Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2.1. Инвестиционный договор 13

2.2. Концессионный договор 17

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

Правовые гарантии 22

Правовые льготы 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс (инвестиции).doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

Портфельные инвестиции представляют собой вложение капитала в ценные бумаги с целью получения или увеличения дохода, но они не предоставляют возможности контроля за использованием вложенного капитала. В этом случае инвестор полагается сфере управления активами субъекта предпринимательской деятельности на других. Отличительной чертой прямых инвестиций является их: производственное назначение; долгосрочность; способность обеспечить инвестору управленческий контроль за  субъектом предпринимательской деятельности.

Инвестиционная деятельность представляет собой действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг), либo их иному использованию для получения прибыли (дохода) и ли) достижения иного значимого результата.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляться в следующих формах:

  1. создание юридического лица;
  2. приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
  • доли в уставном фонде юридического лица;
  • недвижимости;
  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования;
  • других основных средств.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются – инвесторы.

Под инвесторами понимается  лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющие инвестиционную деятельность в формах, определенных инвестиционным кодексом.  [2, ст.3]

В зависимости от национальной принадлежности и в целях определения особенностей регулирования деятельности инвесторы подразделяются на:

  • национальные;
  • иностранные.

Иностранными инвесторами  в Республике Беларусь признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:

а) собственные  средства, включая амортизационные  фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

б) заемные  и привлеченные средства, включая  кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.

 

Инвестор  имеет права, несет обязанности  и риски, связанные с вложением инвестиций.

Основные  права инвесторов сводятся к следующим:

  • право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности,
  • право самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности,
  • право осуществлять реинвестирование, т. е. вложение в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной в результате такой деятельности.

Инвесторам  предоставляются следующие гарантии.

  • права собственности и иных вещных прав, а также имущественных прав, приобретенных законным способом, и защиты этих прав,
  • равенства прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • равной, без всякой дискриминации, защиты прав и законных интересов инвесторов;
  • стабильности прав инвестора, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
  • защиты инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности в законодательстве отдельно не конкретизированы и зависят от специфики и  формы  этой деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов является соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности.

В качестве объектов инвестиционной деятельности, т. е. материальных и нематериальных благ, в которые может быть осуществлено инвестирование, выступают:

    1. недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
    2. ценные бумаги;
    3. интеллектуальная собственность.  [2, ст. 4]

Представленный  перечень объектов является закрытым. Нахождение определенных объектов, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только в собственности Республики Беларусь не исключает вложения инвестиций в эти объекты. Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства, что исключает возможность осуществления в отношении таких объектов инвестиционной деятельности в некоторых формах инвестиционной деятельности. [4, ч.3 ст.3] Объекты, находящиеся только в собственности государства, могут являться объектами концессий.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь возможны на объекты промышленной собственности, в частности изобретения, промышленные образцы, полезные модели, средства индивидуализации товаров (работ, услуг), прежде всего товарные знаки (знаки обслуживания), объекты авторского права. [5, с 6-7]

Важнейший принцип, на котором строится система приема капитала, - надежное правовое обеспечение  иностранных инвестиций и эффективно действуюшая система государственных органов.

Основной  показатель отношения конкретного  государства к возможности допущения иностранных инвестиций в экономику - это правовой режим, который определяет:

  • порядок и сферу помещения иностранного капитала;
  • порядок налогообложения;
  • условия перевода за пределы страны-реципиента прибыли (дохода) и иного капитала;
  • гарантии прав и льготы иностранным инвесторам;
  • ограничения, связанные с капиталовложениями в ряд отраслей экономики;
  • порядок разрешения инвестиционных споров.

Установление того или иного режима влечет за собой довольно важные последствия,  и способствует обеспечить наибольшее соответствие интересов инвесторов и принимающего государства

 В мировой  практике применяется несколько  видов правовых режимов:

    1. режим взаимности;

Согласно  данного режима -  иностранный  инвестор получает в принимающем  государстве такие же льготы, какими пользуются компании и граждане этого  государства на родине инвестора.

