Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1. Инвестиционный договор 13
2.2. Концессионный договор 17
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
Правовые гарантии 22
Правовые льготы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Портфельные инвестиции представляют собой вложение капитала в ценные бумаги с целью получения или увеличения дохода, но они не предоставляют возможности контроля за использованием вложенного капитала. В этом случае инвестор полагается сфере управления активами субъекта предпринимательской деятельности на других. Отличительной чертой прямых инвестиций является их: производственное назначение; долгосрочность; способность обеспечить инвестору управленческий контроль за субъектом предпринимательской деятельности.
Инвестиционная деятельность
представляет собой действия юридического
лица, или (и) физического лица, или (и) государства
(административно-
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляться в следующих формах:
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются – инвесторы.
Под инвесторами понимается
лицо (юридические и физические лица, государство в
лице уполномоченных органов и его административно-
В зависимости от национальной принадлежности и в целях определения особенностей регулирования деятельности инвесторы подразделяются на:
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:
а) собственные средства, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;
б) заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.
Инвестор
имеет права, несет обязанности
и риски, связанные с вложением инвестиц
Основные права инвесторов сводятся к следующим:
Инвесторам
предоставляются следующие
Обязанности субъектов инвестиционной деятельности в законодательстве отдельно не конкретизированы и зависят от специфики и формы этой деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов является соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности.
В качестве объектов инвестиционной деятельности, т. е. материальных и нематериальных благ, в которые может быть осуществлено инвестирование, выступают:
Представленный перечень объектов является закрытым. Нахождение определенных объектов, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только в собственности Республики Беларусь не исключает вложения инвестиций в эти объекты. Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства, что исключает возможность осуществления в отношении таких объектов инвестиционной деятельности в некоторых формах инвестиционной деятельности. [4, ч.3 ст.3] Объекты, находящиеся только в собственности государства, могут являться объектами концессий.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь возможны на объекты промышленной собственности, в частности изобретения, промышленные образцы, полезные модели, средства индивидуализации товаров (работ, услуг), прежде всего товарные знаки (знаки обслуживания), объекты авторского права. [5, с 6-7]
Важнейший принцип, на котором строится система приема капитала, - надежное правовое обеспечение иностранных инвестиций и эффективно действуюшая система государственных органов.
Основной показатель отношения конкретного государства к возможности допущения иностранных инвестиций в экономику - это правовой режим, который определяет:
Установление того или иного режима влечет за собой довольно важные последствия, и способствует обеспечить наибольшее соответствие интересов инвесторов и принимающего государства
В мировой
практике применяется
Согласно данного режима - иностранный инвестор получает в принимающем государстве такие же льготы, какими пользуются компании и граждане этого государства на родине инвестора.
Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь. [2, ст.79] Для данного правового режима характерны изъятия ограничительного характера при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, условий деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц. Изъятия ограничительного характера, касающиеся прав иностранных инвесторов на осуществление вложений в определенных сферах.
Введен запрет на иностранные инвестиции в сферах:
Несмотря
на отсутствие аналогичных запретов
в ранее действовавшем законодательстве об иностранных
инвестициях, они фактически существовали.
Содержится запрет на иностранные инвестиции
в имущество предприятий по добыче,
переработке руд ценных металлов и камней,
каменных руд; метрополитена и городской
электрический транспорт; предприятий
по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов
с определенной степенью защиты; предприятий,
объекты, системы и средства, связанные
с управлением воздушным движением
и контролем за воздушным пространством;
центры метрологии и летно-испытательные
станции гражданской авиации, аэродромы
национальных аэропортов, военные аэродромы и т.д. [4] Все
эти объекты могут находиться лишь в собственности
Республики Беларусь, т.е. ни иностранные,
ни даже национальные инвесторы негосударственной
формы собственности и административно-
Предусматривает дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы (привилегии) при вложении инвестиций в определенные отрасли экономики или на определенных территориях. Данный режим предусматривает поддержание равенства прав и обязанностей без дискриминации между инвесторами разных стран.
Предполагает предоставление различных льгот в отношении определенных групп инвесторов.
Данный режим является наиболее общим режимом в отношении иностранцев. Он включает следующие элементы:
Каждый из режимов имеет свои достоинства и недостатки. Национальный режим и режим взаимности могут иметь слишком низкие критерии и не будут соответствовать интересам иностранных инвесторов. Режим наибольшего благоприятствования может не учитывать льготы, предоставляемые национальным предпринимателям, и в этом случае невозможна равноправная конкуренция между национальными и иностранными инвесторами. Определение справедливого и беспристрастного режима носит слишком общий характер. Его содержание остается по-прежнему во многом дискуссионным. Так, довольно трудно определить минимальные международные нормы режима в отношении иностранцев, которые, к тому же, по мнению ряда развивающихся стран, нередко используются для создания привилегированного положения иностранцев в экономике принимающей страны, эксплуатации ее природных ресурсов.
В целях оптимизации
сочетания интересов инвестора
и принимающего государства иногда
целесообразно объединение норм
различных режимов, например режима
наибольшего
Таким образом, создание
благоприятного, стабильного инвестиционного
климата в экономике Республики
Беларусь, является объективной необходимостью,
поскольку структурная