют его в нашу экономику под новым именем). На долю этих стран приходилось 79,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций и 74,3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. [19]

Однако у  иностранных инвесторов существует огромный перечень проблем, с которыми они могут столкнуться на российском рынке. Наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией.

Повышению Инвестиционной привлекательности регионов способствует принятый в 2001 году Земельный кодекс и закон о его введении в действие. В соответствии с этими актами, до 1 января 2008 года приватизированным предприятиям вменяется в обязанность выкуп земли, на которой они стоят, или переоформление ее в срочную аренду (сейчас компании распоряжаются ею на праве бессрочного пользования).

Правительство признает, что земля обходится  дороговато, и готовится внести в  Думу проект, по которому стоимость  выкупа будет уменьшена до 2,5% от кадастровой.

В свою очередь, Минэкономразвития обсуждает возможность  предоставления отсрочки по платежам при выкупе земли под приватизированным предприятиями. Существенно и то, что снижены ставки НДС. Однако пока этот вопрос находиться в «спекулятивной» фазе обсуждения.

Программа создания особых экономических зон (ОЭЗ), которая  запущена уже в конце марта  текущего года, тоже призвана сыграть  свою роль в повышении привлекательности регионов для инвестирования. Для формирования шести ОЭЗ из федерального бюджета выделяется 8 млрд. рублей плюс значительные инвестиции российских и зарубежных компаний. Такими зонами станут: Татарстан, Томск, Липецк, Санкт–Петербург, Москва и Московская область. В ОЭЗ инвесторов привлекают внятное управление и налоговые льготы (отмена имущественного и земельного налога на 5 лет).

Во второй половине года пройдет еще один конкурс  по промышленным и технико–внедренческим  зонам с целью выявления регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, наиболее нуждающихся в стимулировании ростка экономики.

1 января 2007 года  вступит в силу положение о  внедрении системы единой государственной экспертизы проектной документации.

Изменениям  будет подвергаться около десяти законов, касающихся вопросов проведения различных видов экспертиз. Ситуация прояснится во второй половине 2006 года, когда окончательно определится, как будут вноситься эти изменения и какие решения по этому поводу примет Государственная Дума.

Для упрощения  процедуры различных видов согласований и экспертизы проектной документации введен принцип «одного окна».

Кроме того, это  станет гарантией обеспечения безопасности в строительном бизнесе, что должно повлиять на повышение профессиональной ответственности строителей. [20]

Франция традиционно  является одним из приоритетных торгово–экономических  партнёров России. По данным российской статистики, она занимает среди стран Европы – основных торговых партнёров России – 7 место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и Швейцария.

Развитие  товарооборота между Россией  и Францией в последние годы характеризуется  следующими показателями:

Таблица 2.1.

Данные российской статистики (млн. долл. США)

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005/2004

в %

Товарооборот

3704,2

4555

5783,9

7496,5

9778,9

126

Экспорт

2190,1

2659

3464,6

4425

6110,7

133

Импорт

1514,6

1896

2319,3

3071,4

3668,1

115

Сальдо

+676

+763

+1145,3

+1353,6

+2390,5

+176


Таблица 2.2. 

Данные французской статистики (млн. евро)

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005/2004

в %

Товарооборот

7366

7563

8915

10485

11453

109

Экспорт

5073

5242

6126

7337

8091

110

Импорт

2293

2341

2789

3148

3361

106

Сальдо

+2780

+2901

+3337

+4189

+4729

113


 

 

Благоприятная мировая конъюнктура основных товаров  российского экспорта во Францию – энергоносителей, цветных и черных металлов, химических и лесных товаров – повлекла за собой в последние годы заметный рост его объемов. В то же время, благодаря повышению реальных доходов населения и довольно динамичному росту экономики России, стабильно растет импорт товаров из Франции, как потребительских, так и промышленного оборудования. Структура российского экспорта во Францию является традиционной для нашей торговли с развитыми странами и сохраняет свою сырьевую направленность. Его основу – более 84 % – составили в 2005 году товары топливно–энергетического комплекса. Выделялись поставки продукции химической промышленности – 6,5 % всей стоимости экспорта, черных металлов – 2,4 %, древесины и изделий из нее – 1,2 %. Доля машинно–технических товаров в российском экспорте остаётся незначительной – около 1 %. В структуре импорта из Франции основную долю составляли машины и оборудование –27%, парфюмерная и фармацевтическая продукция –14%, продовольственные товары –12,3%. товары химической промышленности, пластмассы, каучук – 12%, продукция автомобильной промышленности – 9%, летательные аппараты –7,5%, бытовые приборы – 6%.

Франция относится  к числу стран, инвестиционная активность которых в отношении Российской Федерации является недостаточно высокой, несмотря на то, что имеющийся у нее в этой области потенциал представляется весьма значительным. Объем французских прямых инвестиций, аккумулированных в российской экономике по состоянию на конец 2005 года, составил 905 млн. долларов США. Франция по данному показателю занимает восьмое место среди основных стран–инвесторов, работающих на российском рынке, где ее опережают такие страны, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, Виргинские острова, Швейцария. По данным французской стороны (Экономическая миссия в Москве) прямые инвестиции Франции в России составляют около 2 млрд. евро. В то же время общий объем накопленных французских инвестиций (прямые, портфельные и прочие) в экономике России на тот же период времени составил 3918 млн. долл. США. По данному показателю Франция находится на 7 месте среди стран–инвесторов, работающих на российском рынке, уступая Германии, Кипру, Великобритании и Нидерландам, Люксембургу, США. Более 400 французских фирм имеют свои представительства или филиалы в России, однако, в основном это крупные предприятия. Французские фирмы ещё слабо представлены в российских регионах. С другой стороны инвестиции из Франции в России достаточно разнообразны в отраслевом разрезе. [21]

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