    1. обыкновенный (национальный);

Правовой  режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь. [2, ст.79] Для данного правового режима характерны изъятия ограничительного характера при осуществлении инвестиционной деятельности на территории  Республики Беларусь, условий деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц. Изъятия ограничительного характера, касающиеся прав иностранных инвесторов на осуществление вложений в определенных сферах.

Введен запрет на иностранные инвестиции в сферах:

  • обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;
  • изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Несмотря  на отсутствие аналогичных запретов в ранее действовавшем законодательстве об иностранных инвестициях, они фактически существовали. Содержится запрет на иностранные инвестиции в имущество предприятий по добыче, переработке руд ценных металлов и камней, каменных руд; метрополитена и городской электрический транспорт; предприятий по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты; предприятий, объекты, системы и средства, связанные с управлением воздушным движением и контролем за воздушным пространством; центры метрологии и летно-испытательные станции гражданской авиации, аэродромы национальных аэропортов, военные аэродромы и т.д. [4] Все эти объекты могут находиться лишь в собственности Республики Беларусь, т.е. ни иностранные, ни даже национальные инвесторы негосударственной формы собственности и административно-территориальные единицы Республики Беларусь не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на них. Но такие объекты могут быть объектами концессий. Также существуют ограничения, касающиеся иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь. Осуществление таких вложений требует согласия антимонопольного органа. Следует отметить, что антимонопольное законодательство Республики Беларусь не раскрывает содержания понятия «монопольное положение», поскольку оперирует понятием «доминирующее положение»

    1. привилегированный (режим наибольшего благоприятствования) ;

Предусматривает дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы (привилегии) при вложении инвестиций в определенные отрасли экономики или на определенных территориях. Данный режим предусматривает поддержание равенства прав и обязанностей без дискриминации между инвесторами разных стран.

    1. преференциальный режим;

Предполагает  предоставление различных льгот  в отношении определенных групп  инвесторов.

    1. справедливый и беспристрастный режим ( или «справедливый и равноправный»);

Данный режим  является наиболее общим режимом  в отношении иностранцев. Он включает следующие элементы:

  • не дискриминация в отношении иностранцев;
  • соблюдение минимальных международных требований к режиму для иностранцев;
  • обязанность принимающего государства защищать иностранную собственность на своей территории;

Каждый из режимов имеет свои достоинства и недостатки. Национальный режим и режим взаимности могут иметь слишком низкие критерии и не будут соответствовать интересам иностранных инвесторов. Режим наибольшего благоприятствования может не учитывать льготы, предоставляемые национальным предпринимателям, и в этом случае невозможна равноправная конкуренция между национальными и иностранными инвесторами. Определение справедливого и беспристрастного режима носит слишком общий характер. Его содержание остается по-прежнему во многом дискуссионным. Так, довольно трудно определить минимальные международные нормы режима в отношении иностранцев, которые, к тому же, по мнению ряда развивающихся стран, нередко используются для создания привилегированного положения иностранцев в экономике принимающей страны, эксплуатации ее природных ресурсов.

В целях оптимизации  сочетания интересов инвестора  и принимающего государства иногда целесообразно объединение норм различных режимов, например режима наибольшего благоприятствования  и национального режима. В этом случае в зависимости от конкретной ситуации предусматривается применять тот режим, который является более благоприятным для инвестора. При этом принимающее государство сохраняет за собой право ограничить применение принципов национального режима в отдельных областях деятельности.

Таким образом, создание благоприятного, стабильного инвестиционного  климата в экономике Республики Беларусь, является объективной необходимостью, поскольку структурная перестройка  национальной экономики требует значительных капитальных вложений. В условиях недостатка средств государственного бюджета и ограниченных возможностей банковской системы привлечение иных источников становиться особенно актуальным. Нормальный инвестиционный процесс в любой их стран предполагает инвестирование средств, как со стороны национальный так и иностранных инвесторов.

Информация о работе Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус